Автор: Охотникова Лариса Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО" Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская обл.,Исетский Р-н.,п.Кировский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: «Социальный навигатор» (для детей от 6 до 18 лет, включая детей с ОВЗ)
Раздел: среднее образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Социальный навигатор»
(модуль программы развития и воспитания
«Арктическое взросление»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого
автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера»)
на 2025-2026 учебный год
(для детей
от 6 до 18 лет,
включая детей с ОВЗ)
Автор- разработчик:
Охотникова Л.А., воспитатель,
первая квалификационная категория
Участники внутренней экспертизы:
Алексеева С.Л., старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Бурматова И.В., старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Михайлова П.Р., старший воспитатель,
первая квалификационная категория
Филиппова О.М., заместитель директора по УВР
Белова Л.С., педагог-психолог
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2025
1.
Паспорт программы
Название программы
Рабочая программа «Социальный навигатор» (модуль программы развития и
воспитания
«Арктическое
взросление»
государственного
казенного
учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние
Севера»)
Адресат программы
дети от 6 до 18 лет
,
включая детей с ОВЗ
Исполнители
программы
старшие воспитатели, воспитатели, участники программы - младшие
воспитатели
Сроки реализации
проекта
2025-2026 учебный год
Форма реализации
программы
семейная форма (
дети
разновозрастных групп,
включая детей с ОВЗ
)
Автор программы
Охотникова Л.А., воспитатель, первая квалификационная категория
Актуальность
программы
1) противоречия между востребованностью социального благополучия и
недостаточностью социальных базовых ценностей
2) формирование социального здоровья и способности жить полноценной
жизнью
3) установки и мотивы поведения в условиях взросления и подготовка к
самостоятельному успешному жизнеустройству в современной социальной
среде
Цель программы
создание условий для обеспечения равных возможностей в формировании
навыков успешной социализации воспитанников в жизнеустройстве
Задачи программы
1) формировать мотивацию к освоению социальных базовых ценностей для
успешной адаптации в жизни
2) прививать осознание своего социального здоровья и
способности
противостоять внешним негативным воздействиям и контактам
3) создавать условия для формирования социальных и коммуникативных
компетентностей
4) содействовать приобретению социального опыта владения способами
самостоятельного решения социальных задач в условиях неопределенности
5)
способствовать
формированию
устойчивых
привычек
социального
комфорта и безопасности
Новизна программы
1)
персонифицированный
подход
к
обеспечению развития
базовых
ценностей и социальных навыков
2)
способность к саморазвитию и самовоспитанию на каждом этапе
благополучного взросления как фактор успешности в социальной среде
3) учет индивидуальных ресурсов, связанных с особенностями развития
детей из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера,
проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе
Планируемые
результаты
1) повышение уровня готовности к решению социальных задач для
успешной интеграции в общество
2) приобретение компетентностей, способствующих успешной социальной
адаптации
3) накопление опыта решения социальных задач, понимание значимости
такого
опыта
в
ходе
самостоятельной
жизни,
убежденности
в
необходимости включения в различные виды жизнедеятельности
4) положительная установка на сотрудничество в процессе социальных
отношений,
общения,
возможностей
и
реальных
социальных
сфер
реализации собственного потенциала
5) развитие возможностей познавать себя и стремление к социальному
благополучию
Основные мероприятия
программы
1) онлайн встреча с Уполномоченным по правам ребенка в ЯНАО, встречи с
работниками Ялуторовского районного суда, специалистами КДН и ЗП, с
ветеранами
труда
государственных
контрольно-надзорных
органов,
специалистами Представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в
Тюменской области с депутатами Законодательного собрания Ямало-
Ненецкого
автономного
округа,
Тюменской
областной
Думы,
представителями Ямальского землячества (по согласованию).
