Напоминание

Партерная гимнастика» для учащихся младших классов отделения хореографии


Автор: Абубакирова Роза Юрьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Преподаватель
Населённый пункт: г. Адыгейск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Партерная гимнастика» для учащихся младших классов отделения хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДШИ» г. Адыгейска.

«Танец – это способ достичь красоты,

владеть каждым мускулом и направлять

его к счастью».

Морис Бежар.

Методические рекомендации на тему «Партерная гимнастика» для

учащихся младших классов отделения хореографии.

Адыгейск

2023г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Возврастные и индивидуальные особенности детей…………………………...5

Рекомендации………………………………………………………………….......6

Методические рекомендации для педагогических работников………………13

Вывод……………………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………...16

Введение

Как говорил известный французский хореограф Морис Бежар:

«Танец – это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и

2

направлять его к счастью». Я с ним полностью согласна. Ведь хореография

это один из самых популярных видов искусства среди детей и молодежи.

Но для успешных занятий и для достижения высоких результатов в

хореографическом искусстве, безусловно, необходима хорошая общая

физическая подготовленность. То есть двигательный аппарат должен быть

достаточно сформирован , чтобы не был стесненным в движении,

негибким, маловыразительным. Именно для этого предназначена партерная

гимнастика.

Партерная

гимнастика – это система

специально

подобранных

упражнений, основной отличительной чертой является то, что они

проводятся на «земле», то есть выполнение упражнений на полу в

различных позах, в положениях сидя, лежа на спине и животе , на боку, из

различных упоров. Учитывая физиологические особенности организма

человека, занятия партерной гимнастикой необходимо начинать с раннего

возраста, когда костно – мышечный аппарат ребенка уже достаточно

окреп

для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для

развития необходимых навыков и умений в области хореографии.

За время обучения организм ребенка привыкает к физическим

упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность

движений тела. Хочу отметить так же, что нужным и важным элементом

занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую

атмосферу

в

классе,

воспитывая

музыкальность

и

выразительность

исполнения сложных упражнений.

Актуальность темы: определяется наличием потребности в занятиях

партерной гимнастикой, так как данные занятия стимулируют детей активно

двигаться, раскрепощаться, владеть собственным телом и получать от

репетиции положительные эмоции.

3

На занятиях дети учатся различать и понимать средства

музыкального языка, партерной гимнастики. Овладевая танцевальным

мастерством, совершенствовать двигательные навыки, развивать мышечное

чувство, ориентировку в пространстве и координацию движений. В

программу включены движения, способствующие развитию физических

данных, улучшению форм тела.

Цель: обучение и овладение учащимися младшего школьного

возраста, специальными навыками двигательной активности, развивающими

гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений по средствам

гимнастических упражнений на занятиях по партерной гимнастике . Развить

природные физические данные учащихся , сформировать у них основные

двигательные качества и навыки , необходимые для дальнейшего занятия

хореографическим искусством.

Задачи:

-проанализировать возрастные и индивидуальные особенности детей;

-составить комплекс упражнений

партерной гимнастики для

учащихся;

-формирование культуры навыков движений;

-развитие познавательных процессов: внимания, памяти ,мышления,

восприятия, чувства коллективизма;

-укрепление

и

развитие

силы

мышц,

эластичности

связок,

подвижности суставов, гибкости позвоночника, выносливости, координации

работы опорно-двигательного аппарата учащегося;

-обучение приёмам правильного дыхания;

-развитие темпово-ритмической памяти учащихся;

4

-стимулирование и формирование интереса ребёнка к занятиям

хореографическим искусством.

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Все задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных

особенностей детей. Каждая возрастная группа требует подхода при

организации учебной и воспитательной работы .Мышцы детей в младшем

школьном возрасте имеют более пластичную структуру и обладают хорошей

эластичностью. Поэтому при тренировке болевые и тянущие ощущения

сведены к минимуму, суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются

тренировке и гибкости что придаёт детям преимущество перед взрослыми на

занятиях, нацеленных на растяжку и гибкость. Перед работой с партерной

гимнастикой детей нужно разогреть все мышцы и настроить на рабочий

процесс.

Обязательной составляющей каждого занятия является разминка,

комплексы упражнений на полу и релаксация, которые связаны между

собой. Разминочные упражнения состоят из разнообразных видов ходьбы,

подскоков, бега по кругу, упражнений на напряжение и расслабление

различных групп мышц тела.

При составлении комплексов упражнений педагогу нужно учитывать

возрастные и физиологические особенности детей, их координационные и

двигательные способности. Следует также руководствоваться следующими

рекомендациями:

Рекомендации

5

1. Время проведения партерной гимнастики – 40 минут.

