Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Ботовский детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: д.Ботово Череповецкий р-н Вологодская обл.
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Картотека игр на формирование фонематического восприятия
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр
на формирование фонематического восприятия
Выполнила: Паращевина Екатерина Борисовна
Звуковой анализ включает:
Определение первого и последнего звука в слове;
Определение наличия звука в слове;
Определение места звука в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
Определение последовательности звуков в слове.
При подборе слов для звукового анализа следует исключить слова, в которых нет полного соответствия между звуками и
буквами:
слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю;
слова с Ъ и Ь;
слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова (дуб, удав) и в середине перед согласными (ложка,
грядка).
Порядок умственных действий на этапе формирования элементарных форм звукового анализа:
опора на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков,
равных по количеству звукам в слове.
Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно
выкладывает фишки в квадратики схемы.
последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и
кладет фишки.
звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
«Эхо»
Цель: Формировать умение определять первый звук в слове.
Описание: Слушай мои слова и называй первый звук в слове
Например: аист, утка, иволга, облако, август, осень и т. д.
«Загрузи корабль» (машину, самолет)
Цель: Формировать умение выбирать слова с заданным звуком
в начале слова.
Описание: Детям предлагается картинка или игрушка в виде
корабля и предметные картинки.
-
Корабль
собирается
в
плавание.
Он
необыкновенный,
перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук [у].
«Одинаковые звуки»
Цель: Формировать умение определять первый звук в слове.
Описание:
Детям
предлагается
несколько
предметных
картинок.
-Назови слова, в которых первые звуки одинаковые.
«Найди общий звук в слове»
Цель:
Формировать умение находить одинаковый звук в
словах.
Описание: Я произнесу 3 слова, а ты назови одинаковый звук в
словах.
-Улица, утка, умный;
-Облако, осень, обувь;
-Мак, мыло, мышь;
-Лимон, лейка, лютик;
-Шуба, кошка, душ и т. д.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Формировать умение определять первый и последний
звук в слове.
Описание: Один из играющих называет любое слово, второй
придумывает слово на его последний звук, третий - на
последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку
из слов.
Например: АисТ – ТоК – КатеР – РобоТ и т.д.
«Повтори за мной слова»
Цель: Формировать умение определять наличие звука в слове.
Описание: Я произнесу слова: мама, кот, мыло, дом, паук,
бант, муха, нога. А ты их запомнишь и назовешь только те
слова, в которых есть звук [М]. Количество слов можно
увеличивать.
«Соберем вещи»
Цель: Формировать умение определять место звука в слове
Описание: Детям предлагаются 3 картинки с изображением
сумки и предметные картинки с заданным звуком в начале,
середине и конце слова.
-В одну сумку положим вещи, в названии которых звук
находится в начале слова, в другую - в середине и в третью - в
конце.
Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: Формировать умение определять место звука в слове.
Описание: Детям предлагается карточка для определения
места звука в слове (начало, середина или конец). Получив
карточку, ребенок подбирает 3 картинки или слова с заданным
звуком в соответствующей позиции.
Игра «Кубик»
Цель: Формировать умение дифференцировать гласные и
согласные звуки на слух, определять первый звук в слове.
Материал:
кубик, грани которого обклеены бумагой трёх
цветов: красного, синего и зелёного (по две грани каждого
цвета).
Описание: Педагог предлагает детям бросить кубик. Тот цвет,
который окажется на верхней части грани, будет значим в игре.
Варианты игры:
1) дети называют характеристику звуков. Н-р, синяя грань
согласный твердый звук;
2) дети называют любой согласный твердый звук;
3) дети называют слова с заданной характеристикой звука.
Игра «Найди гласный звук в слове»
Цель: Формировать умение определять гласный звук в слове.
Материал:
предметные картинки с односложными словами
(сад, кость, сок, лось, сыр, куст, гриб и т. д.) и знаки,
обозначающие гласные звуки.
Описание:
-Протяжно произнеси каждое слово. Назови гласный звук в
этом слове. Покажи нужный знак.
Игра «Моя находка»
Цель:
Формировать умение дифференцировать гласные и
согласные звуки на слух, определять первый звук в слове.
Материал:
медальоны по количеству детей трёх цветов
(красного, синего и зелёного)
Описание:
Дети надевают медальоны. Педагог предлагает
пройти по группе и найти те предметы, первый звук которых по
своей характеристике соответствует цвету на медальоне. Слова,
начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету
на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету,
согласный твёрдый — синему.
Игра «Звуковые бусы»
Цель:
Формировать умение дифференцировать согласные
твердые и согласные мягкие звуки в слове.
Материал: Фишки синего и зеленого цвета или тетради и
цветные карандаши
Описание: Педагог называет слова, а ребенок выкладывает
друг за другом фишки или раскрашивает в тетради бусинки в
зависимости от характеристики звука (синий или зеленый)
Игра «Звуковая линейка»
Цель:
Формировать
умение
называть
последовательность
звуков в слове.
Материал: Звуковая линейка
Описание: Педагог демонстрирует последовательность звуков
в слове, передвигая круг- звук в линейке из одного окошка в
другое, а дети внимательно смотрят на линейку и произносят
звуки слова. В дальнейшем дети учатся работать с линейкой
самостоятельно.
Игра «Построим пирамидку»
Цель: Формировать умение называть последовательность
звуков в слове.
Материал: Набор картинок, название которых состоит из 3-5
звуков.
Описание: Выложить картинки таким образом, чтобы
получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х
звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний
ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).
Игра «Живые звуки»
Цель:
Формировать умение называть последовательность
звуков в слове.
Описание: Дети “превращаются “ в звуки, выстраиваются друг
за другом, чтобы получилось слово. Затем дают характеристику
своего звука и выбирают соответствующее обозначение.
Игра «Поймай звук»
Цель: Формировать умение определять последовательность
звуков в слове
Описание: Дети стоят в кругу. Педагог произносит вслух
слово, бросает ребенку мяч и говорит, какой по счету звук тот
должен назвать, например: «Сыр, второй звук». Ребенок ловит
мяч, отвечает: «Ы» — и возвращает мяч ведущему, который
задает следующее задание, относящееся к этому же слову. Все
звуки в слове должны быть проанализированы.
Игра «Шифровальщики»
Цель: Формировать умение определять количество звуков в
слове и составлять звуковую схему.
Материал: Набор условных обозначений звуков, картинки для
анализа звукового состава
Описание: Выложить звуковую схему слова (зашифровать его)
Игра «Найди свою схему»
Цель: Формировать умение определять количество звуков в
слове и подбирать соответствующую звуковую схему.
Описание: Дети
превращаются в слова или выбирают себе
картинку.
Далее
соотносит
свое
слово
или
картинку
с
соответствующей схемой и доказывает свой выбор.
Можно использовать усложнение: звуковых схем может быть
больше, чем слов или картинок.
Игра «Каждому звуку - свою комнату»
Цель:
Формировать
умение
называть
последовательность
звуков в слове и составлять звуковую схему.
Материал:
Домики
с
разным
количеством
окошек
по
количеству детей.
Описание:
В домики должны поселиться жильцы — «слова»,
причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Ребенок
подсчитывают количество окошек в домике и делает вывод,
сколько
звуков
должно
быть
в
слове.
Затем
ведущий
произносит слово, а играющий называет каждый звук отдельно
и выкладывает фишки на окошки дома — «заселяет звуки».
Игра «Составь слово по первым звукам»
Цель:
Формировать умение определять первый звук в слове,
составлять слово по первым звукам.
Материал: Предметные картинки
Описание:
Педагог предлагает детям из первых звуков в
названиях каждых 3-х (4, 5) картинок составить слово.
Выложить звуковую схему получившегося слова.