Автор: Испатова Разида Алимурадовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Светлячок"
Населённый пункт: станица Александрийская
Наименование материала: Консультация
Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.
Раздел: дошкольное образование
Актуальность темы.
Социализация- это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически
с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые
в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале
в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более
масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в
игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить
взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту
взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее
сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра -
самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его
главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики,
богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Дошкольный возраст- это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период
его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая
обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для
успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять
всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится
участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются
варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают
друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся
адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия,
беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных
ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это
становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко
воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека,
показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию
интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что
одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить
способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно
душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть
от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет
играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача -
правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в
котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими
взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами
формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные,
дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения
самостоятельных сюжетно- ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с
машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет
способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный
опыт, который так важен для развития их личности.
Работа с детьми.
№
Месяц Тема
1
сентябрь
1.Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в младшем дошкольном
возрасте».
2.Написание цикла конспектов-занятий по сюжетно-ролевой деятельности для младших
дошкольников.
3.Подборка детских художественных произведений.
2
октябрь
1.
Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно
делиться».
2.
Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе: «Прости
меня, друг», «Мы любим друг друга».
2.
Драматизация русской народной сказки «Репка». Взаимодействие с родителями по
созданию атрибутов к сказке.
3
ноябрь 1.Просмотр мультфильма «Бабушкин день рождения».
2.Игровое упражнение: «Накрой на стол».
3.Игровая ситуация: «Как правильно встречать гостей».
4
декабрь
1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе:
«Обратись к товарищу вежливо».
3.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек».
5
январь 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам.
Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.
3. Фото-выставка « играют наши дети».
6
февраль
1. Развлечение «Мы быстрые и смелые, мы дружные, умелые».
2. Сюжетно-ролевая игра: « Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к
игре.
3. Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»
7
март
1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою
семью».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери».
8
апрель 1. Беседа- размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».
3. Экскурсия по улице села (наблюдения за пешеходным переходом, перекрестком, светофором,
транспортом, пешеходами).
4. Сюжетно-ролевая игра: «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по
созданию атрибутов к игре.
9
май
Проведение итогового мероприятия по теме: «Социализация детей младшего
дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру ».