Напоминание

Чередование гласных в корне слова (обобщение изученного)»


Автор: Быканова Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку с элементами краеведения в 5 классе
Тема: Чередование гласных в корне слова (обобщение изученного)»
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 им.В.В.Сизова» г.Курска

Конспект урока по русскому языку с элементами краеведения

в 5 классе

на тему : «Чередование гласных в корне слова (обобщение изученного)»

Автор – разработчик :

Быканова Ольга Анатольевна

Тип урока: обобщающе-повторительный

Цели урока: 1) учащиеся должны уметь выбирать необходимую гласную в корне слова с чередованием; 2) находить

слова с чередованием гласных в корне слова в тексте; 3) создавать собственные тексты, используя слова с

чередующимися гласными в корне слова

Задачи урока:

Образовательные: повторить правила правописания корней с чередующимися гласными в корне; формировать умение

различать гласные с чередованием и проверяемые в корне слова;

Развивающие: развивать аналитическое мышление обучающихся; расширять словарный запас обучающихся за счёт

употреблений в речи слов с чередующимися гласными в корне слова

Воспитательные: воспитывать любовь к родине, к истории города

Основное содержание темы, термины и понятия:

Понимание орфограммы «Чередование гласных в корне слова»

Анализ условий написания е –и и о –а в корнях с чередованием

Владение навыками «видеть» корни с чередованием и правильно писать гласную

Умение использовать справочную литературу и ресурсы Интернет для поиска информации по данной теме

Умение формулировать, аргументировать собственное мнение

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Осознавать себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории родного языка

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей

Метапредметные результаты:

Способность извлекать информацию из разных источников

Овладение приёмами отбора и синтезирования материала на определённую тему

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности

Умение создавать устные и письменные тексты с учётом замысла

Способность осуществлять речевой самоконтроль

Умение выступать перед аудиторией

Предметные результаты:

Представление о роли языка , о связи языка и культуры народа

Осознание эстетической функции родного языка

Технологическая карта урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1.

Мотивация к учебной деятельности

1.Я рада видеть вас. Хочу,

чтобы наш урок освещало

солнышко, чтобы это

улыбающееся учёное солнце

поддерживало у вас

радостное настроение ,

Устанавливают

аналогии,

подводят под

понятие

Настраиваются

на доброжелательное

деловое общение с

учителем

Принимают сохраняют

заданную установку

напоминало вам, что учение

– это приятное и полезное

занятие.

Интрига.

На доске – две картинки:

дерево с корнями и

выполненный морфемный

разбор слова «родина».

Вопрос: Что общее вы

можете выделить?

Человек без корней(семьи,

родных мест) не выживет в

мире. Будет одиноким.

Слова как люди. В словах

тоже есть корень. Дать

определение корню.

Вопрос: А что в вашей жизни

корни?

Да, это наша курская земля ,

история, культура

Ответ: корень

Даётся определение корня

Дети называют родных,

семью, школу, город

2.

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

2.Работа с текстом. На

экране текст с

пропущенными

словами (Слайд №1)

Наслаждаешься

просторами земли

курской и … перед

величием и красотой

родного края. Душа …

добром, теплом,

светом. В сердце…

чувство любви к

Отечеству.

Слова для справок:

преклоняться,

озаряться, загораться

Задание: вставить

слова вместо

пропусков.

Вопрос: каким словом

можно назвать чувство

любви к Отечеству?

Задание: списать слова

для справок, выделить

корень.

Вопросы: на какое

У детей получается текст:

Наслаждаешься просторами земли

курской и преклоняешься перед

величием и красотой родного края.

Душа озаряется добром, теплом,

светом. В сердце загорается

чувство любви к Отечеству.

Ответ: патриотизм. А человека –

патриот.

Даётся определение.

Выписанные слова на тему:

«Чередование гласных в корне

слова». Так будет звучать

сегодняшняя тема.