2. Занятия проводятся в чистом, проветриваемом помещении, дети

занимаются на ковриках, без обуви (в носках).

3.

Всякое

движение

можно

и

должно

компенсироваться

контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно

укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на

чередовании напряжения и расслабления мышц.

4. Не следует выполнять подряд несколько упражнений на сходные

группы мышц.

5. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях,

чтобы не стать скованным.

6. Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не

приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения легкие и

медленные, контролируемые телом.

7. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.

8. Контроль за дыханием на протяжении всего занятия.

9. Использование сочетаний пружинных движений с последующей

фиксацией

позы

для

развития

гибкости,

растяжения

мышц,

связок,

сухожилий;

На занятиях партерной гимнастики ребёнок познаёт себя, раскрывает

свои физические возможности, которые ему пригодятся в дальнейшем.

Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку

становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

Разминка поможет разогреть мышцы и подготовит их для растяжки. В

самом

начале

занятий

нужно

провести

элементарную

разминку,

6

включающую в себя: наклоны головы, корпуса, приседания, различные виды

ходьбы и прыжки.

Упражнения для разминки:

Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных

перестроениях.

Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на

внутренней

и

внешней

стороне

стопы,

«гусиным

шагом»,

с

переплетающимися ногами и т.д.

Марш на месте, по квадрату, по кругу, по прямой, по диагонали, в

построении в линии, шеренги, колонны, размыкания и смыкания.

Марш с добавлением движений: головы – повороты, наклоны; рук –

поднимание, опускание перед собой, над головой, с хлопком, за спиной,

круговые

движения

руками

вперед,

назад,

поочередно

и

вместе;

вращательные и сгибательные движения кистями; корпуса – повороты,

наклоны влево, вправо; ногами – с вытянутого подъема стопы, с подъемом

колена вверх, с подъемом на полупальцы, с приседанием на полупальцах.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения,

развивающие

гибкость

шеи:

наклоны,

повороты,

круговые движения головой.

Упражнения

развивающие

эластичность

плеча

и

предплечья,

подвижность

локтевого

сустава:

опускание

и

поднимание,

круговые

движения вовнутрь и наружу, овтедение вперед и назад плеч и предплечий.

Упражнение, развивающее подвижность и эластичность мышц кисти:

Одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев

рук в локтевых суставах.

7

Упражнения, развивающие подвижность позвоночника: сгибания и

разгибания, наклоны, повороты вправо и влево, круговые движения,

скручивание корпуса.

Упражнения,

развивающие

подвижность

коленных

суставов:

приседания, выпады, горизонтальные круговые движения коленями.

Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц

стопы: прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками; подъем стоп, не

отрывая пяток от пола; шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;

приседания, не отрывая пяток от пола; тренировка мышц свода стопы,

поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, позициям ног;

приседания и подъем на высокие полупальцы;

Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела:

напряжение и расслабление мышц шеи, ног, рук, и всего корпуса.

Комплекс упражнений партерной гимнастики. Каждое упражнение

выполняется не менее 1 минуты – за это время можно сделать не меньше 8

повторений.

- Упражнение для стопы (тянем носочки) И.п. Сидя на полу, спина

прямая, ноги плотно прижаты, стопы «натянуты», руки на поясе, подбородок

высоко поднят не запрокидывая голову назад, плечи опущены вниз. Следить:

при выполнении движений стопами, колени от пола не отрываются. Плечи не

поднимаются

вверх.

Локти

не

заводить

назад.

Стопы

работают

одновременно, и плотно прижаты друг к другу. Сначала максимально тянем

стопы – потом их сокращаем. Далее сокращаем стопы по очереди. И.п. Лежа

на спине, круговые движения стопами внутрь и наружу.

Задачей данных упражнений является развитие гибкости и силы стопы,

растягивание ахилловых сухожилий. Это необходимо для прыжков и

движениях на полупальцах.

8

- Упражнение для развития выворотности ног, подвижности и гибкости

коленного сустава. И.п. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I

позицию. Движение «Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;

г) сидя на полу – руки продеть с внутренней стороны голеней и, сцепив кости

в «замок», подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени

максимально отвести от корпуса в стороны, д) «лягушка» с наклоном вперед.

Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки

стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед,

лежа на спине, подъём ног на 90 градусов.

Эти упражнения развивают супинаторы бедра, голени и стопы,

увеличивают эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов

тела. Выворотное положение ног в хореографии вызвано анатомическими и

эстетическими причинами. Выворотность дает возможность очень высоко

отводить ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и

рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики.

