Автор: Быканова Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 41 имени В.В.Сизова"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: «Мозговой штурм» как универсальный метод развития креативного мышления (фрагмент урока русского языка в 6 классе)
Тема: «Мозговой штурм» как универсальный метод развития креативного мышления (фрагмент урока русского языка в 6 классе)
Раздел: среднее образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 им.В.В.Сизова» г.Курска
«Мозговой штурм» как универсальный метод
развития креативного мышления
(фрагмент урока русского языка в 6 классе)
Автор-разработчик:
учитель русского языка и
литературы
Быканова Ольга Анатольевна
2025 г.
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой
вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником
искать эти же самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился
активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к
обучению, важна практическая направленность урока, важно формирование творческой
активности наших учеников.
«Мозговой штурм» («Брейнсторминг») - хорошо известный и активно применяемый
интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому принять участие в работе,
позволяет учащимся свободно и открыто высказывать разные идеи по поводу ситуации
или проблемы, побуждая использовать воображение или творческий подход. Он помогает
развивать ораторскую речь, что необходимо при формировании функциональной
грамотности. Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих
отношение к тексту. На уроке все ученики делятся на 2 группы. Первая группа –
«генераторы идей» должны в течение некоторого времени предложить как можно больше
вариантов решении обсуждаемой проблемы. В группе выбирается один человек, которому
поручено фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа – «аналитики» - получают
от первой списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое
предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения
группируются и объявляются.
Учащиеся сформулировали правила проведения «мозгового штурма»:
- говорите только тогда, когда вам дадут слово;
- высказывайте любые идеи, которые вам придут в голову - чем больше предложений –
тем лучше;
- не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей;
- не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется;
- продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощилась.
Приведу пример фрагмент урока русского языка в 6 классе по теме «Использование
имён прилагательных в речи».
Детям предлагаю текст с пропущенными прилагательными.
Когда корабли уходят в ____________ путешествия, им снятся ____________ страны с
_____________ лесами, ___________ ручьями и _____________ замками, в которых
живут принцессы. Ранним утром ____________ ветер надувает их __________ паруса, и
корабли, словно лебединая стая, уплывают в море. Никогда корабли не задерживаются
возле ____________ скал, выбирают путь полегче и обходят их стороной. Неприступные
скалы пугают их. Осенней ночью, когда морские волны с шумом разбиваются о
___________ берег, скалы забывают все обиды и печально шепчут: «Счастливого пути,
корабли! Поскорей возвращайтесь в _________ края!» И корабли возвращаются.
Учитель. Ребята, вставьте пропущенные слова. Слова какой части речи вы вставили?
Ученики. Пропущены имена прилагательные.
Зачитываются тексты, которые получились.
Учитель. Над какой темой мы будем работать на уроке? Откройте тетради, запишите тему
урока: “Употребление прилагательных в речи”.
Целью сегодняшнего урока будет знакомство со способом поиска новых идей учебным
мозговым штурмом и разрешение проблемы: Какова роль прилагательных в речи.
Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке.
Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов,
отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал
свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок
предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло.
Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла
привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей
корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.
Правила мозгового штурма таковы:
Принимать все идеи, даже абсурдные.
Никакой критики.
Задание первой группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все
прилагательные. Что может произойти?
Ребятам предлагается придумать различные варианты ответов.
Задание второй группе: вы выберите самые верные, на ваш взгляд, идеи и сделайте
общий вывод.
Ученики первой группы зачитывают идеи:
речь стала бы скучной. серой, однообразной
невозможно описать предмет
нельзя выразить чувства
исчезнет большое количество слов
не было бы стихов, песен
нельзя дать характеристику человеку
нельзя познать окружающий мир
не было бы стихотворений А.С.Пушкина
умрёт язык
ничего страшного не случилось бы
люди всё равно поняли бы друг друга
при общении можно обойтись без прилагательных
Ученики второй группы выбирают варианты ответов Делают свой вывод.
Прилагательное – очень важная в морфологии часть речи. Прилагательное делает речь
точной, красивой, образной.
Учитель .Ребята, попробуйте придумать грамматическую сказку о прилагательном в
стране Морфология.
В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе
Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был
бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей? » Царица Морфология
посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по
такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового
жителя нашего государства? » Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни
Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот
тебе, бабушка, и Юрьев день.
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко
мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже!
А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого! » А
Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо
стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь
бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе
оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как
нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал –
молодец
.
Домашнее задание (на выбор)
1.Попробуйте словами красиво, ярко (в прозе или стихах) рассказать о своих
впечатлениях от выпавшего снега, используя эпитеты-прилагательные. Закройте на
несколько секунд глаза, представьте заснеженный лес, поляну, улицу, тропинку.
2.Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»: а) которые могут быть
использованы в сообщении о сводке погоды; б) где прилагательные обозначают признак
предмета, воспринимаемый зрением, слухом; в) где прилагательные являются эпитетами.
Ветер: заунывный, ураганный, шквалистый, порывистый, северный, сонный, ласковый,
яростный, сердитый, бешеный.
Дождь: бесшумный, беспрерывный, бойкий, вялый, грозовой, кратковременный,
затяжной, надоедливый, проливной, тихий, стремительный, шумный, унылый, хмурый,
болтливый, монотонный, звонкий, обильный, ленивый, тоскливый.
Снег: белый, искристый, чистый, яркий, мокрый, алмазный, свежий, вчерашний, ранний.
– Над какой темой мы будем работать на уроке? Откройте тетради, запишите тему урока:
“Употребление прилагательных в речи”.
– Целью сегодняшнего урока будет знакомство со способом поиска новых идей учебным
мозговым штурмом и разрешение проблемы: Какова роль прилагательных в речи.
III. Слово учителя.
– Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные
решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили
сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля.
И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации
торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные,
дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы
сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что
даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было
притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ
поиска новых идей.
Правила мозгового штурма таковы:
Принимать все идеи, даже абсурдные.
Никакой критики.
IV. Групповая работа.
– В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут
определить роль прилагательных в речи.
Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как
помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у
существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)
Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли
все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)
На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные,
докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.
Подведение итогов работы в группах:
– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными
богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам
помогут творческие задания.
Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо
“украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.
Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.
“По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.
“По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный
портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ”.
– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?
– Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников. Первая и третья
группы используют прилагательные в описании портрета, а вторая и четвертая группы
создают портрет без прилагательных.
После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности
человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.
– Послушайте внимательно музыку и рассмотрите иллюстрации. Опишите настроение,
чувства, которые рождает в вас музыка. Назовите композитора и произведение.
V. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали на уроке? Какие важные проблемы мы решили? Поставьте в оценочных
листах степень своего участия в баллах от 0 до 10. Запишите домашнее задание. Выберите
себе задание разной степени сложности.
Спасибо за сотрудничество.