Автор: Валяева Алина Юрьевна
Должность: студент
Учебное заведение: Белгородский Национальный Исследовательский Университет НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Методы обучения чтению на уроках английского языка в младшей школе
Раздел: начальное образование
Методы обучения чтению на уроках английского языка в младшей
школе
Чтение в контексте обучения английскому языку представляет собой
сложный когнитивный процесс. Актуальность чтения как способности обу-
славливается его жизненной необходимостью. Прежде всего стоит разграни-
чить понятия «Чтение» и «Техника чтения». Чтение – это рецептивный вид
речевой деятельности, направленный на восприятие, извлечение и осмысле-
ние информации из письменного текста, а техника чтения – совокупность
приемов и навыков, обеспечивающих эффективное восприятие и переработку
различных форм языковой информации. Это – сложный, многоаспектный на-
вык, формирование которого требует системного подхода, учитывающего как
специфику языка, так и психологические особенности процесса чтения. Чте-
ние выполняет не только целевую, но и инструментальную функцию в обуче-
нии, выступая эффективным средством формирования и проверки сопутству-
ющих языковых компетенций.
Правильная техника чтения, включающая навыки анализа содержания
и критического мышления, является неотъемлемой частью языкового обуче-
ния и способствует не только увеличению словарного запаса, но и улучше-
нию общего понимания языка.
Изучение психолого-педагогических аспектов свидетельствует о важно-
сти учета возрастных, психологических и эмоциональных характеристик
младших школьников. В этом возрасте дети отличаются высокой активно-
стью, любознательностью и стремлением к общению. Это создает благопри-
ятные условия для активного включения их в образовательный процесс через
игровые формы, сотрудничество и групповые задания. Создание положитель-
ной эмоциональной среды, где ученики чувствуют себя уверенно и комфорт-
но, благоприятно влияет на их мотивацию к обучению и повышает эффектив-
ность усвоения техники чтения.
В процессе обучения выявляются определенные проблемы, такие как
страх перед использованием иностранного языка, а также недостаток адапти-
рованных учебных материалов и ресурсов. Часто у младших школьников от-
сутствует достаточный запас лексики, необходимый для чтения, что приводит
к фрустрации и снижению мотивации. Эти проблемы подчеркивают необхо-
димость в системном подходе к изменению учебных стратегий и внедрению
новых методик, которые помогут не только обучить чтению, но и создать ин-
терес к изучаемому языку.
Ранжирование серии упражнений на формирование навыков техники
чтения показывает важность разнообразия в подходах к обучению. Каждый
уровень упражнений приносит свою уникальную пользу и играет важную
роль в общем процессе обучения. Важно комбинировать различные методы и
адаптировать их под потребности и интересы учеников, создавая, таким об-
разом, динамичную и увлекательную образовательную среду. Эффективное
использование упражнений на различных уровнях будет способствовать
успешному овладению техникой чтения на английском языке и развитию у
детей любви к обучению и литературе.
Ключевыми методами являются скоординированные задания, направ-
ленные на развитие фонетических навыков, диктантов, чтение вслух и работу
с визуальными элементами, что создает многогранный подход к обучению.
Работа с текстом через различные активности, такие как ролевые игры и ко-
манды, увеличивает вовлеченность учащихся и развивает их творческие
способности.
Комплексный подход к обучению чтению, основанный на теоретиче-
ских и практических аспектах, позволяет формировать у младших школьни-
ков устойчивые навыки чтения на английском языке. Важно также учитывать
личные интересы и особенности каждого ученика, создавая дифференциро-
ванный и индивидуализированный учебный процесс.
Применение таких методов способствует не только эффективному обу-
чению, но и полноценному развитию коммуникационных навыков, необходи-
мых для успешной интеграции в разнообразные социальные и культурные
контексты. В будущем целесообразно исследовать влияние новых технологий
на процесс обучения чтению и их потенциальную роль в повышении интере-
са и мотивации учащихся.