Автор: Имамутдинова Гузель Дамировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Какрыбашево
Населённый пункт: с.Какрыбашево
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование
«Использование современных педагогических и информационных
технологий на уроках русского языка и литературы для активизации
познавательной деятельности учащихся»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”,
“как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить
результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с
заранее определенными целями и гарантированным результатом.
Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не
менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.
Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом
организованным “педагогическим производством”, ставил проблемы
разработки “педагогической техники”.
1. Технологии обучения - традиционные и личностно ориентированные
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные
стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический
характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе
общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые
наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать
многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным
обществом конца XIX - середины XX века. В этот исторический период
актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся,
организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно
короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей,
обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для
вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового
производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве
квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными
технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне
определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло
понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в
большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны
самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами
учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки
выпускников, способных:
А
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей
жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и
искать пути рационального их решения, используя современные
технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими
знания могут быть применены; быть способными генерировать новые
идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения
определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые
обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными
вариантами решения, устанавливать статистические и логические
закономерности, делать аргументированные выводы, применять
полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных
ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных
ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать
личность, удовлетворяющую этим требованиям.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных
личностно ориентированных технологий.
2. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить
необходимые условия для развития индивидуальных способностей
обучаемого.
Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды
личностно ориентированных технологий, как более или менее
универсальных, так и частнопредметных (технология раннего и интенсивного
обучения грамоте, система поэтапного обучения физике, технология
обучения математике на основе решения задач и т.п.) либо узкоспециальных
(“школа-парк”, Агрошкола и другие), либо альтернативных (предполагающих
всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников,
метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую
деятельность учащихся).
Личностно ориентированные технологии, базирующиеся на основе
активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного
процесса
Личностно ориентированное обучение предполагает использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,
позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить
неправильный ответ и т.п.
• Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного
содержания
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения
задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока,
выбирать и осваивать наиболее рациональные
• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность
в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения
ученика
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой
взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее
универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов,
игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.
Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в
психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого
является особое внимание к индивидуальности человека, его личности,
четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического
мышления.
Обучение в сотрудничестве
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение
осуществляется путем общения в динамических или статических парах,
динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого,
особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест
учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой
технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного
изложения материала.
Дифференцированный подход к обучению
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше
способствует осуществлению личностного развития учащихся и
подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности -
раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться,
обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному
развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение
дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в
конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным
программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности
учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во
внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и
интересы в конкретной образовательной области.
Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование
различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на
основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных
возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Игровые технологии
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С
возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения
детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С
развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и
социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным
признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, учебнопознавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые позволяют активизировать познавательную деятельности учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу,
учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал
используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую,
а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода
проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного
воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным
компонентом вполне разработанной и структурированной системы
образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к
определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой
знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих
проблем, умение практически применять полученные знания, развитие
критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс
исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-
познавательной деятельности, результаты которой должны быть
"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее
решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В
основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих
интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка
времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в
сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения
основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развития критического и творческого
мышления.
Информационные технологии как средство активизации познавательной
деятельности и творческого потенциала учащихся
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её
функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры
на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и
лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля
степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных
технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента,
позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная
демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна
либо просто невозможна.
Большие возможности содержатся в использовании компьютеров на уроках
русского языка и литературы. Эффективность применения компьютеров в
учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня
самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от
методики обучения, применяемой учителем.
В современном кабинете должны использоваться не только различные
установки и приборы, но и вычислительная техника с мультимедиа
проектором или демонстрационным экраном. К сожалению, не в каждой
школе имеется такая возможность, тем не менее, компьютеризация школ
ускоряется, пополняется парк компьютеров, и. видимо, в ближайшее время
оснащение кабинетов персональными компьютерами станет вполне
реальным.
Что касается новых информационных технологий, в первую очередь,
Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко
применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания”
материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы
готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата
формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался
различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий
предложенной теме. Большую пользу может принести использование
обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для
расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала,
выходящего за рамки учебника.
Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они
помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы,
предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время
урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для
активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый
из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться
персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам
Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.
