Автор: Снегирева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: статья
Тема: " Сотрудничество школы и семьи в процессе воспитания подрастающего поколения"
Раздел: начальное образование
Сотрудничество школы и семьи в процессе воспитания подрастающего
поколения
Сегодня воспитание является важнейшим компонентом образования в
интересах человека, общества и государства. Воспитательные функции в школе
выполняют все педагогические работники.
Младший школьник - это период, наиболее благоприятный в нравственном
становлении личности. Именно в этот период ребёнок осознаёт отношения между
собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член
классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и
разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает
задумываться над своим «я».
Нынешние младшие школьники независимы и прагматичны, они менее
романтичны, нередко утрачивают веру в сказку, в незыблемость авторитета
взрослых.
В
тоже
время
нередко
бывают
растеряны,
теряют
чувство
защищённости, нуждаются в поддержке. В силу возрастных особенностей, они
эмоциональны, подвижны, впечатлительны, подвержены чужому влиянию.
Успешность воспитания в начальной школке обеспечивается созданием
ситуации успеха для каждого школьника, активацией всех видов его деятельности,
привлечением родителей к партнёрскому взаимодействию.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы
взаимодействие
педагогов
и
родителей
не
противоречили
друг
другу,
а
положительно и активно воспринимались ребёнком.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет
продуманная
и
чётко
организованная
система
сотрудничества.
Выражение
«трудный ребёнок» в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности
ребёнка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание у педагогов и родителей.
Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий
для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития
его индивидуальности.
Формы взаимодействия с родителями могут быть как индивидуальные, так и
групповые. К групповым формам работы с семьёй относятся: родительские
собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты,
родительские чтения. Для того чтобы групповые формы общения родителей и
педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность
принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов
и других форм взаимодействия со школой.
Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании
родителей желательно познакомить с примерным тематическим планированием
групповой работы на новый учебный год, где указаны не только темы, но и формы
проведения будущих встреч.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и учителей
играет родительский комитет класса.
От того, насколько слажен и ответственно подходит к своей деятельности
родительский
комитет,
зависит
атмосфера
в
классном
коллективе,
взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Большое значение имеет индивидуальные формы работы с родителями. К ним
относятся: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими
другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и
формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем
не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных
институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие
ребенка, родителей и социума.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания
ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень
часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления
своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и
учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих
вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности
ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых,
объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие
любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка
– чтобы его любили таким, какой он есть.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы,
основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского
коллективов как равноправных партнеров. Иногда даже телефонный разговор
можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет
возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата
в
работе,
классному
руководителю необходимо
уметь
выбирать
нужную
форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего
учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности,
форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся
работа будет неэффективной.