Автор: Олейникова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 19"
Населённый пункт: город Касимов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект по РЭМП
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
муниципального образования – городской округ город Касимов
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
РЭМП
«В поисках Незнайки»
для детей 5 - 6 лет
Разработал: Олейникова Надежда Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Касимов, 2024
Цель. Создание благоприятных условий для формирования предпосылок к
учебной деятельности, введение детей в мир математики через ознакомление
с окружающим миром, игровую деятельность.
Задачи.
Обучающие:
закреплять умение считать в пределах 7, пользуясь правильными
приёмами счёта (называть числительные по порядку, указывая на предметы,
расположенные в ряд), относить последнее числительное ко всей группе
предметов;
закреплять умение сопоставлять
не только совокупности разных
предметов, но и разбивать группы на подгруппы, сопоставлять их друг с
другом;
совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов,
обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько;
совершенствовать
умение
сравнивать
предметы
по
величине
в
убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
высокая, ниже, ещё ниже, самая низкая;
совершенствовать
умение
различать
и
называть
геометрические
фигуры,
решать
простые
логические
задачи
на
установление
последовательности расположения геометрических фигур;
учит называть предыдущее и последующее число для каждого числа
натурального ряда в пределах 10
Развивающие:
развивать
умение
определять
пространственное
направление
относительно себя, обозначать словами: впереди, сзади, слева, справа;
развивать память, внимание, логическое мышление;
развивать способность владеть математическим словарём, формировать
грамматический строй речи, диалогическую речь.
Воспитательные:
воспитывать
умение
самостоятельно
выполнять
учебно-игровые
задания;
воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности;
формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Интеграция
образовательных
областей:
«познавательное
развитие»,
«социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое
развитие».
Предварительная
работа:
знакомство
с
образованием
числа
7,
дидактические игры и упражнения на развитие умения различать и называть
геометрические фигуры, повседневное
индивидуальное
и групповое
общение с детьми на прогулке, в игровой деятельности с целью закрепления
и использования количественных, пространственных отношений.
Словарная работа: поровну, столько – сколько, высокая, ниже, ещё ниже,
самая низкая, впереди, сзади, слева, справа.
Форма организации: подгрупповая.
Методы и приёмы: словесный (вопросы к детям, инструкция, пояснение),
наглядный, игровой, практический, приём самоконтроля и оценка.
Материал и оборудование.
Демонстрационный материал: Корабль, кукла Незнайка, письмо,
цифровые карточки;
магнитная доска; ели (в количестве 7 штук);
дидактический материал для игр «Цифровой переполох», «Почини ковёр»;
колокольчик; технические средства (звукозапись «шум моря», «голос»).
Раздаточный материал: пеналы с геометрическими фигурами, цифровые
карточки, карточки с началом ряда для упражнения «Бусы» и набор
геометрических фигур (красный квадрат, синий круг, жёлтый треугольник
по 2шт.).
Ход ООД:
1. Введение игрового момента.
В.: Ребята, я очень рада видеть вас.
(Звучит фонограмма голоса злой волшебницы)
В.: Ребята, здесь какое-то послание! (Раскрывает и читает послание от
Незнайки).
«Дорогие ребята! Я путешествовал на воздушном шаре и попал на
незнакомый остров. Злая волшебница похитила меня и сказала, что я до тех
пор буду находиться в ее власти, пока кто-нибудь мне не поможет. Для
этого нужно выполнить несколько заданий. Помогите мне, пожалуйста,
выбраться из запертого сундука! Надеюсь, что вы с
заданиями
справитесь!»
Ваш Незнайка.
В.: Дети, поможем Незнайке? Ну, тогда за дело. А на чём отправимся на
остров, мы узнаем из загадки:
Это что за чудеса?
Дует ветер в паруса.
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывёт... (корабль)
В.: Так на чем мы будем путешествовать?
А вот и первое задание. Садитесь за столы.
2. «Количество и счёт»
В.: Рассмотрите рисунок. Что здесь нарисовано? Из каких геометрических
фигур составлен кораблик? Сколько в рисунке треугольников? Сколько
кругов? Сколько квадратов? Сравните количество кругов и квадратов.
(Кругов столько же, сколько и квадратов).
Ну, что же с первым заданием вы справились. Можно отправляться в
путешествие.
3. «На корабле»
В.: Возьмите билеты и занимайте свои места. (Дети берут карточки с
цифрами от 1 до 10).