2) реализация индивидуальных интересов воспитанников в форме практико-
ориентированных
коллективных
творческих
мероприятий:
субботник
«Картофель в закрома!», мастер-класс у косметолога, мастер-класс у
стоматолога, мастер-класс у шеф-повара, детский проект «Салон красоты
«Ямалочка»,
чаепитие
в
чуме,
практические
уроки
по
решению
ситуационных задач, связанных с конфликтными ситуациями, семейная
рефлексия «Секреты с педагогом-психологом», а также ряд экскурсий в
этностойбище,
в Тюменский областной суд
в учреждения социально-
бытового назначения, посещение дней оленеводов в Ямало-Ненецком
автономном округе
3) итоговое занятие - дегустационная ярмарка «Арктический вкус»
Формы контроля
эффективности
реализации программы
самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и
оценка, мониторинг результатов реализации программы
Практическая
целесообразность
программы
1) приобретение опыта социальных проб, решения социальных задач для
успешной
адаптации
к
условиям
социально-экономической
жизни
в
современном обществе
2) поддержка социального взросления воспитанника на основе интеграции
социальных норм, знаний, опыта, ответственности, мотивации, рефлексии и
гармонизации с окружающей средой
3) ориентированность детей на позитивное отношение к людям, делать
выбор, принимать решения и нести за это ответственность, испытывать
потребность в труде как образе жизни, жить в социальном пространстве
прав и обязанностей
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Социальный навигатор» (далее - программа) разработана как
модуль программы развития и воспитания «Арктическое взросление» государственного
казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения
условий
для
реализации
социальных
связей
и
отношений,
обеспечивающих
разнообразную поддержку воспитанника в формировании практических социальных
навыков для успешного жизнеустройства
Программа
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание
педагогической деятельности, предназначена для детей от 6 до 18 лет, включая детей с
ОВЗ, проживающих в разновозрастной воспитательной группе по принципам семейного
воспитания, созданной по квартирному типу, с учетом особенностей детей из числа
коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком
автономном округе, имеет социальную направленность.
При поступлении детей в ямальский дом уровень социальных и коммуникативных
компетенций
свидетельствует
о
проблемах
в
здоровом
образе
жизни,
детской
безнадзорности и вовлечении в противоправную деятельность, навыках гигиенической
культуры, самообслуживания, низкой эмоциональной устойчивости, недостаточности
коммуникативных способностей, неадекватному отношению к внешнему миру и самому
себе, что связано с социальной дезорганизацией семей, их асоциальным образом жизни,
нежеланием родителей заниматься развитием и воспитанием детей.
Актуальность
формирования
социального
здоровья
детей-сирот
и
детей,
оставшихся без попечения родителей, с учетом их интересов, возраста и состояния
здоровья, физического и психического развития связана с тем, что воспитанник должен
владеть системой ценностей, установок и мотивов поведения в условиях взросления и
подготовки к самостоятельному успешному жизнеустройству в современной социальной
среде.
Социальное благополучие сегодня - это высшая социальная ценность, идеал, с
которым связаны жизненно важные интересы человека, способность жить полноценной
для него жизнью.
Программа способствует накоплению социального опыта и формированию
социальной и коммуникативной компетентностей.
Новизна программы основана на персонифицированном подходе к обеспечению
развития
базовых
ценностей,
способностей
к
саморазвитию
и
самовоспитанию,
направленных на успешность воспитанника в социальной среде на каждом этапе
благополучного взросления, с учетом индивидуальных ресурсов и этнорегионального
компонента.
Практическая целесообразность программы заключается в поддержке социального
взросления воспитанника на основе интеграции социальных норм, знаний, опыта,
ответственности, мотивации к рефлексии и гармонизации с окружающей средой.
Программа поможет целенаправленно ориентировать детей на позитивное отношение к
людям, делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность, испытывать
потребность в труде как образе жизни, жить в социальном пространстве прав и
обязанностей.
Наличие у воспитанника опыта решения социальных задач будет
способствовать более успешной адаптации к условиям социально-экономической жизни в
современном обществе.
Цель программы:
создание условий для
обеспечения равных возможностей в
формировании навыков успешной социализации воспитанников в жизнеустройстве
.
Задачи программы:
формировать мотивацию к освоению социальных базовых ценностей, для успешной
адаптации в жизни;
2) прививать осознание своего социального здоровья и
способности противостоять
внешним негативным воздействиям и контактам;
3)
создавать
условия
для
формирования
социальных
и
коммуникативных
компетентностей;
содействовать приобретению социального опыта владения способами самостоятельного
решения социальных задач как жизненной необходимости;
формировать устойчивые привычки социального комфорта и безопасности.
Программа состоит тематических блоков, общее количество академических часов
составляет 30 часов. Занятия проводятся в течение одного учебного года.
В ходе реализации программы проводятся дополнительные индивидуальные
консультации, их количество часов не ограничивается.
2.
