Напоминание

"Развитие техники пальцев у учащихся младших классов при игре на флейте"


Автор: Болдуреску Юлия Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАОУК ДО ДШИ
Населённый пункт: г. Нягани
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Развитие техники пальцев у учащихся младших классов при игре на флейте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Нягани

Открытый урок на тему:

«Развитие техники пальцев у учащихся младших

классов при игре на флейте».

Методическая разработка

Подготовила:

преподаватель по классу флейты

Болдуреску Ю. В.

г. Нягань, 2025

I. Вступительная часть

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию будет

представлен урок на тему: «Развитие техники пальцев у учащихся младших

классов при игре на флейте».

Цель:

Повторение пройденного материала и

закрепление знаний,

умений, навыков работы над техникой пальцев при игре на флейте.

Задачи:

Образовательные:

- повторить упражнения для пальцев без инструмента, затем с инструментом;

- поэтапно закрепить работу над техникой пальцев при игре на флейте;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки учащихся;

- закрепление навыка свободного движения пальцев во время игры на

инструменте;

- формирование правильных мышечных ощущений при игре на флейте;

Развивающие:

- развивать аппликатурную точность;

- развивать беглость пальцев во время исполнения пьес-упражнений с

фонограммами;

- преодоление технических трудностей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям на флейте;

- воспитание устойчивого и внимательного исполнения упражнений.

Тип урока: обобщающий

На данном уроке мы покажем итоговый результат работы с учеником

класса флейты - Тороховым Михаилом.

Методы работы:

- словесный,

- практический,

- эвристический (помогает принимать решения в моменты неожиданностей).

- стимулирования интереса к занятиям (эмоционально-образные ситуации).

Основная часть

В

основе

понятия

«техники

пальцев»

лежит

хорошо

развитая

способность

пальцев

музыканта-исполнителя

к

быстрым,

точным

координационным движениям в процессе игры. Педагогический опыт

показывает, что ребенку осуществлять подобные движения далеко не просто:

они требуют сложной нервно-мышечной деятельности всего организма

играющего, и, прежде всего – активной и целенаправленной работы

мышечного аппарата обеих рук.

Следует выделить причины, из-за которых развитие техники пальцев

невозможно или крайне затруднительно:

- есть физические ограничения (например, какие-либо заболевания),

- не правильная постановка рук и пальцев у исполнителя;

- слабая координация пальцев (врожденные причины);

- отсутствие регулярных занятий на инструменте.

Верно

высказывание

С.

В.

Розанова:

«Техника

пальцев

есть

деятельность не только мышечная, но и психическая, и овладение техникой

есть, прежде всего, ряд волевых функций, сначала сознательных, а затем,

благодаря частым упражнениям, становящихся почти автоматическими».

Первый этап для развития техники пальцев – это работа над

упражнениями без инструмента. Начнем с разогрева рук (трем, согреваем,

тянем). Главное, чтобы руки разогрелись.

Упражнение на разогрев мышц

Переходим к упражнениям «на пальчики»: соединяем указательный

палец левой руки с большим пальцем правой руки и начинаем их менять

местами сначала в медленном темпе, затем постепенно ускоряем. Далее с

большим пальцем соединяем средний, безымянный и мизинец.

Выполнение упражнения «Пальчики»

примерно 30 движений на каждый палец)

Очень важно следить за тем, чтобы руки не напрягались.

Выполнение упражнения «Ладошки»

Следующим этапом

развития пальцевой техники следует считать

пространственную точность – ощущение расстояний, необходимое при

движении всех задействованных в игре пальцев (у флейтистов – 9 пальцев),

участвующих

в

аппликатурных

комбинациях.

Большое

значение

для

овладения техникой пальцев имеет постановка, ее задача состоит в том,

чтобы способствовать достижению высоких исполнительских результатов

при наименьшей затрате сил со стороны играющего.

Важно контролировать подъем пальцев, они практически не должны

отрываться от клапанов, если не добиться такого результата, то в

дальнейшем это отрицательно скажется на беглости пальцев во время игры

на флейте. Для выработки этого навыка необходимо выполнять специальное

упражнение. Из практики известно, что если делать это упражнение в

течение 3-4 месяцев по несколько минут каждый день, то пальцы

«приучаются» к пространственной точности. Так как для ученика младших

классов эта задача не из легких, нами используется фоновая музыка, которая

вносит элемент релаксации, приятного прослушивания произведения и

работы на ощущение пространственной точности каждого пальца, эту работу

мы начинаем с левой руки в первом полугодии учебного года, постепенно

подключая в работу пальцы правой руки, скорость овладения этого навыка

зависит от нескольких факторов (сколько ученик занимается дома, уровень

его способностей т.п.)

Упражнения на ощущение пространственной точности

(сначала двигаем одним пальцем, затем соединяем по 2, 3 и т.д.)

Эти упражнения помогают не только ощутить пространственную

точность, но и осознанно управлять телом, тренируют внимание.

Второй этап соединяется

с третьим. Для успешного развития

пальцевой техники важна аппликатурная точность, заключающаяся в умении

точно координировать пальцами, от простого к сложному. Например, сначала

учимся двигать одним пальцем, затем двумя одновременно, постепенно

усложняя аппликатурные переходы.