Мы не сможем отплыть, если вы не правильно займёте места. Номер на
билете должен соответствовать номеру на вашем месте. (Проверка мест)
Наш корабль готов к отплытию. Поднять якорь! Полный вперёд!
В.: Ребята, давайте закроем глаза, мы подплываем к острову.
Звучит фонограмма «шум моря».
4. Игровое упражнение «Поставим елочки в ряд»
В.: Ребята, чтобы идти дальше и найти Незнайку, нам нужно расставить
елочки в ряд от самой высокой, до самой низкой.
Дети по очереди выполняют задание, проговаривают свои действия («Я
выбираю из оставшихся ёлочек самую высокую»).
После выполнения задания дети рассказывают о высоте каждой ёлочки в
ряду.
5. Игровое упражнение «Почини ковёр»
На полу лежит ковёр и заплатки к нему. Детям нужно заштопать ковёр. Дети
берут по одной заплатке и накладывают на соответствующую ей «дырку».
Проверяется правильность выполнения задания.
6. Упражнение на логику «Бусы»
Задание выполняется за столами. У каждого ребёнка карточка с началом ряда
и набор геометрических фигур.
Волшебница просит детей собрать рассыпавшиеся бусы.
Спрашиваю детей, как расположены геометрические фигуры.
(Красный
квадрат, синий круг, жёлтый треугольник).
Уловив
закономерность
в
следовании
геометрических
фигур,
надо
продолжить ряд.
Предлагаю
детям
продолжить
ряд,
используя
такой
же
порядок
расположения фигур.
Предлагаю детям проверить, правильно ли у них выполнено задание.
Показываю заранее подготовленную карточку с правильно выполненным
заданием и предлагаю сравнить свою работу с образцом.
7. Физкультминутка «Считай и делай».
Один – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
8. Упражнение «Назови предыдущее и последующее число»
В.; Ребята, у каждого числа есть два соседа-числа, младшее меньше на один,
оно стоит впереди и называется предыдущим числом, старшее больше на
один и называется последующим числом. Рассмотрите карточки на доске и
определите соседей числа.
Затем дети выполняют задание за столом.
После выполнения задания дети получают подсказку, где находится
Незнайка.
В.: Вот мы и спасли Незнайку.
Незнайка: Спасибо, друзья! Вы спасли меня!
В.: Ребятки нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка: Я тоже хочу с вами!
В.: Дети, возьмём с собой Незнайку? (Да!!!)
В.: Ну, тогда все по местам. Поднять Якорь! Полный вперёд!
Мы подплываем. Все закрываем глазки. Произносим вместе:
Тише, тише не шумите,
В сказку двери затворите.
Один, два, три, четыре, пять
В сад вернулись мы опять.
9. Игра «Яша»
Яша, Яша, ты забава наша.
Яша, глазки закрывай.
Где колокольчик – угадай.
Ведущий «Яша» с закрытыми глазами отгадывает, где звучит колокольчик
(слева, справа, сзади, спереди, вверху)
10. Заключительная часть:
В.: Ну вот и закончилось наше путешествие по спасению Незнайки.
Понравилось вам, ребята? А что мы делали во время путешествия? Какое
задание для вас было самым трудным? Почему? Какое задание вам
понравилось больше? Почему? (Ответы детей)
Анализ (самоанализ)
ООД по образовательной области «Познавательное развитие» РЭМП
Тема «В поисках Незнайки».
Возрастная группа: старшая группа (дети 5 лет)
Дата проведения: 17.10.2024 г.
Воспитатель:
Олейникова Надежда Николаевна
Количество детей: 10 детей
Цель. Создание благоприятных условий для формирования предпосылок к
учебной деятельности, введение детей в мир математики через ознакомление
с окружающим миром, игровую деятельность.
Длительность ООД – 25 минут. Вводная часть – 3 мин.; основная часть –
20мин.; заключительная часть – 2 мин.
Длительность ООД соответствует требованиям образовательной программы.
Занятие проходило в соответствии с конспектом, который был
составлен
с
учётом
ФГОС
ДО
и
соответствует
цели
и
задачам
математического образования детей 5 – 6 лет. (ФОП ДО, дополнительная
программа «Развитие математических способностей детей дошкольного
возраста», Колесникова « Математика для детей 5 – 6 лет»).
