Напоминание

Финансовая грамотность


Автор: Рябенкова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"детский сад №41" Медвежонок"
Населённый пункт: Анжеро-Судженск
Наименование материала: статья
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчет

по самообразованию подготовительной

группы « Золотой ключик»

Тема «Финансовая грамотность детей

старшего дошкольного возраста

посредством экономического

воспитания»

Воспитатели: Горбановская Н.Ф.

Рябенкова Т.В.

2024 – 2025 г.

В 2024-2025 учебном году мы работали над темой «Финансовая грамотность

детей старшего дошкольного возраста посредством экономического

воспитания».

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов

экономического воспитания – это новое направление в дошкольной

педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от

ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано

включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной

рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким

образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном

уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования

финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие

возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они

вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и

эффективным средством формирования финансовой культуры детей является

игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в

вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о

финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных

практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры

развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют

личностные качества, создают предпосылки для психологической

подготовленности в будущий мир финансов.

Изучив данную проблему, пришли к выводу, что формирование финансовой

культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой

деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания,

овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное

содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у

дошкольников основ культуры финансов.

Актуальность опыта

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная

деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника,

который становится базой для дальнейшей работы по формированию

финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с

экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то

может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику

нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь,

используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с

помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире

экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания,

умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения

игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес

детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и

о финансовых потребностях.

Различные виды игровой деятельности проводились 1-2 раза в неделю и

включались в разные формы и методы работы с детьми (в организованную

образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и

использовались в определенной последовательности. Их усложнение

определялось развитием умений детей: от умения различать виды

потребностей (материальные, духовные, социальные) к умению

устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от

умения выделять последовательность трудовых действий, иметь

представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к

способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-

деньги».

Начиная работу по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, мы

выбрали следующие темы: «Деньги и цена», «Банк», «Семейный бюджет»,

«Реклама», «Профессии людей», «Полезные экономические навыки». В

книге, конечно, есть понятия всех этих тем. Но в большинстве случаев

пользовалась помощью интернета. И готовясь к работе с детьми, я

натолкнулась на обучающие мультфильмы: это любимые детьми Смешарики,

Богатый Бобренок, но больше всего мне понравился комплекс «Уроки

Тетушки Совы «Азбука денег – или как помочь ребенку вырасти богатым».

Этот мультфильм состоит из нескольких серий. В каждой серии

рассказываются и показываются примеры на доступном и понятном языке

для дошкольников. После каждого просмотренного материала, мы с детьми

обсуждали данную тему, чтобы закрепить пройденный материал. Ребятам

очень нравились эти познавательные фильмы.

Просматривая мультфильм «Уроки Тетушки Совы «Азбука денег – или как

помочь ребенку вырасти богатым» ребята познакомились с понятиями: Что

такое деньги? Зачем они нужны?

Узнали, как появились деньги. Какие они были, как выглядели. Что в монете

различают лицевую сторону, Аверс – это лицевая часть монеты или главная.

На ней ещё с древних времён изображали самую важную информацию,

которую передавала монета. Изображение царя, значимое событие, герб

государства и тому подобное. И обратная сторона, Реверс – это оборотная

сторона, противоположная лицевой части монеты. Боковая сторона - Гурт

Познакомились и обсудили с детьми: Какие деньги бывают. Виды денег;

Цена и ценные вещи; Семейный бюджет; Карманные деньги; Современный

вид денег - пластиковая карта; Реклама; Умение экономить; Работа и

зарплата; Об экономике; О банке; Безналичные деньги.

Ребята познакомились с загадками и пословицами о труде, деньгах, цене,

купле-продаже, о товаре и бережливости. И что использование сказки у

старших дошкольном является эффективным средством формирования

экономической компетентности.

Сказки, показывают быт, традиции, особенности ведения домашнего

хозяйства. Сказки раскрывают потребности и возможности. Мы же не только

читали и обсуждали с ребятами сказки, но и делали инсценировки. Как для

всей группы, где участвовали все дети, так и сами дети в самостоятельной

свободной деятельности. Смотрели мультфильмы.

Беседы, просмотр познавательных мультфильмов, чтение сказок – это лишь

маленькая часть обучения детей финансовой грамотности. Развитие интереса

к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и

содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых,

настольных, дидактических игр.

Мы использовали такие игры как: «Магазин». Цель: закрепление у детей

дошкольного возраста представления о товарах и их стоимости.

Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со

стоимостью «товара».

Игра «Разложите товар». Цель: обучение детей классифицировать предметы

по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых

объектов.

Игра «Хочу и надо». Цель: знакомство детей с многообразием потребностей

и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между

«хочу» и «надо».

Игра «Кто кем работает?». Цель: закрепление и расширение знаний о

профессиях на примере сказочных героев. Знакомство многообразный миром

профессий, уважение к труду других.

Игра «Аукцион». Цель: способствовать закреплению понятий, изученных в

ходе занятий по финансовой грамотности; раскрыть особенности продажи

товаров на аукционе, упражнять в практике увеличения цены. Заранее

приготовила предметы, которые ребята должны выкупить. У каждого

предмета была начальная ставка. Каждый предмет выносила закрытый под

салфеткой. Так сказать, чтобы была интрига. Каждому игроку была

предоставлена определенная сумма. Как в игре «Поле чудес», деньги

разложила по тарелочкам, каждую накрыв салфеткой. Чтоб ребята не могли

сразу взять ту, где купюр было больше. Выбирали наугад. Специально

никому не давала одинаковую сумму. Это были покупатели. Брокер,

знакомил ребят с предметом, который выставлялся на аукционе. Стартовой

его ценой. Дальше ребята предлагали свою ставку т.д. Хочу сказать, игра

сложная для детей. Были и слезы, и разочарования. Кто-то не успевал,

выкупать вещь из-за незнания наминала купюр или смысла игры, кто - то

просто был проворнее и быстрее.

Прежде чем играть в такую игру как «Аукцион», по моему опыту предлагаю

начать играть с простой самой игры, под названием «Размен». Суть этой

игры заключается в следующем: из предложенных купюр, монет, ребенку

нужно собрать определенную сумму. Будь это 50 руб., 100 руб., 200 руб., 500

руб. и т.д. Не у всех ребят это получается. Вот странно, те дети, которые

умеют писать и считать получалось собрать сумму правильно не сразу. А вот

те, кто не обладает этими навыками, умениями, щелкали это задание как

орешки. Как только ребята освоят эту игру, можно смело переходит к игре

«Монополия».

Игра очень интересная. Цель игры— рационально используя стартовый

капитал добиться банкротства других игроков. Игра Монополия

представляет собой игровое поле, состоящее из квадратов, которые проходят

по кругу все игроки по очереди. Когда игроку выпадает очередь ходить, то

броском кубика он определяет, какое количество шагов он должен совершить

на игровом поле за этот ход (каждый шаг соответствует одному очку на

кубике и одному квадрату на игровом поле). Затягивает не только детей, но и

взрослых. Даже те дети, которые изначально не хотели играть в нее, глядя

как мы заинтересованно играем, спорим, какие у нас происходят дебаты,

просились играть с нами.

Участвовали с детьми в онлайн викторине Финансовая грамотность.

Провели открытое занятие по финансовой грамотности в форме игры Что.

Где. Когда.

Вовлечение родителей в систему работы по развитию финансовой культуры

осуществлялось через различные формы взаимодействия:

- анкетирование;

- консультации: «Практические советы родителям по формированию

финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Зачем

ребёнку экономика?», «Семейный бюджет и ребенок», «Учите ребенка

считать деньги»;

- изготовление буклетов: Рассказывайте детям о своей работе»,

«Экономические сказки», «Игры, формирующие предпосылки

экономического воспитания», «Откуда в нашем доме появляются деньги?»

В группе была создана была создана развивающая среда для

самостоятельного развития детей в данном направлении.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы,

малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические

понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но

и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и

сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей

экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое

восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение,

упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с

внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний

экономического содержания, видна положительная динамика формирования

финансовой культуры детей.

Используемая литература

1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики или мы играем в

экономику» М.: Детство-Пресс, 2008 5. Шатова А. Д. «Тропинка в

экономику» М.: «Вентана-Граф, 2015

2. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры

для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей

дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.

Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

3. Стахович, Л.В. Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей

дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю.

Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для

дошкольников», - - М. : ВИТА- ПРЕСС, 2019. - 64 с.

4. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и

диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина,

Ю. А. Киселева. - Волгоград : Учитель. – 186 с

5. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа,

перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. –

М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80с.

6. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой

грамотности у старших дошкольников. М.: Вентана-Граф, 2018.



В раздел образования