Напоминание

Оптимальные подходы к обучению произносительной стороне речи младших школьников на уроках английского языка


Автор: Юсупова Ангелина Равшановна
Должность: студент
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Оптимальные подходы к обучению произносительной стороне речи младших школьников на уроках английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Оптимальные подходы к обучению произносительной стороне речи

младших школьников на уроках английского языка

Юсупова Ангелина Равшановна

НИУ БелГУ

Оптимальные подходы к обучению произносительной стороне речи

младших школьников на уроках английского языка представляют собой

актуальную область научно-методического поиска, обусловленную рядом

педагогических, лингвистических и возрастных факторов. Произносительные

навыки составляют неотъемлемую часть коммуникативной компетенции, а их

несформированность способна привести к серьёзным затруднениям во всех

видах речевой деятельности. Неправильное произношение или интонация

нередко искажают смысл высказываний и затрудняют межкультурное

общение, что особенно критично в условиях начального этапа обучения

иностранному языку.

Детский возраст от 7 до 11 лет отличается высокой пластичностью

речевого

аппарата,

повышенной

способностью

к

имитации

и

восприимчивостью к языковым образцам, что создаёт благоприятные условия

для формирования правильного произношения. Однако именно в этом

возрасте

закладываются

устойчивые

речевые

привычки,

и

в

случае

отсутствия целенаправленной коррекционной работы возможны стойкие

фонетические ошибки. Например, подмена английского звука [θ] на русский

[с]

или

[ф]

нередко

становится

автоматизированной

ошибкой

у

русскоязычных учащихся.

Анализ

используемых

в

начальной

школе

учебно-методических

комплексов, в частности УМК «Starlight 3», показал, что работа над

произносительной стороной речи часто носит фрагментарный характер.

Разделы

Phonics

представлены

недостаточно

системно,

отсутствует

последовательная отработка интонации, ритма и связности речи. Кроме того,

традиционное

преобладание

имитативного

метода

без

должной

артикуляционной

коррекции

снижает

эффективность

формирования

фонетических навыков.

Для повышения эффективности обучения произношению младших

школьников

целесообразно

использовать

комплексный

подход,

объединяющий традиционные и современные методики. В качестве основы

предлагается интеграция артикуляционной гимнастики, поэтапной отработки

речевых единиц (звук → слог → слово → фраза), использования визуальных

моделей интонации (

) методов «дирижирования» речи, а также игровых

форм, таких как фонетическое лото, турниры скороговорок, ролевые диалоги.

Существенную роль играет также внедрение цифровых технологий, включая

мобильные

приложения

(например,

ELSA

Speak)

и

интерактивные

тренажёры, способствующие самоконтролю и развитию фонетической

автономии.

Одним из ключевых направлений в разработке методики является

профилактика интерференции, что достигается через дифференцированные

упражнения, такие как контрастное аудирование ([æ]–[e]), артикуляционные

тренинги и рефлексию на основе аудиозаписей собственной речи. Важно

также учитывать возрастные особенности младших школьников: короткие

игровые задания продолжительностью 7–10 минут, смена видов деятельности

и опора на непроизвольное внимание позволяют поддерживать интерес и

включённость детей в процесс обучения.

Таким образом, обучение произносительной стороне речи должно быть

не механическим повторением, а динамичным процессом, в котором

сочетаются когнитивные, эмоциональные и деятельностные компоненты.

Предлагаемая система подходов опирается на научную обоснованность (учёт

возрастной

чувствительности

к

произношению),

практическую

применимость (интеграция в учебный процесс) и методическую гибкость

(возможность адаптации под конкретные УМК и условия обучения). Такая

организация обучения способствует формированию не только правильного

произношения, но и общей языковой культуры, что, в свою очередь, создаёт

основу для уверенного и осознанного межкультурного взаимодействия.

Список литературы

1.

Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. Starlight 3: Учебник

для 3 класса начальной школы. — М.: Просвещение, 2020.

2.

Бим И.Л. Методика преподавания английского языка как

иностранного. — М.: Просвещение, 2010.

3.

Эльконин Д.Б. Психология развития младшего школьника. — М.:

Академия, 2007.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования.

5.

ELSA Speak — English pronunciation app.



В раздел образования