Но на современном этапе далеко не все школы могут “похвастаться”
наличием хотя бы одного компьютера и видеомагнитофона в кабинете
русского языка и литературы.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных
обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим
материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет
свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том,
что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и
интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый
уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор:
современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию
именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При
использовании компьютера на уроке информация представляется не
статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что
значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от
пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность
самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать
информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо
фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими
начальными параметрами.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой
деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой
учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-
либо темы курса.
Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора
формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того,
он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа,
для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он
остается всего лишь многофункциональным техническим средством
обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и
инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в
каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать
условия для проявления познавательной активности учащихся.
3. Использование информационных технологий для реализации целей
педагогических технологий.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть
реализована при групповой работе с использованием компьютера и других
технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели,
виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций
как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся.
При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания,
взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей
работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового
уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы
происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в
этом отношении учащихся.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому
неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по
вопросам эффективного использования вычислительной техники и
соответствующих информационных технологий.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и
коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия
участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей
материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также
поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую
ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или
иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе
группы.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с
использованием современных информационных технологий и
мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом
индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к
творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать
свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления
материала, способ и последовательность его изложения. В моей практике
немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные
знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке
самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую
выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение
компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому
же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает
возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем
разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют
вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику
выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия
эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это
также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к
творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные
возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо
организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и
видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое
сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования,
проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно
выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и
позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и
графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет
ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и
заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения
максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают
своеобразную мозаику, каждый элемент которой - государство на
политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы
проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку
можно “подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в
произношении новых слов.
Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного
моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому
сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в
движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка
происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается
промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не
получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать
электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые
элементы. И если лампочка “перегорела” - можно вбросить ее в “мусорное
ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно
для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых,
ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с
машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой
форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной
звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь
забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный
лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют.
Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или
отрицательных эмоций.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и
других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные
проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий
(здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый
доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных
возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи.
Если же ученик владеет не только основными средствами работы с
информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно
создание поистине уникальных проектов.
Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и
компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка
компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе
является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами
программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко
проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую
модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей
практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование
диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения.
Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения
какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных
продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных
технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно
ориентированного обучения.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными информационными технологиями могут существенно
повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной личности.
Отчёт о применении современных образовательных технологий
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения
урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает
современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока
вчерашнего?
Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я
думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами:
«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом?
Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый
современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали
добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является
основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и
страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на
экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной
трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а
педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет
проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником
определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника
как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе
современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее
важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной
личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и
подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный
процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь
просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил
Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как
учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и
практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить
обучение в своего рода производственно-технологический процесс с
гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось
направление – педагогические технологии.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель
совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели
построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается
взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как
учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит
творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из
педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой
происходит развитие личности.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1.
Предметно-ориентированные технологии
2.
Технологии личностно-ориентированного обучения
3.
Технология эвристического обучения
4.
Диалоговые технологии
5.
Игровые технологии
6.
Информационно-коммуникационные технологии
7.
Здоровьесберегающие технологии.
Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей
практике:
1)Технологию дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и
форм обучения, конкретные операции по достижению необходимого
учебного результата отдельными группами класса.
Благодаря дифференцированному обучения успешно развивается
познавательная активность каждого ученика с учётом его возможностей и
способностей. Дифференцированное обучение способствуют формированию
адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности.
Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода является
создание условий для того, чтобы научить детей не бояться проявлять себя и
помочь им сформировать и ощутить в себе личность.
При дифференциации учащихся я опираюсь на следующее: общий уровень
обученности, развития ученика; отдельные особенности психического
развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика
усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или
иному предмету. Оценив каждого учащегося , можно приблизительно отнести
его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик
может (и должен) передвигаться из одной группы в другую; поэтому
рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. В
зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно делю
ребят на три группы: “сильные”, “средние” и “слабые”.
