Напоминание

"Извержение вулкана"


Автор: Сячина Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 34"
Населённый пункт: Анжеро-Судженский городской округ
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: "Извержение вулкана"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в

подготовительной группе «Извержение вулкана»

Цель: знакомство обучающихся с природным явлением – «извержение

вулкана».

Задачи:

1.

обогащать

знания

детей

новым

содержанием,

способствующим

накоплению представлений об окружающем мире;

2.

развивать познавательную активность детей в процессе проведения

опыта; расширять словарный запас на основе формирующихся у детей

богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных

высказываниях;

3.

поддерживать стремление каждого ребенка активно вступать во

взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: презентация, фильм «Извержение», поднос, муляж вулкана,

лимонная

кислота,

сода,

гуашь,

моющее

средство,

иллюстрации

с

изображением вулкана, схема проведения опыта «Извержения вулкана».

Ход занятия:

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуйте все мои друзья! (Взять друг друга за руки).

- Ребята, вы любите наблюдать за явлениями природы? А какие явления

природы вы знаете? (ответы детей). Верно, но говорить мы будем не о

дожде. А о каком? О таком таинственном, загадочном, удивительном и

грозном явлении природы, как… (отгадайте загадку)

Я черный страшный великан

Что делать мне решаю сам

Могу я спать, могу рычать ,

Огонь и пепел извергать

А ну попробуй угадать Каа же меня звать.

(Вулкан) «извержение вулкана». (Огнедышащая гора)

- Послушайте интересную легенду. (сидя на ковре)

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый,

хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему

кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,

раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора

дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко

вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели

раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом

говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди,

все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)

- В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за

вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видеокамеры.

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. А теперь

давайте рассмотрим разные виды вулканов и из чего он состоит.

(на стульчиках перед экраном)

Слайд 1: Разные вулканы (действующие, спящие, потухшие)

Слайд 2: верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер.

Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне -

красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная

жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой.

Слайд 3: Строение вулкана. Ребята, давайте посмотрим, что находится в

нутрии вулкана.

У вулкана в самом низу есть очаг, в нем скапливается магма. Далее

раскаленная магма поднимается по жерлу вулкана и просачивается

сквозь разломы

наружу. Магму, вырвавшуюся из вулкана, называют лавой. Она вытекает

из жерла

вулкана в виде потока. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава

остывает и

затвердевает, образуя вулканическую гору. Лава разрушает все на своем пути: и

деревья, и

дома.

(Подходят по одному к столу, выбирают предмет, объясняют свой выбор)

Игра: «На что похож вулкан» (детям нужно из предложенных предметов и

картинок выбрать только тот, который по форме похож на вулкан)

Слайд 4: Вулканологи и их работа.

Чтобы хорошо знать и разбираться в природе вулканов, нужно хорошо знать

строение Земли. Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют

вулканологами. Этим ученым иногда удается предупредить людей о

надвигающейся опасности, и жители могут покинуть эти места и спастись.

Слайд 5: Города в опасности от извержения вулканов.

Слайд 6: А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди

не оставляют эти места, где имеются вулканы?

Д: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там

плодородная почва;

Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите

увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

Воспитатель включает фильм с извержением вулкана

Фильм «Извержение»

Вулканы

извергаются

по-разному.

Иногда

они

словно

взрываются,

выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от

страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней,

каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Интересно?!

- Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в

кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за

извержением лавы, оживив вулкан.

Воспитатель: А для этого я приглашаю вас в нашу в лабораторию. В

лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим,

как будет извергать лаву наш вулкан. Но сначала вспомним правила

поведения в нашей лаборатории.

Правила (Заранее изготовляются знаки безопасности)

- Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить

умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных

движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать

вот такие движения ….

- Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

- Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете

работать осторожно.

- Посмотрите, на столах оборудование, которое поможет нам провести опыт.

Давайте

посмотрим:

Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали

заранее)

Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую

пластиковую баночку. Все это ставим на подносы. Наливаем красную

жидкость.

Насыпаем в соду, лимонную кислоту, перемешиваем и высыпаем в вулкан.

А теперь внимание!

Вулканы начали "вулканить" -

Из жерла лаву извергать.

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается

спокойно.

В.: Давайте вспомним, что такое вулкан?

Д: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма,

поднимается дым, и

летят камни.

В: Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?

Д: На конус, на треугольник.

В: А что извергает вулкан?

Д: Из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается

газы, пепел,

раскаленные камни.

Подскажите, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Д: Вулканологами.

В: Какие бывают вулканы?

Д. Вулканы бывают действующие - это, которые извергают лаву.

Потухшие - не

извергающие лаву. Уснувшие - те, которые потухли, но могут начать

действовать

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас

получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он

извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете

учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.

Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни.

Ребята, помните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без земли жить не

сможем. Это было, есть, и это будет всегда.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Я поглажу голову тем детям, которые

сегодня работали очень хорошо.

Дети закрывают глаза. Воспитатель гладит по голове всех детей.



В раздел образования