-Упражнения на гибкость вперед: «складочка по VI позиции с обхватом

рук за стопы, «складочка» по 1 позиции: сидя на колени согнуть и подтянуть

к груди, стопы в выротной 1 позиции, руками удержать стопы, стараясь

развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном

вперед, руки и стопы вытягиваются.

Задача упражнений этой группы направлена на развитие гибкости

мышц спины и внутренней части ног. При выполнении данных упражнений

особое внимание необходимо уделить: а) правильному положению корпуса

при наконах вперед, б) максимальной вытянутости коленей.

-Упражнение на развитие гибкости назад, лежа на животе прогибаемся

назад с опорой на предплечья, ладони вниз поза «сфинкса», лежа на животе

прогибаемся на вытянутых руках, «колечко» с глубоким прогибанием назад,

одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.

9

Эта группа упражнений развивает гибкость мышц живота и внешней

части ног. При выполнении упражнений данного раздела необходимо

следить за тем, чтобы ребенок, прежде чем наклонится назад максимально

вытянулся вверх. Несоблюдение этого условия развивает нарушение осанки,

приводит к травмам позвоночника и мышц спины.

-Силовые упражнения для мышц живота. И.п. Лежа на коврике,

поднять ноги на 90 градусов и опустить, руки лежат в стороны ладонями

вниз. Лежа на спине поднять обе ноги на 90 градусов, опустить за голову до

пола, развести в стороны и через круг собрать в 1 позицию.

В

упражнениях

на

силу

преобладающими

являются

активные

сокращения мышц для преодоления силы тяжести тела. Упражнение надо

начинать с легких непродолжительных нагрузок, постепенно включая

мышцы в работу. Каждое упражнение выполнять без перерыва несколько раз

подряд, но количество повторений должно быть таким, чтобы не вызвать

большого утомления.

-Силовые упражнения для мышц спины. Лежа на животе, подъем и

опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном

положении). Лежа на животе, подъём и опускание ног и нижней части

туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках). Лодочка,

Перекаты на животе вперед и обратно.

Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжение с

силовыми. Развитие силы

мышц спины необходимо не только для

устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать

ослабления поясничного отдела позвоночника и тем самым защитить его от

травм.

-Упражнение на развитие шага. Лежа на полу, махи

ногой по 1

позиции во всех направлениях.

10

Лежа на спине подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в

сторону вверх с помощью рук. В положении сидя наклоны корпуса вперед с

касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам. Все виды

«шпагатов» – продольный на правую и левую ноги и поперечный.И.п.Сидя

на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо,и с максимальным

наклоном к правой ноге , взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена

за спину. И.п. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу

правой ноги и выпрямить ногу вперед. Проделать все с другой руки и ноги.

Задача этой группы упражнений подготовить ноги к сложным

танцевальным движениям с большой амплитудой. Это самая трудоемкая

часть урока.

По характеру выполнения упражнения на растягивание могут быть: а)

медленные, которые являются одновременно и упражнения на силу и

растягивание, к этой группе относится, так называемы «затяжки», б) быстрые

резкое

выбрасывание

ноги

с

напряженными

мышцами,

если

с

максимальным приложением силы.

Упражнение «Ниточка – клубочек» И. П. – Лежим на полу. Ногу

вытянуты – носочки натянуты. На раз – два собираемся в клубочек. На три

четыре вытягиваемся в ниточку.

Упражнение «Паучок» И.П. – Клубочек с ровной спиной. На 1-2

разводим одновременно ноги и руки в стороны. На три – четыре собираемся

обратно в клубочек.

Упражнение «Берёзка» И.П.: ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки

вдоль корпуса. На 1, 2 натянутые ноги поднимаются на 90 градусов, на 3,4 -

носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится

ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая

лопатками. Держаться в таком положении на 1,2,3,4. на 1,2 - таз опускается

на пол, на 3,4 - ноги опускаются на пол в И.П.

11

Упражнение «Самолётик» И.П.: ноги в натянутом положении, пятки

вместе, руки в стороны. На 1,2 — руки выпрямляются и раскрываются по

сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола, натянутые ноги

поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч.

Находимся в таком положении 3,4. На 1,2 опускаемся, на 3,4 отдыхаем в

И.П..

Упражнение «Коробочка» И.П.: Лежим на животе, ноги в натянутом

положении, пятки вместе. Собираемся в «коробочку», стараясь дотянуться

носочками до затылка.

Упражнение «Кошечка – собачка» И.П. – стоя на коленях, поднимаем

спину вверх затем прогнуться.

Упражнение «Мостик» И.П. – лежа на спине, опираемся на согнутые

ноги и руки.

