Напоминание

"Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли"


Автор: Легаева Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №88
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Внеурочное занятие
Тема: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочное занятие.

Создание коллективного исследовательского проекта.

Паспорт проекта

1.

Название

проекта:

«Влияние

условий

окружающей

среды

на

проращивание семян фасоли».

2.

Учебный

предмет,

в

рамках

которого

проводится

работа:

окружающий мир.

3.

Состав проектной группы: учащиеся 3 «А» класса

4.

Характеристика

проекта:

исследовательский,

групповой,

долгосрочный.

5.

Цель:

формирование

у

учащихся

навыков

исследовательского

поведения как универсального способа освоения действительности,

развитие способности к исследовательскому типу мышления.

6.

Предполагаемые результаты:

предметные:

формирование

представления

об

исследовательской деятельности, создание исследовательского

проекта, оформление его в виде презентации, обучение методам

исследования (наблюдение, эксперимент), освоение доступных

способов изучения природы, развитие навыков устанавливать и

выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

метапредметные:

развитие исследовательских способностей

(умение

ставить

перед

собой

цель,

выдвигать

гипотезу,

планировать собственную деятельность, отбирать необходимую

информацию,

применять

на

практике

школьные

знания,

проводить анализ результатов своей деятельности), осмысление

правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей,

составление

плана

совместных

действий,

умение

договариваться).

личностные:

активизация личностной позиции учащегося в

образовательном процессе на основе приобретения субъективно

новых

знаний

(т.е.

самостоятельно

получаемых

знаний,

являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного

учащегося), развитие навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.

Необходимое

оборудование:

семена

белой

и

красной

фасоли,

горшочки для посадки семян, грунт, салфетки, блюдца, линейка.

8.

Предполагаемый продукт: создание каждой группой презентаций на

основе опытов и наблюдений за проращиванием семян фасоли.

Ход работы.

1 этап.

Знакомство учащихся с темой проекта, совместное определение цели,

выдвижение гипотезы.

Тема:

«Влияние условий окружающей среды на проращивание семян

фасоли».

Цель: определить, как различные условия окружающей среды влияют на

проращивание семян фасоли.

Задачи:

выбор и создание условий для проведения эксперимента;

подбор и замачивание семян фасоли двух видов;

наблюдение за проращиванием семян в разных условиях;

определение того, как влажность температура и свет влияют на

быстроту проращивания семян.

Гипотеза: семена фасоли прорастут лучше там, где достаточно тепла,

влажности и света. Исключение одного из условий отрицательно повлияют

на ход эксперимента.

На данном этапе происходит деление обучающихся (по желанию) на

четыре группы по пять человек в каждой.

Замачивание семян фасоли (по десять штук каждого сорта), выбор

условий для их проращивания определяется жеребьевкой:

подоконник, где достаточно света, тепла;

горячая батарея, где достаточно света, избыток тепла;

темный шкаф, где нет света, достаточно тепла;

холодильник, где нет света, нет тепла.

Каждая

группа

отвечает

за

свои

условия

проращивания

семян,

поддерживая необходимую влажность салфетки, в которой находятся семена.

2 этап.

Учащиеся работают в группах, ежедневно самостоятельно анализируют

результаты наблюдений за семенами фасоли в конкретных условиях,

выбирают лучшие семена для посадки, заполняют карточку исследователя.

(см. Приложение.)

План анализа результатов эксперимента.

- Каковы условия для проращивания семян фасоли?

- Сколько требовалось влаги (много, мало)?

- Когда появился первый росточек красной фасоли?

- Когда появился первый росточек белой фасоли?

- Сколько проросло семян красной фасоли?

- Сколько проросло семян белой фасоли?

- Какова длина самого маленького ростка?

- Какова длина самого длинного ростка?

- Какой сорт фасоли пророс лучше всего?

3 этап (через 5 дней).

Подведение промежуточных итогов, работа в группах.

- В каких условиях проросло больше всего семян?

- Как на это влияли температура, свет, влага?

- Где же лучше всего проращивать семена? Почему?

- Эти условия пригодны только для фасоли или и других семян?

- Зависит ли быстрота появления ростка от сорта семян?

Формулирование вывода.

Результаты заносятся в таблицу.

Условия

Требуется

Требуется

влаги

влаги

Проклюнулось

Проклюнулось

семян через

семян через

5 дней

5 дней

Сорт фасоли

Сорт фасоли

Самый длинный,

Самый длинный,

короткий

короткий

росток

росток

Подоконник

Подоконник

много

одно

красная

0,5см

Батарея

Батарея

много

нет

-

-

Шкаф

Шкаф

мало

все

красная, белая

1,2см/0,5см

Холодильник

Холодильник

очень мало

одно

белая

0,2см

Вывод: для проращивания семян большее значение имеет умеренное

наличие тепла и влаги,

свет и сорт фасоли

не являются обязательным

условием для проращивания семян.

Каждая группа выбирает лучшее семя того или другого сорта для

посадки, после чего высаживает семена в грунт.

4 этап (через 10 дней).

Продолжение работы в группах. Ежедневное наблюдение за ростом

посаженной фасоли, определение, из какого семени вырастет самое крепкое

растение. Не забываем о поливе. Условия выращивания – подоконник.

Подведение итогов.

- Через сколько дней появился посаженный росток?

- Как он выглядит (крепкий/тоненький, яркий/бледный)?

- Что повлияло на всходы семян?

Формулирование вывода.

Результаты заносятся в таблицу.

Условия

Появление

ростка

после

посадки

Характеристика

ростка

через 10 дней

Подоконник

через 5 дней

тоненький яркий

Шкаф

через 4 дня

тоненький яркий

Холодильник

через 6 дней

крепкий яркий

Вывод:

Выдерживание семян в холоде позволяет получить всходы

несколько позже, чем проращивание их в других условиях, но ростки сильнее

и крепче.

- Почему? ( Ответ необходимо найти группам в различных источниках

информации.)

Возможный ответ:

«От плохого семени не жди доброго племени» - гласит народная

мудрость, что дает нам веское основание, заботясь о будущем урожае,

готовить семена овощных культур к посеву. В последние годы все большее

распространение

у

огородников

получает предпосевная

термическая

обработка семян овощных культур. Она не только помогает искоренить

внутреннюю инфекцию и значительно ускоряет прорастание семян, но и в

значительной степени способствует изменению биологических особенностей

растений. Но следует учитывать, что режимы термообработки семян сильно

отличаются друг от друга в зависимости от вида культуры.

5 этап.

Создание каждой группой презентации по результатам

исследовательской деятельности (форма отчета по выбору).

6 этап.

Защита работ.

Анализ результатов эксперимента.

1. Каковы условия для проращивания семян фасоли?

__________________________________________________________

2. Сколько требовалось влаги? Много, мало (подчеркните нужное).

3. Когда проклюнулся первый росточек красной фасоли?

__________________________________________________________

4. Когда проклюнулся первый росточек белой фасоли?

__________________________________________________________

5.Сколько проклюнулось семян красной фасоли?_______________

6.Сколько проклюнулось семян белой фасоли?_________________

7. Какова длина самого маленького ростка?_____________________

8. Какова длина самого длинного ростка?______________________

9.

Какой

сорт

фасоли

проклюнулся

лучше

всего?

_________________

10. Через сколько дней появился посаженный росток из земли?

____________________________________________________

11.

Охарактеризуй

росток

через

10

дней:

стебель

(крепкий/тоненький), цвет (яркий/бледный) _______________



В раздел образования