Сравнивают,

анализируют

предложенный

материал

Планируют учебную

деятельность, участвуют в

учебном диалоге,

характеризуют морфемный

состав слова

Настраиваются на

исследовательскую работу,

адекватно формулируют

результаты деятельности в

устной форме

правило данные

корни?

Чем мы будем

заниматься сегодня?

Какая тема

сегодняшнего урока?

Цели урока:

1) уметь выбирать

необходимую гласную

в корне слова с

чередованием;

2) находить слова с

чередованием гласных

в слова в тексте;

3) создавать

собственные тексты,

используя слова с

чередующимися

гласными в корне

слова

Слайд №3

Слайд№2

3.Закрепление и обобщение изученного материала

3.Прошу ученика выйти к

доске и выбрать карточки;

«Выбор гласной в корне с

чередованием зависит от

нескольких условий»

Мини-тест

1.

От ударения

2.

От согласной в корне

3.

От приставки

4.

От суффикса после

корня

5.

От ударения в

суффиксе

Ученик должен

выбрать 3 верных

карточки.

4.Распределительный

диктант

Приглашаю ученицу с

составленным ею

распределительным

Изложение учениками

теоретического материала .

Ученик выбирает варианты: 1,2,4.

Ученики рассказывают о каждой

группе корней.

Ученица проводит

распределительный диктант.

Сравнивают

предложенный

материал,

обобщают

Классифицировать

понятия, находить

ошибки в

Аргументировать

своё мнение

Осуществлять

контроль, слушать

ответы друг друга,

корректно

исправлять

неправильные

ответы

Планировать свои действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями её

реализации

Контролировать и оценивать

достигнутые результаты своей

и чужой деятельности,

диктантом.

Вопрос: Ребята, всем было

понятно? Если не понятно,

задайте вопросы Владе.

Прошу рассказать, какие

отметки вы получили.

Слова расположить по трём

столбикам. Выбор гласной в корне с

чередованием зависит от

нескольких условий : от ударения,

от согласной в корне, от суффикса

после корня

Распределительный диктант

Прилагательное, растение,

выросли, положение, касательная,

выращенный, коснулись, собирать,

загар, гореть, росток, запереть,

заря, зорька

Ученица читает правильный

вариант.

Происходит взаимопроверка.

Ученики выставляют друг другу

отметки.

написании корней

с чередованием

4.Самостоятельная работа. Работа в парах.

4.На каждом столе лежит

текст . Отрывок из рассказа

Е.Носова «Белый гусь».

Вопрос: Кто автор данного

отрывка? Из какого

произведения взят?

Задание: из текста

выписать слова с

Учащиеся читают текст Е Носова

Все двенадцать пушистых

«одуванчиков»,

целые

и

невредимые, толкаясь и давя

друг друга, высыпали наружу.

Весело

попискивая,

они

рассыпались в зарослях травы,

подбирая

уцелевшие градины.

Выполнять

логические

операции,

сравнивать,

обобщать,

подводить под

понятия ,

Участвовать в

коллективном

обсуждении,

строить

взаимоотношения

со сверстниками в

коллективной

Производить самоконтроль,,

проверять свои записи по

образцу, контролировать

ответы друг друга. Вносить

необходимую коррекцию в

процессе деятельности.

чередующимися гласными

в корне. Объяснить

написание.

Нескольким учащимся

предлагаю разноуровневые

карточки с заданиями

Учащиеся выполняют

карточки и оставляют в

тетради для проверки.

Один

гусенок,

с

темной

ленточкой на спине, неуклюже

переставляя широкие кривые

лапки,

взбирался

на

крыло

гусака.

Но

всякий

раз,

не

удержавшись, кубарем летел в

траву.

Малыш

сердился,

нетерпеливо

перебирал

лапками

и,

выпутавшись

из

травинок, упрямо лез на крыло.

Наконец гусенок вскарабкался

на спину своего отца и замер.

Он никогда не забирался

так

высоко.

Перед

ним

открылся

удивительный

мир,

полный

блистающих трав и солнца.

Учащиеся выписывают слова с

чередованием и объясняют.

