Автор: Легаева Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №88
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Внеурочное занятие
Тема: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли"
Раздел: начальное образование
Внеурочное занятие.
Создание коллективного исследовательского проекта.
Паспорт проекта
1.
Название
проекта:
«Влияние
условий
окружающей
среды
на
проращивание семян фасоли».
2.
Учебный
предмет,
в
рамках
которого
проводится
работа:
окружающий мир.
3.
Состав проектной группы: учащиеся 3 «А» класса
4.
Характеристика
проекта:
исследовательский,
групповой,
долгосрочный.
5.
Цель:
формирование
у
учащихся
навыков
исследовательского
поведения как универсального способа освоения действительности,
развитие способности к исследовательскому типу мышления.
6.
Предполагаемые результаты:
предметные:
формирование
представления
об
исследовательской деятельности, создание исследовательского
проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам
исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных
способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и
выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
метапредметные:
развитие исследовательских способностей
(умение
ставить
перед
собой
цель,
выдвигать
гипотезу,
планировать собственную деятельность, отбирать необходимую
информацию,
применять
на
практике
школьные
знания,
проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление
правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей,
составление
плана
совместных
действий,
умение
договариваться).
личностные:
активизация личностной позиции учащегося в
образовательном процессе на основе приобретения субъективно
новых
знаний
(т.е.
самостоятельно
получаемых
знаний,
являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного
учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7.
Необходимое
оборудование:
семена
белой
и
красной
фасоли,
горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.
8.
Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на
основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.
Ход работы.
1 этап.
Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели,
выдвижение гипотезы.
Тема:
«Влияние условий окружающей среды на проращивание семян
фасоли».
Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на
проращивание семян фасоли.
Задачи:
выбор и создание условий для проведения эксперимента;
подбор и замачивание семян фасоли двух видов;
наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;
определение того, как влажность температура и свет влияют на
быстроту проращивания семян.
Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла,
влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют
на ход эксперимента.
На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на
четыре группы по пять человек в каждой.
Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор
условий для их проращивания определяется жеребьевкой:
подоконник, где достаточно света, тепла;
горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;
темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;
холодильник, где нет света, нет тепла.
Каждая
группа
отвечает
за
свои
условия
проращивания
семян,
поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.
2 этап.
Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют
результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях,
выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя.
(см. Приложение.)
План анализа результатов эксперимента.
- Каковы условия для проращивания семян фасоли?
- Сколько требовалось влаги (много, мало)?
- Когда появился первый росточек красной фасоли?
- Когда появился первый росточек белой фасоли?
- Сколько проросло семян красной фасоли?
- Сколько проросло семян белой фасоли?
- Какова длина самого маленького ростка?
- Какова длина самого длинного ростка?
- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?
3 этап (через 5 дней).
Подведение промежуточных итогов, работа в группах.
- В каких условиях проросло больше всего семян?
- Как на это влияли температура, свет, влага?
- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?
- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?
- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Требуется
Требуется
влаги
влаги
Проклюнулось
Проклюнулось
семян через
семян через
5 дней
5 дней
Сорт фасоли
Сорт фасоли
Самый длинный,
Самый длинный,
короткий
короткий
росток
росток
Подоконник
Подоконник
много
одно
красная
0,5см
Батарея
Батарея
много
нет
-
-
Шкаф
Шкаф
мало
все
красная, белая
1,2см/0,5см
Холодильник
Холодильник
очень мало
одно
белая
0,2см
Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное
наличие тепла и влаги,
свет и сорт фасоли
не являются обязательным
условием для проращивания семян.
Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для
посадки, после чего высаживает семена в грунт.
4 этап (через 10 дней).
Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом
посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое
растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.
Подведение итогов.
- Через сколько дней появился посаженный росток?
- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?
- Что повлияло на всходы семян?
Формулирование вывода.
Результаты заносятся в таблицу.
Условия
Появление
ростка
после
посадки
Характеристика
ростка
через 10 дней
Подоконник
через 5 дней
тоненький яркий
Шкаф
через 4 дня
тоненький яркий
Холодильник
через 6 дней
крепкий яркий
Вывод:
Выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы
несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее
и крепче.
- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках
информации.)
Возможный ответ:
«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная
мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае,
готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее
распространение
у
огородников
получает предпосевная
термическая
обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить
внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в
значительной степени способствует изменению биологических особенностей
растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно
отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры.
5 этап.
Создание каждой группой презентации по результатам
исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).
6 этап.
Защита работ.
Анализ результатов эксперимента.
1. Каковы условия для проращивания семян фасоли?
__________________________________________________________
2. Сколько требовалось влаги? Много, мало (подчеркните нужное).
3. Когда проклюнулся первый росточек красной фасоли?
__________________________________________________________
4. Когда проклюнулся первый росточек белой фасоли?
__________________________________________________________
5.Сколько проклюнулось семян красной фасоли?_______________
6.Сколько проклюнулось семян белой фасоли?_________________
7. Какова длина самого маленького ростка?_____________________
8. Какова длина самого длинного ростка?______________________
9.
Какой
сорт
фасоли
проклюнулся
лучше
всего?
_________________
10. Через сколько дней появился посаженный росток из земли?
____________________________________________________
11.
Охарактеризуй
росток
через
10
дней:
стебель
(крепкий/тоненький), цвет (яркий/бледный) _______________