Напоминание

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.


Автор: Испатова Разида Алимурадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Светлячок"
Населённый пункт: станица Александрийская
Наименование материала: Консультация
Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность темы.

Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически

с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые

в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале

в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более

масштабных социумах.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в

игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить

взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов

деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту

взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее

сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра -

самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его

главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики,

богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период

его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая

обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для

успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять

всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится

участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются

варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают

друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся

адекватно взаимодействовать.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия,

беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных

ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это

становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко

воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека,

показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.

Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию

интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что

одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить

способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно

душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть

от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет

играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача -

правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в

котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими

взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами

формироваться как социально компетентная личность.

Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные,

дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения

самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с

машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет

способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный

опыт, который так важен для развития их личности.

Работа с детьми.

Месяц Тема

1

сентябрь

1.Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном

возрасте».

2.Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших

дошкольников.

3.Подборка детских художественных произведений.

2

октябрь

1.

Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно

делиться».

2.

Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости

меня, друг», «Мы любим друг друга».

2.

Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по

созданию атрибутов к сказке.

3

ноябрь 1.Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».

2.Игровое упражнение: «Накрой на стол».

3.Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».

4

декабрь

1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе:

«Обратись к товарищу вежливо».

3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».

5

январь 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».

2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам.

Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.

3. Фото-выставка « играют наши дети».

6

февраль

1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».

2. Сюжетно-ролевая игра: « Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к

игре.

3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»

7

март

1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою

семью».

2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».

8

апрель 1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»

2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».

3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором,

транспортом, пешеходами).

4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по

созданию атрибутов к игре.

9

май

Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего

дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру ».



В раздел образования