Учащиеся со слабой мотивацией

выполняют карточки, которые они

выбрали сами.

Карточка под зелёным цветом

Задание: вставить пропущенные

буквы. Выделить корни. ( В случае

затруднения можно обратиться к

подсказке). Составить с двумя любыми

словами предложения.

Выр..сти, взр..щённый, выр..сла,

объяснять

правописание

гласных

деятельности,

осуществлять

контроль

р..сток, зар..сли, водор..сли, р..стение,

р..стительный, отр..сль, р..сточек,

подр..стала, произр..стать,

разр..стаются, Р..стов, р..стовщик.

Подсказка

_________________________

Карточка с жёлтым цветом

Задание: вставить пропущенные

буквы, подчеркнуть слова с

чередующейся гласной в корне слова.

Р..стительность нашей

местности,предл..гать спосо..

переса..ки деревьев, прол..жить

тр..пинку в зар..слях,крошечный

р..сточек, подр..сли на грядках,

выр..щенный нами сад, произр..стать

в пустыне, разл..жить р..стения для

г..рбария.

Веточка выр..стает из почки.

Разр..стаются л..сные полосы.

Выр..стет и распустится тюльпан.

Буду ра..сказывать о выст..вке.

______________________________

Карточка с красным цветом

Задание: 1. Вставить пропущенные

буквы. 2. Ещё раз переписать

предложения, изменяя формы

глаголов, чтобы в корне стала другая

Слайд№4. На экране –

живописный пейзаж.

Звучит соловьиная трель.

Детям предлагаю закрыть

глаза и перенестись

мысленно в весенний лес.

Затем открыть глаза и

посмотреть на солнышко ,

которое прикреплено на

доску. Поморгать глазами.

Включается

видеопрезентация. Виды

гласная.

Образец: Собирают цветы. – Соберу

цветы.

1.

Оп..раться на перила. 2.

Раст..реть краски. 3. Пост..лить

ковёр.

4. Прот..реть окно. 5. Приб..рать

комнату. 6. Выж..гать рисунок.

7. Взб..раемся на вершину. 8. Зап..реть

дверь. 9. Гости соб..рутся

_____________________________

6.

Физкультминутка

7.Видеопрезентация

Ученица читает стихотворение о

Выполнять

города Курска на фоне

красивой медленной

музыки. Последний слад

остаётся.

Задание: По последнему

слайду составить

предложения или текст ,

используя слова с

чередующимися гласными

в корне.

Кто больше? Учащиеся

подсчитывают , сколько

слов у них получилось.

Предлагаю прочитать

индивидуальные

работы(сочинения) по теме

«Корни с чередованием».

Задание по 1 сочинению:

Свободный (устный)

Курске.

Л.Медведев «Размышления о Курске»

Ученики читают получившиеся тексты.

Примерный

текст

Красив берег реки Сейм. На нём

расположились заросли кустарника.

Ветви ивы низко наклонились. Нежные

листочки едва касаются воды. На

растениях блестят капельки росы. Всё

озарено солнечным светом. Замирает

душа при виде такой красоты.

8.Творческие работы

Ученица читает сочинение «Прогулка с

друзьями»

Прогулка с друзьями

Мы с друзьями решили прогуляться

по улицам нашего города. Встали очень

рано, когда на небе разгоралась заря.

День обещал быть солнечным. Наша

логические

операции,

сравнивать,

обобщать,

подводить под

понятия ,

объяснять

правописание

гласных

Развивать

информационную

культуру, развивать

познавательную

активность, имение

Осуществлять

контроль,

корректировать

поведение

Участвовать в

коллективном

обсуждении,

строить

взаимоотношения

Производить самоконтроль,,

проверять свои записи по

образцу, контролировать

ответы друг друга. Вносить

необходимую коррекцию в

процессе деятельности.

Самоконтроль. Вносить

необходимую коррекцию в

процессе деятельности.

диктант.

Детям предлагаю

пересказать текст,

используя слова с

чередованием.