Планируемые результаты
В результате реализации программы для успешной интеграции в современном
социокультурном пространстве воспитаннику будут обеспечены условия для:
формирования готовности к решению социальных задач для успешной интеграции в
общество;
приобретения
компетенций
в
социальной
области,
способствующих
успешной
социальной адаптации;
3) накопления опыта решения социальных задач, понимания значимости такого опыта в
ходе самостоятельной жизни, убежденности в необходимости включения в различные
виды жизнедеятельности;
4) положительной установки на сотрудничество в процессе социальных отношений,
общения,
возможностей
и
реальных
социальных
сфер
реализации
собственного
потенциала;
5) развития возможностей познавать себя и стремления к социальному благополучию.
Способы определения результативности реализации программы: самооценка
индивидуальных
достижений,
педагогическое
наблюдение
и
оценка,
мониторинг
результатов реализации программы.
3.
Содержание программы
Раздел 1. «Социально-правовое направление» (10 часов)
Мой ямальский дом для детей. Наш Устав. Режим дня. Основные правила
проживания. Воспитательная группа как семейный очаг. Мои семейные обязанности.
Социальное пространство прав и обязанностей.
Наши мероприятия и традиции.
Безопасность детей и дома. Семейные праздники (День Знаний!). Общественно полезный
труд. Сбор урожая. Субботник «Картофель в закрома!».
Декларация
о
правах
человека.
Конвенция
о
правах
ребенка.
Права
несовершеннолетних. Социальные права. Уполномоченный по правам ребенка. Онлайн
встреча с Уполномоченным по правам ребенка в ЯНАО.
Что такое законопослушание? Почему наказывают людей за совершенные
проступки? Какой проступок может быть квалифицирован как правонарушение?
Преступление и наказание. Как устроен и действует суд. Уголовная и административная
ответственность несовершеннолетних. Встречи с работниками Ялуторовского районного
суда,
специалистами
КДН
и
ЗП.
Экскурсия
в
Тюменский
областной
суд
(по
согласованию).
Соблюдение законности и правопорядка. Обеспечение защиты прав, свобод и
интересов детей от противоправных деяний. Встреча с ветеранами труда государственных
контрольно-надзорных органов, специалистами Представительства Ямало-Ненецкого
автономного округа в Тюменской области (по согласованию).
Преодоление
жизненных
преград.
Конфликты.
Самостоятельность.
Межличностные
отношения.
Культура
коммуникаций.
Речь
как
отличительная
способность человека. Умение говорить и слушать. Эффективное взаимодействие. Роль
коммуникаций и эмоционального интеллекта в успешности социализации.
Социальные
коммуникации.
Социальное
поведение
людей
в
современном
обществе. Коммуникативное общество. Звонки, электронная почта, социальные сети -
современные каналы коммуникации.
Правила поведения в общественных местах.
Вежливость - необходимое проявление общей культуры. Ситуация приветствия и
прощания. Правила приветствия со взрослыми и детьми.
Социальный опыт, его обогащение, трансляция культуры. Этические основы
общения. Чувство юмора. Социальные общения и коммуникации с учителями в школе, с
продавцами в магазине, с врачами в больнице.
Раздел 2. «Социально-валеологическое направление» (8 часов)
Основы здорового и безопасного образа жизни. Правила здорового образа жизни и
организации здоровьесберегающего характера деятельности и общения.
Здоровое питание. Оптимальность двигательных режимов. Полезные привычки.
Основы здоровьесберегающей культуры. Безопасное поведение в окружающей среде.
Гигиеническое воспитание, охрана и укрепление здоровья. Личная гигиена (тело,
полость рта, ногти, волосы). Гигиена макияжа. Половая гигиена.
Социальные и
личностные ценности.
Раздел 3. «Социально-бытовые интересы» (12 часов)
Хозяйственно-бытовой самообслуживающий труд.
Условия для комфортной
организации быта, отдыха и досуга. Уют в комнате.
Уборка помещений от пыли, уход за цветами, создание в группе уюта и удобств.
Уборка постели, стирка мелких вещей личного пользования, чистка и мелкий
ремонт собственных вещей и обуви.
Этикет дома. Культура домашней одежды. подготовка к школе.
Комфорт и быт чума. Правила поведения в чуме. Ямальские витамины. Чаепитие
в чуме.
Столовый этикет. Правила поведения за столом. Благодарность, похвала,
просьба. Умение обслуживать себя и гостей. Сервировка стола для завтрака, обеда и
ужина.
Уход за посудой.
Кулинария. Дизайн с тестом, овощами, фруктами. Семейные вечеринки. Пироговое
ассорти. Салаты. Коктейли. Стол-фуршет. Разнообразие блюд.
