Автор: Амонова Оксана Васильевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Саха гимназия"
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "ИОМ молодого педагога как форма наставничества"
Раздел: полное образование
Мастер-класс педагога-наставника учителя русского языка и литературы
МОБУ «Саха гимназия» г.Якутск
Амоновой Оксаны Васильевны
ИОМ молодого педагога как форма наставничества
Цель: определить содержание, формы, методы, приемы работы по
развитию профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
- рассмотреть возможности реализации самообразовательной траектории
педагогов в процессе составления ИОМ;
- обменяться эффективным педагогическим опытом на основе работы педагогов
по самообразованию;
- способствовать созданию образовательной среды для развития творческого
потенциала педагогов, совершенствования профессионального мастерства.
Необходимое оборудование:
Проектор, экран, колонки,
Дорожная карта педагога.
Ход мастер класса:
I.
Вступительное слово конкурсантов:
АОВ:
Добрый день, уважаемые члены жюри, участники конкурса, дорогие коллеги!
Школьная жизнь – это полет в мир знаний, длительностью в 11 лет от пункта А до
бунта Б. А учителя – это бортпроводники не только в мир знаний, но и инструкторы
по безопасности, экскурсоводы и даже вторые «мамочки». Ученики приходят в
класс, садятся за парты и совершают множество открытий. Учитель – это
путеводитель, собеседник, лучший друг.
ИСС: Есть множество нюансов такой работы, которых мы во время полета даже не
замечаем. Учителя могут выполнять все запросы моментально. На каждого
бортпроводника порой приходится до 40 пассажиров. И к каждому нужно найти
свой подход.
АОВ: Когда человек только начинает карьеру в этой сфере, он практически не
располагает собственным временем. Он контролирует безопасность детей 24/7.
Ему нужно справляться и с многозадачностью: он одновременно учитель-
предметник, классный руководитель, член клуба молодых педагогов, член
профсоюзной организации, секретарь педагогический заседаний. Зачастую
молодые люди опускают руки и задают себе «тот самый вопрос»…
Предлагаем вашему вниманию наш мастер-класс и, возможно, вы найдете «тот
самый ответ».
II.
Целеполагание. Внимание на экран. (Появляются изображения
известных фильмов и краткое пояснение наставника). Кого мы видим на
экране?
A.
«Триумф».
Основанный на реальных событиях 1976 года, фильм "Триумф"
повествует историю восхождения на олимп якутских борцов – Романа Дмитриева, Павла
Пинигина и Александра Иванова, чьи имена прогремели на весь мир. Их путь к успеху
неразрывно связан с личностью выдающегося тренера Дмитрия Коркина – легендарного
человека, прирожденного педагога, новатора и воспитателя. Имя Коркина навсегда вписано
в историю зарождения и триумфального становления вольной борьбы в Якутии.
B.
«Лекарь: ученик Авиценны».
Герой прошел долгий путь, от Англии до Персии,
его
учителями
стал
великий
лекарь
Авиценна.
Мудрый
учитель
увидел
в
Робе
необыкновенный талант к медицине. И посвятил его в таинства врачевания, несмотря на
бедное происхождение героя.
C.
«Чудо».
11-летнему мальчику по имени Август Пуллман досталась по наследству
редкая генетическая ошибка – у него нет лица. Из-за этого Август перенес уже 27
операций, но всё равно остался непохожим на других детей.
Что объединяет эти фильмы? Примерные ответы: Во всех картинах есть те или
иные формы наставничества. Будь это учителя, наставники, родители. Их
поведение по отношению к героям картин – это кейсы, которые помогают
понять, в чем смысл индивидуализации.
III.
Техника вопрошания.
А теперь предлагаю вашему вниманию
известную картину Дмитрия Белюкина. Внимательно посмотрите на нее.
Рассмотрите детали. Вглядитесь в каждого персонажа. О каком событии идет
речь? Какие чувства она в вас вызывает?
Когда мы рассматриваем картину, читаем произведение, смотрим фильм
у нас всегда возникает тот или иной вопрос. Давайте подумаем, выберем один
из самых главных вопросов по этой картине и зададим его друг другу.
Примерные вопросы:
Кто такой наставник?
Каким должен быть наставник?
Как сделать наставляемого успешным?
Отсылка к картине:
Это работа известного художника XX века, Дмитрия Белюкина. Он
запечатлел
исторический
момент:
сцену
прощания
с
великим
поэтом
Александром Пушкиным после дуэли с Дантесом. На картине запечатлены
Наталья Николаевна, Долли Фикельмон (с кувшином), К.К. Данзас (в эполетах
полковника инженерных войск), секундант и друг Александра Сергеевича. Но
у
смертного
одра
стоит
главная
фигура:
его
бессменный
наставник
В.А.Жуковский, спасший его от двух дуэлей, но не сумевший предотвратить
роковой исход в тот январский день. После он напишет об этом стихотворение
«На смерть Пушкина».,.). Наверно, вам знаком этот протрет В.А.Жуковского.
Он подарил его своего ученику в знак признания победы ученика в
литературном состязании, когда тот закончил поэму «Руслан и Людмила».
Там написано «Победителю ученику от побежденного учителя». А теперь,
давайте подумаем, поменялся ли наш вопрос. Изменили бы мы его? И если да,
то на какой? (Ключевой вопрос: Как сделать наставляемого успешным?).
Только тогда, когда человек задает вопросы он мыслит, только тогда, когда
человек мыслит, он развивается. Я хочу взять один из ваших вопросов и разобрать
его сегодня на мастер-классе.
IV.
А теперь давайте посмотрим на мою коллегу. Ее зовут Иванова С.С.
она работает в нашей школе 1 год. Преподает русский язык и литературу с 5-10
классы, имеет проектные часы. Со следующего года должна стать классным
руководителем 5 класса.
Давайте, подумаем, какие у нее могут быть
педагогические дефициты?
(Ответы педагогов).
Не имеет категории,
Неумение распределить время,
Не имеет опыта в подготовке к ОГЭ, ЕГЭ,
Незнание пед. Технологий и т.д.
Для устранения педагогических дефицитов мы предлагаем вам составить
ИОМ (картирование) по 10 критериям. Далее участники МК разрабатывают
карту ИОМ по заданным критериям:
1.
Публичное представление собственного опыта.
2.
Успеваемость, качество. Результаты внешнего мониторинга.
3.
Владение
современными
образовательными
(в
т.ч.
ИКТ)
технологиями,
эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
4.
Результаты реализация программ индивидуальной работы с обучающимися.
Работа с одаренными, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, социально запущенными
и социально уязвимыми учащимися.
5.
Участие
в
работе
методических
объединений,
других
профессиональных
сообществ.
6.
Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
7.
Наличие авторских программ, методических пособий, разработок.
8.
Участие в профессиональных конкурсах (очные, заочные).
9.
Общественная деятельность.
10.
Повышение квалификации.
V.
Защита карт ИОМ. Каждая группа выступает с защитой своего
маршрута.
VI.
Вторая группа в это время оценивает работу другой.
VII.
Итак, ключевым вопросом в нашем сегодняшнем МК был:
«Как
сделать молодого педагога успешным?». Критерий, по которому вы оценивали
работу групп, является листом экспертной оценки, официальным документом, по
которому педагоги нашей республики получают первую и высшую категорию.
И на вопрос нашего сегодняшнего МК, мы хотим дать ответ: «Скажи мне —
и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Конфуций.
VIII.
Рефлексия: Получил ли я ответ на свой вопрос?