В ходе ООД решались следующие задачи:
Обучающие:
закреплять умение считать в пределах 7, пользуясь правильными
приёмами счёта (называть числительные по порядку, указывая на предметы,
расположенные в ряд), относить последнее числительное ко всей группе
предметов;
закреплять умение сопоставлять
не только совокупности разных
предметов, но и разбивать группы на подгруппы, сопоставлять их друг с
другом;
совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов,
обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько;
совершенствовать
умение
сравнивать
предметы
по
величине
в
убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
высокая, ниже, ещё ниже, самая низкая;
совершенствовать
умение
различать
и
называть
геометрические
фигуры,
решать
простые
логические
задачи
на
установление
последовательности расположения геометрических фигур;
учит называть предыдущее и последующее число для каждого числа
натурального ряда в пределах 10
Развивающие:
развивать
умение
определять
пространственное
направление
относительно себя, обозначать словами: впереди, сзади, слева, справа;
развивать память, внимание, логическое мышление;
развивать способность владеть математическим словарём, формировать
грамматический строй речи, диалогическую речь.
Воспитательные:
воспитывать
умение
самостоятельно
выполнять
учебно-игровые
задания;
воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности;
формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Условия проведения ООД:
Для проведения ООД мною было подготовлено следующее оборудование:
Демонстрационный материал: Корабль, кукла Незнайка, письмо,
цифровые карточки;
магнитная доска; ели (в количестве 7 штук);
дидактический материал для игр «Цифровой переполох», «Почини ковёр»;
колокольчик; технические средства (звукозапись «шум моря», «голос»).
Раздаточный материал: пеналы с геометрическими фигурами, цифровые
карточки, карточки с началом ряда для упражнения «Бусы» и набор
геометрических фигур (красный квадрат, синий круг, жёлтый треугольник
по 2шт.).
Перед ООД были соблюдены санитарно – гигиенические условия:
сделана влажная уборка в группе; угловое проветривание (в это время дети
находились в музыкальном зале). Мебель расставлена так, чтобы ребёнку
было комфортно на протяжении всего занятия.
На занятии закреплялись знания, полученные ранее.
Занятие построено с учётом принципа интеграции образовательных областей
ФГОС ДО.
«Познавательное развитие» направлено на формирование представлений о
числе, величине, форме, ориентировке в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения со
сверстниками и взрослым, развитие самостоятельности, целенаправленности
и на формирование позитивных установок к учебной деятельности.
«Речевое развитие» отражается в овладении ребёнком математическим
словарём (число, геометрические фигуры,
поровну, столько – сколько;
высокая, ниже, ещё ниже, самая низкая); формирование диалоговой речи,
грамматического строя речи.
«Художественно-эстетическое
развитие»
предполагало
выполнение
несложных заданий на подбор и соединение.
«Физическое
развитие»
представлено
физкультминуткой
и
элементом
русской народной игры «Яша».
Занятие состояло из организационной, основной и заключительной
частей.
В организационной части мне удалось организовать и настроить детей на
дальнейшее занятие, через предложение помочь Незнайке.
Основная часть
состояла из выполнения заданий группой детей и
самостоятельной деятельности за столами.
Заключительная часть - рефлексия, итог.
Все части занятия связаны между собой одной сюжетной линией.
Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приёмы в
интересной, занимательной форме.
Словесный: объяснение и пояснение выполнения заданий, вопросы детям,
поощрения.
Наглядный: на каждый момент занятия были наглядные пособия. Мной
использовались предметные картинки, с помощью которых дети знакомятся
с числами, величиной предметов, а также осваивают математические
действия, овладевают математической терминологией.
Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и
использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и
в занятии.
Игровой приём: дидактические игры и упражнения.
Практический приём: выполнение заданий.
С
целью
профилактики
переутомления
детей
была
использована
физкультминутка.
Занятие было динамичным с частой сменой видов деятельности, что
способствовало удержанию внимания детей и избежать утомляемости.
На занятии я стимулировала детей к контролю и оцениванию результата
своей деятельности.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-
ориентированном подходе. Индивидуальную помощь я оказывала детям,
которые в ней нуждались.
Я думаю, что занятие вызвало у детей интерес, и активность была
достаточно высокая. Во время занятия отрабатывались навыки общения и
поведения (умение выслушивать ответы других,
внимательно слушать
задания и так далее).
Дети меня порадовали, что были активны, самостоятельны, эмоциональны.
Я считаю, что поставленные задачи были решены, занятие прошло, не выходя
за рамки отведённого времени. По опросу детей было выявлено, что занятие
детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.