Автор: Арсеничева Елена Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Созвездие"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Клубы по месту жительства: организация работы с детьми и семьями"
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Клубы по месту жительства: организация работы с детьми и семьями»
Автор: педагог-организатор МБУДО ЦДО «Созвездие» г/о г.Воронеж
Арсеничева Елена Николаевна
Клубы
по
ме сту
жительства
МБУДО
ЦДО
«Созвездие»
п р о в од я т
целенаправленную
работу
по
гражданско-патриотическому,
экологиче скому,
художественному и нравственному воспитанию обучающихся. При этом каждый клуб
имеет свою приоритетную направленность, исходя из реализуемой досуговой программы.
Их деятельность выстраивается по принципу определения проблем, возникающих в
процессе воспитательной и досуговой деятельности, разрешение которых способствует
получению
позитивных
результатов.
Хотя
эти
направления
напрямую
вытекают
из
уставных документов учреждения, они значительно шире, так как требуют участия всех,
кто обучает и воспитывает ребенка: педагогов дополнительного образования
и других
образовательных
учреждений,
родителей,
ближайших
родственников
и
специалистов
заинтересованных ведомств.
Анализ опыта работы с различными категориями детей и подростков позволяет
определить
следующие
приоритетные
направления
этой
деятельности,
которым
мы
следуем:
- выявление запросов, потребностей детей и родителей;
-
изучение,
диагностирование
и
разрешение
проблем,
различных
ситуаций
(в
т.ч.
жизненных
и
конфликтных),
затрагивающих
интересы
ребенка
на
ранних
стадиях
развития, в целях предотвращения развития серьезных последствий;
- адаптация и социализация различных категорий детей, формирование и развитие
их личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
-решение
практических
вопросов
обеспечения
досугово-воспитательной
деятельности вне учебного процесса. Компенсация дефицита общения в школе, семье и в
среде сверстников.
-привлечение
родителей,
лиц
их
заменяющих,
общественности
к
проведению
социально-педагогических мероприятий, акциям по месту жительства;
-пропаганда
и
формирование
здорового
образа
жизни.
Создание
условий,
при
которых
дети
и
подростки,
могут
максимально
проявить
свои
потенциальные
возможности;
-индивидуально и групповое консультирование детей, родителей по вопросам
воспитания и организации досуга, разъяснение их прав и обязанностей и другие.
В
целях
формирования
активной
гражданской
позиции
и
оказания
благотворительной помощи детям из семей группы «риска», нуждающимся категориям
лиц, в течение года совместно педагогами-организаторами клубов по месту жительства
совместно с
родителями обучающихся, жильцами микрорайонов
проводятся
акции
«Поможем друг другу», «Милосердие» и другие. Это учебники, вещи, обувь, игрушки,
игры и другие необходимые вещи. В клубе по месту жительства - «Икар», в летний
оздоровительный период при реализации социального проекта «Равнение на Победу»
таким составом лиц, проведены акции: «Цветы на граните», «Поздравительная открытка»,
«День памяти» и «Ветеран живет рядом». Проведение подобных мероприятий формирует
патриотическое сознание обучающихся, расширяет и углубляет их знания об истории
Родины и края, его защитниках и воспитывает неравнодушных людей. Добровольная
деятельность в клубах по месту жительства, ежегодно набирает свои обороты Ежегодно, в
клубах по месту жительства различными социальными акциями охвачено от 80 до 170
подростков
и
взрослых
лиц.
В
ее
основе
-
принцип
партнерства
и
утверждения
позитивных ценностей.
С
целью «оперативной» помощи подросткам, опытные педагоги-организаторы совместно с
родительским
активом
посещают
на
дому
обучающихся
группы
«риска»,
которые
длительное время отсутствуют на занятиях в клубе или в школе. Основная цель, которая
преследуется при этом - выяснить причину и, по возможности, помочь ребенку и семье,
или сообщить в школу о ситуации, но чтобы все-таки решить проблему.
Современная действительность характеризуется всплеском агрессивности, в том
числе в подростковой среде - от различных конфликтов до буллинга. Практика показывает,
что в основе этих явлений лежит нежелание людей понять друг друга, личный эгоизм. У
детей к этому добавляется неустойчивость или слабая сформированность взглядов; а у
родителей
-
отсутствие
достаточных
педагогических
знаний,
методик
разрешения
конфликтов, отсутствие взаимопонимания между родителями, проблемы, обусловленные
их незанятостью, злоупотреблением алкогольными напитками и другими факторами.
В
целях
снижения
уровня
агрессивности
среди
подростков,
а
также
профилактики
семейного насилия, в клубах по месту жительства среди родителей и лиц, их заменяющих,
обучающихся
проводится
психолого-педагогическая
просветительская
работа,
а
также
пропаганда
правовых
знаний.