Дифференциацию применяю на разных этапах урока: при проверке
домашнего задания, при закреплении, при повторении, при объяснении
нового материала. Считаю, что дифференцированный подход необходимо
использовать при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет
развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и
навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на
более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности), даю
возможность учащимся самим выбрать домашнее задание по своим
силам . Такой дифференцированный подход позволяет реализовывать
творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными
учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого
материала, а по пути разнообразия заданий. Например:1)составление текстов
диктантов;2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу; 3)
составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение
лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной
литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение
обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие
трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким
образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
На уроке при повторении и закрепления нового материала
использую разноуровневыекарточки. Карточки составляются для каждого
урока. Для сильных учащихся подбираются задания, требующие
самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала;
для средних и слабых – задания, повышающие активность в процессе
восприятия, осмысления нового материала:
· задания с наличием образца выполнения;
· задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части;
· задания с вспомогательными вопросами. Цель этих вопросов – помочь
учащимся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для
выполнения данного задания;
· карточки различного цвета, когда учащиеся сами выбирают себе задание.
На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации
изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное
составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные
обучающиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие,
составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем
способствует развитию логического, абстрактного мышления, умению
обобщать, анализировать и сопоставлять. В целях реализации технологий
уровневой дифференциации нужно проводить контроль и учет каждого
ученика.
Особое место отводится на уроке контролю знаний учащихся. В конце
изучения тем, разделов проводятся контрольные срезы. Вопросы
контрольных срезов можно составлять с учетом трех уровней знаний, можно
дифференцировать задание.
Технологию уровневой дифференциации обучения я применила на уроке
русского языка в 7 «Б» классе по теме « Лаборатория поэта» ( Урок
повторения по теме «Причастие». На этапе закрепления на уроке
использовались разноуровневые задания на карточках разных цветов. Синяя
(облегченное задание).Зелёная (средний уровень).Красная (сложное
задание).Предварительно ребят ознакомила с выполнением задания.
Учащиеся самостоятельно выбирали карточки по уровню сложности. Первое
задание было для всех одинаковым: определить из какого произведения
А.С.Пушкина взяты отрывки (в помощь учащимся показаны были слайды с
иллюстрациями произведений А.С.Пушкина и прозвучала аудиозапись
отрывков). Следующие задания распределялись по уровню сложности. На
этом же уроке дифференцированный подход применила при подборе
домашнего задания. На интерактивную доску было выведено домашнее
задание (№ упражнения по учебнику для слабых учеников, № упражнения по
учебнику и дополнительные задания для средних учеников. Выписать
причастия из стихотворения А.С.Пушкина и произвести морфологический
разбор причастий, встретившихся в тексте , для сильных учеников. Ученики
7 класса сами выбирали себе задания по своим силам.
Разноуровневое обучение помогает сделать учёбу для каждого ребёнка
интересной. При дифференцированном обучении у меня появляется
возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более
эффективно работать с трудными детьми. Более слабые ученики решают
задачи с помощью учителя, наводящих вопросов, иллюстраций и предметных
картинок, работая в паре. В то же время сильным ученикам предлагается
выполнить решение той же учебной задачи, но с дополнительными
вопросами. Слабые учащиеся меньше ощущают своё отставание от сильных,
а сильные активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд
и вглубь знаний.
На своих уроках считаю важным создать атмосферу психологического
комфорта (ситуацию успеха, укрепляющую уверенность в своих силах).
Перед выполнением самостоятельной и контрольной работы я всегда
напоминаю, что с этой работой они справятся. При подведении итогов работ
не забываю похвалить тех, кто выполнил эту работу чуть-чуть лучше
предыдущей. Обязательно предлагаю детям поздравить своего товарища,
ведь он шагнул вперёд и достиг первой победы. Радость от похвалы окрыляет
ребёнка, поднимает настроение, а значит, он будет стараться добиться
лучших результатов в дальнейшем.
2)Технологию проблемного обучения
Технологии проблемного обучения являются весьма распространенными на
уроках русского язык и литературы. Метод проблемного обучения я стараюсь
использовать на своих уроках во всех параллелях. Постановка проблемы –
это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она
важна, на мой взгляд, в материале любого урока. На своих уроках помогаю
учащимся поставить учебную проблему, что способствует формированию
познавательной мотивации и интересу.
Считаю, что целью проблемного обучения является:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих
умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более
прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и
разрешать нестандартные проблемы.
