Авторы: Сергеева Василиса Николаевна, Кудряшова Елена Фёдоровна
Должность: инструктор по физкультуре, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 814 КДО № 819
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: «О чём расскажет нам птичье пёрышко?»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия для дошкольников
Тема: «О чём расскажет нам птичье пёрышко?»
Возрастная группа: старшая
Продолжительность: 25–30 минут
Интеграция организованной образовательной деятельности:
ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-
коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие»
Цель занятия:
Формировать интерес к явлениям природы через движения.
Задачи:
Расширять и активизировать словарный запас, связанный с
природными объектами.
Развивать речевое дыхание, умение строить описательные
высказывания.
Совершенствовать координацию движений, ловкость, ориентацию в
пространстве.
Развивать внимание, наблюдательность, интерес к природе и
движениям.
Формировать умение работать в коллективе и проявлять инициативу.
Место проведения: физкультурный зал
Оборудование и материалы: Пёрышки (настоящие и бумажные – по
количеству детей). Лупа, сенсорные коробки (вата, ткань, мех и др.).
Музыка для физминутки. Картинки с природными сюжетами и животными.
Цветные сигнальные карточки.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Дети заходят в зал под спокойную музыку, выстраиваются полукругом.
Педагог приветствует детей и обращает их внимание на необычный
предмет.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я держу в руке. Это
пёрышко – лёгкое, нежное, как облачко.
Как вы думаете, откуда оно? Кто теряет перья? Правильно – птицы. А для
чего птице нужно перо?
Педагог проводит беседу, активизируя лексику детей: лёгкий,
пушистый, гладкий, тёплый, колючий, яркий. Обсуждаются птицы:
воробей, сова, утка, павлин и их отличительные перья.
Детям предлагается подуть на пёрышко и понаблюдать, как оно
парит. Педагог обращает внимание лёгкость пера.
II. Основная часть.
1. Рассказ педагога: «Что расскажет нам пёрышко»
Педагог: Ребята, вы держите в руках не простое пёрышко. Оно прилетело к
нам с крыла птицы. Зачем птицам перья?
Они помогают летать, защищают от холода и дождя. У каждой птицы перья
особенные:
у утки – плотные и водоотталкивающие,
у совы – пушистые и бесшумные,
у павлина – яркие и длинные,
у воробья – тёплые и короткие.
Перья делятся на маховые (для полёта), пуховые (для тепла) и хвостовые (для
управления полётом).
Педагог предлагает детям рассмотреть пёрышко через лупу, провести по
щеке, описать ощущения (эти задания развивают у детей сенсорику и речь).
Педагог: Какое перо? Мягкое? Гладкое? Похоже на что?
Дети отвечают на вопросы по очереди.
2. Физкультминутка «Пёрышко летит»
Педагог показывает движения под музыку:
Пёрышко кружится – повороты туловища, руки в стороны;
Пёрышко летит – бег на носочках, руки-крылья;
Пёрышко упало – приседания;
Пёрышко вспорхнуло – прыжки вверх с руками;
Пёрышко на ладошке – выдох на ладонь.
3. Дыхательное упражнение «Подними пёрышко»
Детям выдают пёрышки (настоящие или бумажные).
Задание: дуть на перо, чтобы оно взлетело и удерживать его в воздухе с
помощью воздуха.
Педагог предлагает вдох сделать через нос, а выдох через рот на
пёрышко. Показывает сначала сам, затем повторяет вместе с детьми.
Можно усложнить – провести пёрышко по «дорожке».
4. Сенсорное упражнение «Найди пёрышко»
На столе стоят коробочки с разными материалами: вата, ткань, мех, бумага,
перья.
Задание: с закрытыми глазами найти пёрышко на ощупь.
Дети по очереди описывают ощущения:
– Пёрышко мягкое, гладкое, как тёплый ветерок.
– Оно лёгкое, как пушинка.
Это упражнение тренирует тактильное восприятие, словарь и связную речь.
5. Подвижная игра «Птички летают»
Педагог даёт команды под музыку:
«Птички летают!» – дети бегают, размахивая руками-крыльями.
«Сели!» – присели и замерли.
«Пёрышко нашла!» – замереть на одной ноге.
«Полетели дальше!» – движение продолжается.
Можно использовать сигнальные карточки (зелёный – бегаем, жёлтый –
хлопаем, красный – замерли).
6. Речевая игра: «О чём хочет рассказать пёрышко?»
Педагог
(подносит пёрышко к уху): Я приложу пёрышко к уху. Слышите?
Оно что-то шепчет! Оно хочет что-то сказать... Может быть, оно хочет
рассказать, откуда прилетело?
Дети по очереди придумывают мини-рассказы от лица пёрышка:
«Я пёрышко. Я летело над лесом и увидело зайчика».
«Я упало в траву. Рядом ползла божья коровка».
«Меня нашёл ветер, и я полетело к солнышку».
В помощь детям для облегчения рассказывания педагог использует карточки
с картинками (животные, природа).
Это упражнение направлено на развитие воображения и связной речи.
III. Заключительная часть
Педагог (задаёт вопросы детям):
– Что нового вы узнали сегодня?
– Какое оно – пёрышко?
– Что вы делали с пёрышком?
– Что вам понравилось?
Педагог (подводится итог): Перо птицы — это удивительный природный
объект, который помог нам двигаться, дышать, фантазировать и говорить.
Педагог (Рефлексия): Наше занятие заканчивается. Ребята, а сейчас встаньте
в круг и, передавая друг другу пёрышко, пожелайте что-то доброе соседу
(например, «Будь здоров», «Улыбайся», «Летай, как птичка», «Пусть тебе
приснится сон про птиц»). Дети передают друг другу пёрышко и говорят
доброе пожелание.
Это задание создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и
закрепляет тему занятия.
Педагог: Наше занятие закончилось. До свидания!