Это
и
педагогический
лекторий
«Для
Вас
родители»,
«Вечера
вопросов
и
ответов»,
беседы,
дискуссии
с
показом
учебных
фильмов
и
видеоматериалов
по
различной
проблематике,
актуальной
на
данный
момент.
Выпускаются информационные бюллетени и газеты, формируются выкладки психоло-
педагогической и другой литературы нужной тематики. Педагогами-организаторами к этой
работе
привлекаются
родители
и
лица
их
заменяющие,
имеющие
соответствующее
образование, опыт педагогической и иной необходимой работы. Данная работа повышает
эффективность
профилактической
работы,
расширяет
сферу
действия
психолого-
педагогического сопровождения лиц, испытывающих определенные затруднения.
В клубах по месту жительства системная работа по пропаганде здорового образа
жизни среди обучающихся. С этой целью нами постоянно проводятся многочисленные
клубные и меж клубные турниры и соревнования. В дискуссиях, встречах, диспутах по
данному направлению, педагоги-организаторы и родители принимает непосредственное
участие. Так, родительский актив клуба по месту жительства «Дзержинец» приглашает
для встреч интересных для ребят людей. Во всех клубах системно проводятся различные
турниры и соревнования по бильярду, настольному теннису, шахматам и шашкам и другим
настольным играм.
В клубах по месту жительства, среди педагогов и родителей выработаны общие
подходы к организации занятости детей во внеурочное и каникулярное время. Свободное
время и каникулы для всех детей должны быть яркими и запоминающимися. Так, в клубе
по месту жительства «Дзержинец» совместно с родительским активом на спортивной
площадке жилой зоны проводятся «Эстафеты здоровья», «Веселые старты», соревнования
по мини футболу и бадминтону, где максимально задействуются ребята всей жилой зоны.
В этих мероприятиях их родители выступают болельщиками, участниками соревнования
и членами жюри.
Для вовлечения и максимального использования творческого потенциала детей и
всех
родителей,
педагогами-организаторами
клубов
по
месту
жительства
ЦДО
«Созвездие»
при
проведении
различных
творческих
конкурсов
педагогами-
организаторами
практикуется
форма
«домашние задание». Она предусматривает
участие взрослых при
подготовке конкурсных работ обучающихся. При подведении
итогов конкурсов, педагоги, родители и подростки, формируют жюри. По окончании его
работы, объявляются результаты и победители. При этом родители, в том числе из семей
риска, проявляют заинтересованность в результатах работы ребенка, отстаивают перед
жюри работы, представленные на конкурс.
Совместно с активом клубов, готовятся
выставки, фотоотчеты, награждение победителей.
Подростки
и
молодежь
в
силу
их
физиологических
и
психологических
особенностей, как в школе, так и в сфере свободного времени стремятся самоутвердиться,
проявить свои склонности и интересы. Поэтому в клубах по месту жительства постоянно
проводятся различные досуговые и культурно-массовые мероприятия для обучающихся и
жильцов зоны всех возрастов, подготовленные с участием родительских активов клубов и
школ
микрорайона.
Это
и
Уроки
мужества,
различные
викторины,
конкурсы,
познавательные, праздничные,
игровые и фольклорные программы, театрализованная
представления и другие.
В каждом из них участвовало от 30 до 100 человек, а в
подготовке и более лиц. Материалы по наиболее массовым мероприятиям, получившим
положительные отзывы от участников и зрителей, размещены на сайте ЦДО «Созвездие».
Это
далеко
не
полный
перечень
направлений
и
форм
работы
с
детьми
и
подростками, их родителями, активами клубов по места жительства, общественными
формированиями, образовательными, культурно-массовыми и другими учреждениями.
Сегодня
происходит
активный
процесс
развития
и
модернизации
системы
дополнительного
образования.
Клубы
по
месту
жительства
охватывают
в
нем
значительный спектр воспитательной и досуговой деятельности.
Эффективность этой
работы напрямую зависит от сохранения и развития партнерства различных структур,
ведущих работу в подростково-молодежной среде, в том числе в жилом секторе.
Это
создает
условия
для
увеличения
контингента
лиц,
охваченных
дополнительной
образовательной деятельностью, социально одобренным досугом.
Хотя бы частичное
решение
проблемы
занятости
несовершеннолетних,
молодежи
и
других
жителей
микрорайона,
особенно
в
вечернее
время,
в
значительной
степени
способствует
предупреждению
совершениями
ими
уличных
нарушений
общественного
порядка.
Позволяет детям и подросткам реализовать свой
творческий потенциал, способствует
формированию
лидерских
качеств,
а
также
условий
для
их
саморазвития
и
самовоспитания.