Задания по сочинению2 :

По ходу чтения выписать

слова с чередованием.

весёлая компания приехала в центр

города, когда лучи солнца уже

прикоснулись к домам и деревьям. Мы

пошли в центральный парк. Там было

много зарослей кустарника. А вдалеке

виднелась аллея подрастающих

тополей. На клумбах красовались

высаженные растения. Так как ночью

прошёл дождик, то на каждом листике

и цветке блистали хрустальные

капельки. В середине парка

расположились аттракционы. Вот я и на

качелях! Чувствую, что лечу, внутри всё

замирает. Как хорошо, что впереди у

нас целый день увлекательных

прогулок!

________________________________

Растения и животные Курской

области

Наша область расположена на

территории с умеренным климатом,

поэтому растительный и животный мир

очень богат и разнообразен. По

холмам и пригоркам расстилаются

луговые и полевые растения. На

территории Курской области удалось

сохранить некоторые вымирающие

виды, во многом благодаря нашему

заповеднику имени Алёхина. Там

растут и размножаются животные и

птицы: лоси, олени, косули, мышовки,

наблюдать,

слушать

со сверстниками в

коллективной

деятельности,

осуществлять

контроль

Предлагаю послушать

стихотворение и

посчитать ,сколько слов с

чередованием

использовано.

коршуны, орлы.

В Курской области распространены

хвойные деревья: ель, сосна. Но более

разнообразны лиственные породы.

Очень красива природа весной, когда

только распустившиеся листочки

блестят на солнце и зажигаются

звёздочки первоцветов. Часто люди

наносят вред этой красоте, оставляя

мусор, забывая тушить огонь, от

которого выгорают большие участки

леса. Нам, курянам, необходимо

заботливо относиться к тому, что нас

окружает.

_________________________________

Стихотворение собственного

сочинения

На высоком холме у реки

Вырос Курск мой, всему вопреки.

И от зорьки горят купола.

Это малая родина моя.

Шлю поклон я родимым местам.

Здесь все реки сверкают, блестят.

Здесь блистательный храм

возродился.

Весь народ на икону дивился.

Хоть загар здесь не южный , но всё же

Загореться идеями можно.

И стелить из цветов нам постели

Помогли соловьиные трели.

Вы в начале урока сказали,

для вас корни – это семья,

родные, школа. Да, именно

школа, где вас рады

видеть , любят.

Вернёмся к нашему

дереву , которое видели в

начале урока. Сейчас мы

его украсим плодами.

Слайд №5

Вопросы:

Чем мы занимались

сегодня на уроке?

9.Творческий проект

Ученица крепит на дерево

плоды(фотографии с надписями)

1.

Мы загорелись идеей

поговорить о школе.

2.

Наша школа расположена на

улице Магистральный проезд.

3.

Коллектив учителей растит

талантливых учеников.

4.

На уроках мы получаем

блистательные знания.

5.

После уроков выбираем

занятия по душе.

6.

Мы зажигательные танцоры.

7.

И быстрые пловцы.

8.Каждый год школа собирает своих

выпускников

Ученица отмечает слова с

чередованием, которые использовала.

10.Рефлексия учебной

деятельности

Дети отвечают на вопросы.

Уметь наблюдать,

слушать

Обобщают,

классифицируют ,

Вступать в диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении,

аргументировать

своё мнение

Аргументировать

Волевая саморегуляция,

самоконтроль

Волевая саморегуляция,

самоконтроль

Вернёмся к нашим целям.

Слайд №3

Как выдумаете, мы

справились с

поставленными целями?

Что изменилось в вашем

представлении о данной

теме?

На выбор

1.Предлгаю подобрать

пословицы, поговорки,

загадки, в которых есть

гласные с чередованием.

Или

2.Выполнить упражнение

№597

Благодарю всех за урок. Вы

хорошо работали.

Молодцы.

Слайд№6

11.Домашнее задание

устанавливают

аналогии

своё мнение

Самоконтроль

.



В раздел образования