Напоминание

Картотека игр на формирование фонематического восприятия


Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Ботовский детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: д.Ботово Череповецкий р-н Вологодская обл.
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Картотека игр на формирование фонематического восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека игр

на формирование фонематического восприятия

Выполнила: Паращевина Екатерина Борисовна

Звуковой анализ включает:

Определение первого и последнего звука в слове;

Определение наличия звука в слове;

Определение места звука в слове;

Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

Определение последовательности звуков в слове.

При подборе слов для звукового анализа следует исключить слова, в которых нет полного соответствия между звуками и

буквами:

слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю;

слова с Ъ и Ь;

слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова (дуб, удав) и в середине перед согласными (ложка,

грядка).

Порядок умственных действий на этапе формирования элементарных форм звукового анализа:

опора на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков,

равных по количеству звукам в слове.

Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно

выкладывает фишки в квадратики схемы.

последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и

кладет фишки.

звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

«Эхо»

Цель: Формировать умение определять первый звук в слове.

Описание: Слушай мои слова и называй первый звук в слове

Например: аист, утка, иволга, облако, август, осень и т. д.

«Загрузи корабль» (машину, самолет)

Цель: Формировать умение выбирать слова с заданным звуком

в начале слова.

Описание: Детям предлагается картинка или игрушка в виде

корабля и предметные картинки.

-

Корабль

собирается

в

плавание.

Он

необыкновенный,

перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у].

«Одинаковые звуки»

Цель: Формировать умение определять первый звук в слове.

Описание:

Детям

предлагается

несколько

предметных

картинок.

-Назови слова, в которых первые звуки одинаковые.

«Найди общий звук в слове»

Цель:

Формировать умение находить одинаковый звук в

словах.

Описание: Я произнесу 3 слова, а ты назови одинаковый звук в

словах.

-Улица, утка, умный;

-Облако, осень, обувь;

-Мак, мыло, мышь;

-Лимон, лейка, лютик;

-Шуба, кошка, душ и т. д.

Игра «Цепочка слов»

Цель: Формировать умение определять первый и последний

звук в слове.

Описание: Один из играющих называет любое слово, второй

придумывает слово на его последний звук, третий - на

последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку

из слов.

Например: АисТ – ТоК – КатеР – РобоТ и т.д.

«Повтори за мной слова»

Цель: Формировать умение определять наличие звука в слове.

Описание: Я произнесу слова: мама, кот, мыло, дом, паук,

бант, муха, нога. А ты их запомнишь и назовешь только те

слова, в которых есть звук [М]. Количество слов можно

увеличивать.

«Соберем вещи»

Цель: Формировать умение определять место звука в слове

Описание: Детям предлагаются 3 картинки с изображением

сумки и предметные картинки с заданным звуком в начале,

середине и конце слова.

-В одну сумку положим вещи, в названии которых звук

находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в

конце.

Игра «Подбери слово к схеме»

Цель: Формировать умение определять место звука в слове.

Описание: Детям предлагается карточка для определения

места звука в слове (начало, середина или конец). Получив

карточку, ребенок подбирает 3 картинки или слова с заданным

звуком в соответствующей позиции.

Игра «Кубик»

Цель: Формировать умение дифференцировать гласные и

согласные звуки на слух, определять первый звук в слове.

Материал:

кубик, грани которого обклеены бумагой трёх

цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого

цвета).

Описание: Педагог предлагает детям бросить кубик. Тот цвет,

который окажется на верхней части грани, будет значим в игре.

Варианты игры:

1) дети называют характеристику звуков. Н-р, синяя грань

согласный твердый звук;

2) дети называют любой согласный твердый звук;

3) дети называют слова с заданной характеристикой звука.

Игра «Найди гласный звук в слове»

Цель: Формировать умение определять гласный звук в слове.

Материал:

предметные картинки с односложными словами

(сад, кость, сок, лось, сыр, куст, гриб и т. д.) и знаки,

обозначающие гласные звуки.

Описание:

-Протяжно произнеси каждое слово. Назови гласный звук в

этом слове. Покажи нужный знак.

Игра «Моя находка»

Цель:

Формировать умение дифференцировать гласные и

согласные звуки на слух, определять первый звук в слове.

Материал:

медальоны по количеству детей трёх цветов

(красного, синего и зелёного)

Описание:

Дети надевают медальоны. Педагог предлагает

пройти по группе и найти те предметы, первый звук которых по

своей характеристике соответствует цвету на медальоне. Слова,

начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету

на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету,

согласный твёрдый — синему.

Игра «Звуковые бусы»

Цель:

Формировать умение дифференцировать согласные

твердые и согласные мягкие звуки в слове.

Материал: Фишки синего и зеленого цвета или тетради и

цветные карандаши

Описание: Педагог называет слова, а ребенок выкладывает

друг за другом фишки или раскрашивает в тетради бусинки в

зависимости от характеристики звука (синий или зеленый)

Игра «Звуковая линейка»

Цель:

Формировать

умение

называть

последовательность

звуков в слове.

Материал: Звуковая линейка

Описание: Педагог демонстрирует последовательность звуков

в слове, передвигая круг- звук в линейке из одного окошка в

другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят

звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой

самостоятельно.

Игра «Построим пирамидку»

Цель: Формировать умение называть последовательность

звуков в слове.

Материал: Набор картинок, название которых состоит из 3-5

звуков.

Описание: Выложить картинки таким образом, чтобы

получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х

звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний

ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).

Игра «Живые звуки»

Цель:

Формировать умение называть последовательность

звуков в слове.

Описание: Дети “превращаются “ в звуки, выстраиваются друг

за другом, чтобы получилось слово. Затем дают характеристику

своего звука и выбирают соответствующее обозначение.

Игра «Поймай звук»

Цель: Формировать умение определять последовательность

звуков в слове

Описание: Дети стоят в кругу. Педагог произносит вслух

слово, бросает ребенку мяч и говорит, какой по счету звук тот

должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит

мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который

задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все

звуки в слове должны быть проанализированы.

Игра «Шифровальщики»

Цель: Формировать умение определять количество звуков в

слове и составлять звуковую схему.

Материал: Набор условных обозначений звуков, картинки для

анализа звукового состава

Описание: Выложить звуковую схему слова (зашифровать его)

Игра «Найди свою схему»

Цель: Формировать умение определять количество звуков в

слове и подбирать соответствующую звуковую схему.

Описание: Дети

превращаются в слова или выбирают себе

картинку.

Далее

соотносит

свое

слово

или

картинку

с

соответствующей схемой и доказывает свой выбор.

Можно использовать усложнение: звуковых схем может быть

больше, чем слов или картинок.

Игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель:

Формировать

умение

называть

последовательность

звуков в слове и составлять звуковую схему.

Материал:

Домики

с

разным

количеством

окошек

по

количеству детей.

Описание:

В домики должны поселиться жильцы — «слова»,

причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Ребенок

подсчитывают количество окошек в домике и делает вывод,

сколько

звуков

должно

быть

в

слове.

Затем

ведущий

произносит слово, а играющий называет каждый звук отдельно

и выкладывает фишки на окошки дома — «заселяет звуки».

Игра «Составь слово по первым звукам»

Цель:

Формировать умение определять первый звук в слове,

составлять слово по первым звукам.

Материал: Предметные картинки

Описание:

Педагог предлагает детям из первых звуков в

названиях каждых 3-х (4, 5) картинок составить слово.

Выложить звуковую схему получившегося слова.



В раздел образования