Автор: Кулик Лилия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Темрюкский реабилитационный центр
Населённый пункт: Посёлок Светлый путь Ленина
Наименование материала: методическая разработка проект
Тема: Экологический проект: «Сохраним елочку, зеленую иголочку».
Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Темрюкский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Экологический проект: «Сохраним елочку, зеленую иголочку».
Срок реализации:
01.12.2024 - 30.12.2025 г.
Воспитатель:
Кулик Лилия Николаевна
п. Светлый Путь Ленина
2024
Пояснительная записка
Составитель: Кулик Лилия Николаевна, воспитатель государственного
казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края
«Темрюкский
реабилитационный
центр
для
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями». Отделение социальной диагностики и
социальной реабилитации несовершеннолетних (стационар).
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Возрастная группа: разновозрастная 3-8 лет.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники центра, воспитатели, инструктор по
труду.
Тема проекта: «Сохраним елочку-зеленую иголочку.»
Проблема проекта: необходимость сохранение елей и их замена на
искусственные. Отношение детей к проблеме?
Актуальность реализации проекта очевидна. Экологическое воспитание
детей очень важный аспект в дошкольном образовании, поэтому возникла
идея
разработки
и
реализации
проекта:
«Сохраним
ёлочку-зеленую
иголочку».
По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую
елку. Повсеместно открываются елочные базары. Проходя мимо них, мы
наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом и представляем, как елки
будут смотреться в новогоднем наряде, и лишь небольшая часть прохожих
задумывается о том, как пострадали природные богатства. Но отшумит
праздник и сотни тысяч елок еще недавно таких красивых и нарядных,
превращаются
в
самый
обыкновенный
мусор.
Такое
отношение
к
окружающей среде делает все человечество более уязвимым. Если мы хотим,
чтобы наши дети дышали чистым воздухом, то надо постараться отказаться
от лесной красавицы, и она принесет куда больше пользы. Необязательно
рубить елку, чтобы встретить новый год. Искусственная елочка – хорошая
альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы
сохранения хвойных лесов на нашей планете.
«Живи, ёлочка!»
Мне ёлку купили! Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!
(И. Токмакова)
Цель проекта: сконцентрировать внимание детей на отношение
человека к природе, в частности сохранение елей в период предновогодних и
новогодних праздников.
Задачи проекта:
1.
Формировать первоначальные умения и навыки экологически
грамотного поведения детей в природе;
2.
Развивать познавательный интерес к миру природы и умение
правильно взаимодействовать с ним;
3.
Способствовать развитию творческих способностей, воображению
детей.
4.
Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание
сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в
лесу.
5.
Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по
формированию экологической культуры.
6.
Попробовать убедить детей и родителей в использовании в
новогодних праздниках искусственных елей.
Основные направления реализации проекта:
социально-нравственное развитие;
развитие продуктивной деятельности;
познавательно-исследовательское развитие;
приобщение к художественной литературе.
Методы осуществления:
наблюдение на участке,
тематические рассказывания,
рассматривание наглядного материала, презентации,
чтение художественной литературы,
практические,
игровые.
Ожидаемые
результаты:
повышение
уровня
знаний,
умений,
представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев, понимать и
правильно взаимодействовать с природой, умение отражать в продуктивных
видах деятельности свое отношение к природе. Предотвращение вырубки
елей к празднику.
Этапы и содержание проекта:
Подготовительный этап (организационный):
Определение уровня знаний детей о том, какую роль играет ель в
жизни человека.
Беседа и опрос.
Создать основу для активного участия всех проживающих в
центре детей:
o
Сообщение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
o
Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап практический:
Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный
на развитие познавательных способностей и поисковую активность
детей.
Изготовление подделок.
Создать единый детско-взрослый коллектив.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о хвойных деревьях, и какую роль они
играют в жизни человека.
Первый день:
Беседа «
Что мы знаем о
хвойных деревьях?»
Рассказ воспитателя о пользе хвойных деревьев.
Прогулка: наблюдение за деревьями на участке.
Второй день:
Чтение художественной литературы:
o
Сказка: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан)
o
Стих: «Лесная красавица» (Т. Волгина),
o
Стих: «Искусственная ёлка» (К. Ибряева),
o
Стих: «В снегу стояла ёлочка…» (С.Михалкова)
Рассматривание
изображений
хвойных
деревьев
на
иллюстрациях в книгах.
Дидактические
игры:
«Собери
ёлочку»
(пазлы),
«Третий
лишний».
Цель – развивать зрительное восприятие, логическое мышление,
умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-
следственные, пространственно-временные, логические связи.
Третий день:
Поговорки и пословицы; народный приметы; отгадывание
загадок о хвойных деревьях.
Изготовление подделок «Елочки зеленые иголочки».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги».
Четвертый день:
Индивидуальная
работа
на
международный
экологический
конкурс «Экологическая акция «Живи, Ёлка!».
Задание: изготовление поделки елочка методом торцевания из бумажных
салфеток.
Цель: использование раннее полученных знаний на занятиях по ручному
труду: развитие внимания, зрительно-пространственных представлений,
наблюдательности,
цветоощущений,
зрительной
памяти.
Развитие
координации и мелкой моторики.
Подвижные игры: «Найди пару – высокая и низкая елочка».
Пятый день:
Просмотр мультфильма «Новогодняя сказка».
Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!».
o
цель – формирование представлений о необходимости
сохранения елочки и способах ее замены.
Дидактические игры: «Сделаем бусы на елку».
Шестой день:
Экскурсия по территории учреждения – наблюдение за елочками,
соснами
o
цель – формировать у детей представление о живой елке,
способствовать развитию умения называть характерные
особенности строения ели, признаки, отличающие ее от
других деревьев.
Беседа «Зачем нужны ели?», «Что будет, если на свете не станет
елей?».
Седьмой день:
Оформление
группы,
оформление
выставки:
"Лучшая
новогодняя елка" и «Парад елочек», совместная с детьми
деятельность, объявление благодарности участникам.
Досуг «Новогодняя сказка»
Заключительный этап (итоговый):
Досуг «Новогодняя сказка»
Цель:
закрепить полученные знания о хвойных деревьях;
продолжать
совершенствовать
двигательные
навыки
воспитанников (разного возраста);
воспитывать волевые качества – выдержку, умение доводить
начатое до конца;
создать радостное, весёлое настроение.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Успешное освоение материала, пройденной темы, создание
стойкого интереса к проводимой деятельности.
Вывод:
Перед началом проекта знания детей о хвойных деревьях
были
поверхностными, очень слабыми. А в заключении беседа и опрос показали
положительные результаты, осознанности полученных детьми знаний и
представлений
это
свидетельствовало
об
эффективности
проведения
систематической, планомерной работы по реализации задач проекта.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о хвойных
деревьях постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес
к познанию нового. В свободное время воспитанники самостоятельно
занимались
творчеством:
рисовали
елочки
(рисунки
детей
стали
наполненными, разнообразными), рассматривали иллюстрации в книгах; на
прогулках обращали внимание на деревья.
Ребята раскрыли свои творческие способности, смогли пополнить
знания и представления о хвойных деревьях, проявить заботу и трепетное
отношение к деревьям.
Изготовили:
нарисовали рисунки;
собрали папку с детскими работами;
аппликацию «Елочки зеленые иголочки».
сделали индивидуальную работу на международный
экологический конкурс «Зимушка-зима». Тема: «Елочки»
Так же хорошо прошел и досуг: «Новогодняя сказка». Дети рассказали
выученные стихи, с удовольствием играли в подвижные игры. Было видно
приподнятое настроение и проявленный интерес к мероприятию детей.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое
из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени
информативным и интересным для детей.
Приложение:
Конспект занятия «Хвойные деревья»;
Сценарий досуга «Новогодняя сказка»;
Наглядный материал: картинки, картинки-игры, карточки с
заданием, раскраски;
Видео презентация «Берегите ёлочку зеленую иголочку»;
Продуктивная
деятельность:
аппликация
«Елочки
зеленые
иголочки».
Воспитатель: _______________________ Л.Н.Кулик
Директор: _______________________ Н.С. Китова
«___»_______________________2025 г.