Технологическая схема проблемного урока:
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме.
Основные приемы преподавания в методике проблемного
обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации,
разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или
иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать,
проявлять свою индивидуальность.
Как же я это делаю на уроке? Основная движущая пружина
активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов
и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли
вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее
очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.
Например, после изучения произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени» учащиеся 9классов составляют таблицу, в которой нужно указать
сходство и различия героев, Онегина и Печорина. При изучении комедии
«Горе от ума» А.С.Грибоедова (9класс) не сложно выяснить, чем не похожи
друг на друга Чацкий и Молчалин. Я задаю учащимся такой проблемный
вопрос: «В чём сходство между этими героями?» Он вызывает у детей
интерес, заставляет их размышлять, анализировать материал, сопоставлять
его. Каждый ученик включается в работу и задаёт себе вопрос: «А в чём?»
Также я использую как вид работы по русскому языку и литературе ответы на
проблемные вопросы, как устные, так и письменные. Данная работа должна
представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так
считаю, потому что…»). На уроках литературы в качестве аргументации я
прошу приводить литературные соответствия: Онегин и Печорин , Андрей
Болконский и Пьер Безухов, Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и
Пшеницына итд.
Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю создание опорных
схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Люблю подавать детям знания не в
готовом виде, а учу их самих находить решение. В качества примера хочу
привести фрагмент урока, проведённый в 5 классе по теме: «Правописание
букв А - О в корнях с чередованием», этап «открытия» новых знаний. В
начале урока мной не была названа тема урока и цель. Мои ученики были
озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две
части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом
попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: предлагать,
излагать, располагать. А внизу под «О»-предложить,
изложить, расположить. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим
словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под
буквой «О». От чего зависит правописание буквы о и а в корне лаг-лож?
Сверьте свои выводы с учебником. Составьте алгоритм для запоминания
этого правила. В конце работы над алгоритмом ученики самостоятельно
оределили тему урока и сделали вывод.
Подобный урок был проведён в 7 классе по теме: «Правописание букв О - А в
суффиксах наречий».Учащиеся должны были распределить слова по
группам. Объяснить принцип группировки. От чего зависит правописание
суффикса в наречиях? Сверить свои выводы с учебником. Составить
алгоритм для запоминания этого правила.
Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения.
Высокий уровень мотивации;
Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при
изучении нового материала;
Развитие продуктивного мышления;
Развитие критического мышления;
Формирование собственного отношения, позиции к происходящему
вокруг;
Формирование активной личности.
3)
Игровые технологии.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», –
писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего,
эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда
активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка.
Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с
использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим
структурным элементом игры являются игровые задачи, которые
соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических
(учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют
поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным
структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть
наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил
удовольствие, заинтересовался вопросом).
В своей практике использую сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с
учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры
развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в
нравственном воспитании.
Игровую технологию я применила на уроке литературы в 6 «Б « классе по
теме: « …Он рождён был для иного назначения…» На уроке литературы при
изучении произведения А.С.Пушкина «Дубровский» мы выяснили, кто такие
А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров и как складывались отношения между
ними. Узнали о том, почему произошла ссора между героями .На уроке
учащимися 6» Б» класс было разыграно судебное заседание. В старших
классах игровая деятельность предлагает учащимся на моих уроках
попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для
проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты,
осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные
презентации по теме урока.
Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях,
являются познавательными и развивающими. В своей практике широко
использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по
творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению
которых привлекаю самих учеников.
Продуктивными видами работы в обучении русскому языку я считаю уроки и
внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты,
КВНы, викторины, устные журналы.
Применение игровых технологий на уроках русского и литературы в
комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий
дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета,
поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные
эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых
форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности
ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в
решении трудных вопросов.
4). Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Использование ИКТ является эффективным средством активизации
познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные
преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся,
активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках
русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют
совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно
организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс
обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную
деятельность учащихся.
Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе,
в проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала,
закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для
самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.
Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор.
Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические
особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный
психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная
возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности
учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и
графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В
несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в
преподавании.
Большую помощь оказывают ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ГИА
Таким образом, можно сделать вывод, что современные образовательные
технологии, которые я использую, развивают личность ребенка, его
творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются
высокие результаты в учебной деятельности.