4.
Календарно - тематическое планирование реализации программы
на 2025-2026 учебный год
Номер
заняти
я
Сроки
проведения
занятия
Тема, основное содержание занятия
Социально-правовое направление (10 часов)
1.
Сентябрь, 2025
Праздник
1
сентября
-
День
знаний!
Социальное
пространство прав и обязанностей.
Наши мероприятия и
традиции. Безопасность детей и дома. Семейные праздники.
Практическая
работа.
Самостоятельное
формирование
учебных принадлежностей. Самостоятельная подготовка
школьной формы. Коллективная творческая работа по
оформлению семейной праздничной фотозоны.
2.
Сентябрь, 2025
Семейный разговор. Мой ямальский дом для детей. Наш
Устав.
Режим
дня.
Основные
правила
проживания.
Воспитательная группа как семейный очаг. Мои семейные
обязанности. Социальное пространство прав и обязанностей.
Стажировочная площадка «Медиацентр». Индивидуальная
работа на официальном сайте ямальского дома для детей
«Сияние Севера».
3.
Сентябрь, 2025
Общественно полезный труд.
Сбор урожая. Субботник
«Картофель в закрома!».
Практическая
работа.
Коллективная
трудовая
деятельность. Сбор и подготовка картофеля к хранению.
Коллективная трудовая деятельность в саду и огороде. Сбор
урожая.
Сбор
природных
материалов
для
творческой
работы.
4.
Сентябрь, 2025
Открытый
диалог.
Декларация
о
правах
человека.
Конвенция о правах ребенка. Права несовершеннолетних.
Социальные права. Уполномоченный по правам ребенка в
ЯНАО, Тюменской области.
Встреча с работниками Представительства ЯНАО в
Тюменской области (по согласованию).
Практическая работа. Индивидуальная творческая работа
по изготовлению памятки «Мои права и обязанности».
5.
Октябрь, 2025
Праздник, посвященный Дню Учителя.
Практическая
работа.
Коллективное
творческое
дело.
Изготовление
открыток
для
поздравлений,
оформление
праздничных локаций. Индивидуальная работа по уходу за
праздничной одеждой.
6.
Октябрь, 2025
Круглый
стол.
Что
такое
законопослушание?
Почему
наказывают
людей
за
совершенные
проступки?
Какой
проступок может быть квалифицирован как правонарушение?
Преступление и наказание. Как устроен и действует суд.
Уголовная
и
административная
ответственность
несовершеннолетних.
Встреча с работниками Ялуторовского районного суда,
специалистами КДН и ЗП. Экскурсия в Тюменский областной
суд (по согласованию).
7.
Октябрь, 2025
Открытый диалог. Соблюдение законности и правопорядка.
Обеспечение защиты прав, свобод и интересов детей от
противоправных деяний.
Встреча с ветеранами труда государственных контрольно-
надзорных
органов,
специалистами
Представительства
Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области
(по согласованию).
8.
Ноябрь, 2025
Семейная рефлексия. Секреты с педагогом-психологом.
Преодоление
жизненных
преград.
Конфликты.
Самостоятельность. Межличностные отношения. Культура
коммуникаций.
Речь
как
отличительная
способность
человека.
Умение
говорить
и
слушать.
Эффективное
взаимодействие.
Роль
коммуникаций
и
эмоционального
интеллекта в успешности социализации.
9.
Ноябрь, 2025
Экскурсия в п. Кировский.
Социальные коммуникации.
Социальное поведение людей в современном обществе.
Коммуникативное общество.
Правила поведения в общественных местах. Вежливость -
необходимое
проявление
общей
культуры.
Ситуация
приветствия и прощания. Правила приветствия со взрослыми
и детьми.
Стажировочная
площадка
«Медиацентр».
Звонки,
электронная почта, социальные сети - современные каналы
коммуникации.
10.
Ноябрь, 2025
Экскурсия. Социальный опыт, его обогащение, трансляция
культуры.
Этические основы общения. Чувство юмора.
Социальные общения и коммуникации с учителями в
школе, с продавцами в магазине, с врачами в больнице.
Стажировочная площадка «Пятерочка» (по согласованию).
Экскурсия в магазин, общение с продавцами.
Раздел 2. «Социально-валеологическое направление» (8 часов)
11.
Ноябрь, 2025
Важный разговор. Основы здорового и безопасного образа
жизни. Правила здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера деятельности и общения.