Упражнения на растяжку. Разножка И.П. – Сидя на полу обе ноги

вверх. Делаем разножку обеих ног до пола и обратно. Складочка И.П. Сидя

на полу ноги вместе. Тянемся и стараемся руками достать носочки. Далее

растягиваемся на шпагаты.

Прыжки: подскоки на месте и с продвижением. Перескоки на месте с

ноги на ногу. Прыжки с поджатыми ногами. Прыжок в «лягушку» со сменой

ног.

Упражнения этой группы направлены на развитие рессорной функции

стопы,

«баллона»,

то

есть

способность

задерживаться

в

воздухе

в

определенной позе. Для этого необходимо учится достигать предельной

точки прыжка, что помогает зависать в воздухе.

Методические рекомендации для педагогических работников

12

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе,

обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную

работу педагога и ученика по выполнению гимнастических упражнений,

рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы

обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется

не только конкретными задачами, стоящими перед учениками, но также во

многом обусловлена их индивидуальностями, а также сложившимися в

процессе занятий отношениями учеников и педагога.

В

работе

с

учащимися

преподаватель

следует

принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении

материала. Весь процесс обучения должен быть основан на выполнении

известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от

известного к неизвестному. Содержание процесса обучения на уроках

гимнастики,

в

соответствии

с

основополагающими

принципами

педагогической

науки,

должно

иметь

воспитательный

характер

и

базироваться на дедактических принципах сознательности и активности,

систематичности и последовательности прочного освоения основ изучаемого

предмета.

Одна из основных задач гимнастики, как предмета – воспитание

важнейших психофизических качеств, развитие двигательного аппарата в

сочетании с формированием моральных и волевых качеств личности – силы,

выносливости,

ловкости,

быстроты

реакции,

смелости,

творческой

инициативы, координации и выразительности.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических

возможностей ребенка. Необходимым условием для успешного обучения на

уроках гимнастики является формирование у ученика уже на начальном

этапе правильной постановке корпуса, рук, ног и головы. С первых уроков

полезно ученику рассказывать об анатомическом строении тела, о роли

физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

13

Преподаватель на занятиях с учеником помогает учащимся увидеть

образ движения. Ученик впитывает, как губка, все впечатления от действий

педагога, поэтому все поведение педагога на уроке должно строится как

положительный образец правильного отношения к общему делу, а показ

должен

быть

точным,

подробным

и

качественным.

Показом

надо

пользоваться умело – то есть не злоупотреблять им в тех случаях, когда в нем

нет необходимости. Нет смысла показывать движения, которое хорошо

известно: это снижает интерес к занятиям и ничего не дает для развития

памяти учеников.

Техника исполнения является необходимым средством для выполнения

любого гимнастического упражнения, поэтому необходимо постоянно

стимулировать

работы

ученика

над

совершенствованием

его

исполнительской техники.

Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с

первых лет обучения необходимо развивать ловкость, как одно из наиболее

важных двигательных качеств, необходимых на уроках гимнастики. Без

ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она позволяет избежать травм

при выполнении сложных движений, что требует умения распределять

внимание.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее

развитие данных ученика зависят непосредственно от того, насколько

тщательно спланирована работа, поэтому, готовясь к уроку, преподаватель

должен, прежде всего, определить его направленность.

Важным

методом

правильной

организации

урока

является

продуманное, спланированное размещение учащихся. При выполнении

движений по партерной гимнастике надо размещать учеников так, чтобы они

не мешали друг другу и желательно в шахматном порядке, чтобы

14

преподаватель мог лучше видеть их, причем через два три урока следует

менять линии.

Вывод: Партерной гимнастикой следует заниматься систематически,

минимум 2 раза в неделю. Данные упражнения партерной гимнастики дают

возможность

учащимся

младшего

школьного

возраста

получить

первоначальную хореографическую подготовку, развить природные

физические данные и оказывают положительное влияние на состояние

здоровья,

формируют основные

двигательные

качества

и

навыки,

необходимые для успешного усвоения танцевальных направлений.

Во время занятий ребенок направляет внимание на выполнение

упражнений, но из-за того, что обучение проходит в группе, он получает еще

и навыки социализации, учится работать в команде, общаться с другими

детьми.

Список литературы

1. Методические пособия по хореографии

2. Музыка и движение. Авторы – составители: С.И. Бекина, Т.П.

Ломова, Е.Н. Соковникова.

15

3. М., «Просвещение» 1984, 1983 г.

4. Борисова, Вера Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. –

М.: Бибком, 2011. – 101 с

5. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.:

Физкультура и спорт, 1984. – 176 с

6. Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии /

А.Я. Цорн. – М.: Лань, Планета музыки, 2011. – 544 с.

7. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пос. для ст-в пед.

ин-ов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. – М.: 1987.

16



В раздел образования