Упражнение для пальцев левой руки

Показ упражнений с более сложными аппликатурными переходами

Четвертый этап может быть варьированным. Игра гамм, арпеджио, этюдов

бесспорно - залог прогресса (традиционный метод работы над технической

стороной). Но сегодня мы хотим уделить внимание работе над пьесами-

упражнениями Е. Олёрской (нетрадиционный метод) адаптированный нами

для работы с учениками младших классов флейты. Сегодня мы покажем

работу над пьесами-упражнениями, назовем причины, по которым мы

обратились к ним, в чем здесь плюс:

а) пьесы-упражнения могут осваиваться как по нотам, так и без них, все

зависит от способностей ученика;

б)

игра

без

нот

дает

возможность

разучить

гораздо

больше

музыкального материала с акцентом на развитие именно пальцевой техники,

ученик больше сосредоточен на состоянии своих рук, пальцев, мышечных

ощущений, он лучше понимает, что ему мешает сделать правильно то или

иное движение;

в) быстрее выучиваются различные аппликатурные переходы при игре

на флейте;

г) сокращается время на запоминание музыкального материала и

происходит более ускоренный переход к этапу, когда «произведение уже в

пальцах»;

д)

играть

пьесы-упражнения

интереснее,

они

легче

этюдов,

разбираются и запоминаются быстрее, на решение технических проблем

времени остается больше;

е) повышается мотивация к обучению, так как ученик не сталкивается с

проблемой чтения нотного текста;

ж) упражнения можно и нужно играть с фонограммами, это формирует

навыки ансамблевого исполнения, развивает гармонический слух, внимание,

умение мыслить и играть быстрее.

Такие пьесы есть в работе у Михаила.

Начнем работу с пьесы «Мыши». Эта пьеса построена на двух нотах

второй октавы – ре и ми. Как известно, это не совсем комфортный

аппликатурный переход для флейтистов, упражнение мы берем в работу на

первом году обучения и отрабатываем аппликатурную точность начиная с

медленного темпа, постепенно доводя его до быстрого.

«Мыши»

Быстрый темп

Параллельно разучивались другие пьесы-упражнения, например, «Топ-

топ притоп», «Прогулка», «Вальс хоббитов», работа над ними уже закончена,

в качестве повторения Михаил исполнит это упражнение.

«Вальс хоббитов»

Следующая пьеса-упражнение, которую исполнит ученик – «Дудочка и

барабан». Ее можно играть в разных тональностях, что тоже очень хорошо

помогает развить беглость пальцев. Первая и третья часть построены на

гаммообразном движении то вверх, то вниз, средняя часть более сложна

ритмически, в ней важно не напрягаться, четко координировать пальцами и

все аппликатурные переходы совершать без лишних призвуков свободными

пальцами. Михаил исполнит упражнение в темпе четверть = 100 в фа

мажоре.

«Дудочка и барабан»

Когда ученик исполняет уверенно в таком темпе, можно попробовать

сдвинуть темп – четверть = 110.

«Дудочка и барабан»

Следующая пьеса-упражнение написана в соль мажоре «Матросский

танец».

Выучилась

пьеса

очень

быстро,

она

также

построена

на

гаммообразном движении в размере 6/8. В этой тональности играть не так

удобно, как в фа мажоре, поэтому отработка некоторых аппликатурных

переходов требует большего времени.

«Дудочка и барабан»

И в завершении нашей работы над пьесами-упражнениями Михаил

исполнит «Венгерский танец». Это упражнение на освоение хроматизмов,

простая мелодия запоминается легко, а вот аппликатурные переходы

представляют некоторую трудность. Для того, чтобы исполнить этот танец в

быстром темпе, технично, нужно тренировать пальцы регулярно, соблюдая

все вышеперечисленные аспекты для успешного развития беглости пальцев.

Сдвигать темп «просит» эмоциональная составляющая этого упражнения,

хочется играть быстрее, ученик увлекается работой над данной пьесой и

технический рост приносит желаемые результаты!

Спасибо Миша, можно пройти и сесть в зале, а мы подведем итоги.

Вывод: Развитие рациональной техники пальцевых движений требует

систематической, целенаправленной, поэтапной работы.

Сегодня мы обобщили тему «Развитие беглости пальцев у учащихся

младших классов при игре на флейте» и закрепили знания, умения, навыки

игры на флейте на примере различных упражнений. Ученик справился с

задачами, которые перед ним ставились, техника пальцев за период обучения

с 1го по 4й классы благодаря поэтапной работе и кропотливым тренировкам

достигла хорошего уровня развития. В дальнейшем для успешного развития

пальцевой техники важно осуществлять контроль в процессе игры на

инструменте и не допускать перенапряжения всего организма.

В заключении процитируем французского композитора Ф. Ж. Рамо,

крупнейшего музыканта 18 века: «Конечно, не у всех способности

одинаковы.

Однако,

если

только

нет

никакого

особого

недостатка,

мешающего нормальным движениям пальцев, возможности развития их до

той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравится, зависит

исключительно от нас самих, и я осмеливаюсь утверждать, что усидчивая и

направленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое

время неминуемо направят пальцы, даже наименее одаренные…»

Спасибо за внимание!



В раздел образования