Стажировочная площадка. «Детская поликлиника «Здесь
живет
здоровье!».
Коллективное
творческое
дело.
Стенгазета о ЗОЖ (по выбору воспитанника).
12.
Декабрь, 2025
Семейное
общение.
Здоровое
питание.
Оптимальность
двигательных
режимов.
Полезные
привычки.
Основы
здоровьесберегающей культуры. Безопасное поведение в
окружающей среде.
Практическая
работа.
Индивидуальные
мастер-классы
детей по презентации полезных привычек (по выбору детей).
13.
Декабрь, 2025
Коллективное
творческое
дело.
«Праздничный
новогодний ужин».
Стажировочная площадка «Семейное кафе «Ямальский
вкус». Индивидуальный мастер-класс по сервировке стола для
завтрака (по выбору воспитанника).
14.-15.
Январь, 2025
Семейное общение. Гигиеническое воспитание, охрана и
укрепление здоровья. Личная гигиена (тело, ногти, волосы).
Гигиена макияжа.
Стажировочная площадка «Салон красоты «Ямалочка».
Мастер-класс у косметолога (по согласованию).
16.
Январь, 2026
Практическое занятие «Здоровые зубы - залог здоровья!».
Стажировочная площадка. «Детская поликлиника «Здесь
живет здоровье!». Индивидуальный мастер-класс по гигиене
ротовой полости (по выбору воспитанника).
17.
Январь, 2026
По
секрету
с
врачом-педиатром.
Социальные
и
личностные ценности. Половая гигиена.
Стажировочная площадка. «Детская поликлиника «Здесь
живет здоровье!».
18.
Февраль, 2026
Практическое занятие «Секреты утренней зарядки».
Стажировочная площадка «Детская поликлиника «Здесь
живет
здоровье!».
Индивидуальный
мастер-класс
по
закаливанию, по зарядке для глаз (по выбору воспитанника).
Раздел 3. «Социально-бытовые интересы» (12 часов)
19.
Февраль, 2026
Семейный конкурс. «Моя уютная комната»
Хозяйственно-бытовой самообслуживающий труд.
Условия
для комфортной организации быта, отдыха и досуга. Уют в
комнате.
20.
Февраль, 2026
Дежурство. Контрольная генеральная уборка.
Уборка
помещений от пыли, уход за цветами, создание в группе уюта
и удобств.
21.-22.
Март, 2026
Практикум. Уборка постели, стирка мелких вещей личного
пользования, чистка и мелкий ремонт собственных вещей и
обуви.
23.
Март, 2026
Ролевая игра «К нам пришли гости». Этикет дома. Культура
домашней одежды, подготовка к школе.
24.
Март, 2026
Чаепитие в чуме. Комфорт и быт чума. Правила поведения
в чуме. Ямальские витамины.
25.-26.
Апрель, 2026
Практикум.
Столовый этикет. Правила поведения за
столом.
Благодарность,
похвала,
просьба.
Умение
обслуживать себя и гостей. Сервировка стола для завтрака,
обеда и ужина.
Уход за посудой.
Стажировочная площадка «Семейное кафе «Арктический
вкус». Мастер-класс у шеф-повара.
28.
Апрель, 2026
Семейный мастер-класс.
Кулинария. Дизайн с тестом.
Пироговое
ассорти.
Индивидуальный
мастер-класс
воспитанника (по выбору).
29.
Май, 2026
Семейная вечеринка.
Дизайн с овощами, фруктами.
Салаты. Индивидуальный мастер-класс воспитанника (по
выбору).
30.
Май, 2026
Стол-фуршет.
Коктейли.
Стажировочная
площадка
«Семейное кафе «Арктический вкус». Мастер-класс у шеф-
повара. Индивидуальный мастер-класс воспитанника (по
выбору).
5.
Список литературы
1.
Агафонова В.А. О включении детей-сирот в социум в ходе целенаправленного
воспитания // Гуманитарные исследования. 2017. № 4(64). С. 149-152.
2.
Бобылева
И.А.
Готовность
воспитанников
организаций
для
детей-сирот
к
самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и
образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176-188.
3. Жумадилова М.Т. Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (исторический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3(94). С.
174-176.
4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...
Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Педобщество
России, 2000. 253 с.
5. Семья Г.В. Обзор международных исследований, посвященных последствиям
нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных
результатов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 73-
84.
6. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления
социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67-
82.