Автор: Мишанина Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 города Крымска муниципального образования
Населённый пункт: Крымского района
Наименование материала: Конспект занятия по области «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: пересказ сказки «Гуси-лебеди».
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по области «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: пересказ сказки «Гуси-лебеди».
Цель:
формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого
по объёму текста.
Задачи:
Образовательные: учить составлять портретную характеристику героя;
учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями; учить умению передавать
образ героев, формировать умение работать в паре.
Развивающие:
обогащать словарный запас;
развивать внимание и грамматически
правильную речь у детей средствами театральных представлений и чтением сказок.
Воспитательные:
воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным
Методы и приемы: Наглядные: показ. Словесные: объяснение, художественное слово,
напоминание, похвала, беседа. Практические: оценка деятельности.
Материал
и
оборудование:
книжка
«Гуси-лебеди»
с
крупными
красочными
иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги
20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов. Костюмы
для актеров, домик Аленушки и Иванушки, избушка Баба Яги.
Индивидуальная работа: учить Витю П. давать полный ответ на поставленный вопрос.
Предварительная работа: подготовка конспекта,
Ход:
Мотивация:
Загадывание загадки про гусей.
В: Это что за птицы
Плавают в водице ?
Крылья крапчатые,
Ножки лапчатые.
В песенке весёлой
Их пасут бабуси.
Догадались, кто это ?
Ну, конечно…
(Гуси)
Планирование деятельности:
В: Ребята, сегодня мы познакомимся с русско-народной сказкой «Гуси-лебеди». Но
прежде давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа? (сказка– это выдумка, в ней
часто происходит волшебство, а рассказ – это события из реальной жизни и герои в
рассказе – обычные люди). Верно! Ну а теперь, послушайте сказку (чтение сказки с
показом иллюстраций)
Реализация замысла:
В: Ну что ж, вот мы и послушали сказку, а теперь скажите, какие эпизоды вам особенно
запомнились? Назовите людей, о которых говорится в сказе «Гуси-лебеди»? А кто там
является сказочным персонажем? Какой была Алёнушка по характеру? Опишите
Иванушку. Как Алёнушка искала братца Иванушку? Как вы думаете, пожалела Алёнушка
о том, что оставила братца Иванушку одного? (Ответы детей)
Молодцы, мне очень понравилось, что вы были внимательными и смогли ответить на все
мои вопросы. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Весёлые гуси»
Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом)
Жили у бабуси (Ходьба на месте, переваливаясь с бока на бок – имитация гуся)
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи (Наклоняются вперёд, вытягивают шеи, поворачивают голову вправо и
влево)
– У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки («Моют» ручки, полощут их в воображаемой воде)
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Присаживаются на корточки)
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый
– Гуси мои, гуси! (Хватаются за голову, качают головой, всплёскивают руками)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Имитация ходьбы гусей, кланяются)
В: Здорово! Вот мы и отдохнули. А теперь я бы хотела, чтобы каждый из вас постарался
пересказать сказку «Гуси-лебеди». Но помните, когда кто-то отвечает, все остальные
должны внимательно слушать, не перебивать и не мешать. Хорошо? (Да) Отлично. Тогда
начнем (пересказы детей)
Игра-драматизация.
В: Ой как хорошо, вы все рассказали. А сейчас я предлагаю вам принять на себя роль
героев и продемонстрировать эту сказку. Хотите? (Да) Хорошо, давайте мы с вами
распределим роли. (Распределение ролей)
Дети играют по ролям. Воспитатель по необходимости помогает.
«Гуси – лебеди»
Музыка. В центре Аленушка подметает пол, Иванушка с ведерком убирает мусор.
Выходят девочки в сарафанах и кричат:
«Алёнушка, пойдем гулять»
А: «Не могу братца оставить»
Д: «Ну пойдем, не надолго»
А: «Иванушка, будь умницей, посиди здесь, поиграй»
Музыка с песней. Хоровод с детьми и Аленушкой.
Музыка лебедей (свет приглушить). Летят гуси-лебеди, уносят Иванушку
за избу.
Девочки: «Ребята, а знаете, говорят, что гуси-лебеди появились, маленьких
детей уносят, ой, что будет?»(дети уходят).
А: «Иванушка, где ты, где ты, в прятки со мной играешь? Что же делать, где искать? (В
зал) Вы не видели куда гуси-лебеди унесли моего братца? Меня мама с папой будут
ругать» (Везде смотрит, ищет)
Музыка Выход печки (танцует, приседает в разные стороны, пальчик на щечке)
А: «Печка, печка, ты не знаешь куда гуси-лебеди полетели?»
П: «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку. Съешь моего ржаного пирожка, тогда
скажу»
А: «Вот бы пирожное я съела бы» (махнула рукой, убежала)
(Печка под музыку, танцуя, уходит).
Музыка. Выход Яблоньки.
А: «Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?»
Я: «Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу»
А: «У моего папочки и домашние не едятся» (убегает)
(Яблонька, танцуя, под музыку уходит)
Музыка. Выход речки (обоими руками плавно машет в разных направлениях)
А: «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?»
Р: «Съешь моего простого киселька, тогда скажу»
А: «Я дома клубничный терпеть не могу» (убегает)
Музыка. Аленушка прячется за пенек.
Музыка. Гуси-лебеди делают круг, внутри сидит Иванушка, гуси машут на него крыльями
(песня «…баю-баюшки, баю, Иванушка засыпает, гуси улетают.
Выходит Баба-Яга. танцует (В это время Аленушка крадет Иванушку)
Б-Я: «Караул, а малышки-то нет, ужас, сбежал, ах вы негодники, упустили братца, гуси-
лебеди в погоню, а то самих зажарю и съем».
(Гуси улетают).
Выходит Речка. Аленушка и Иванушка подбегают к речке.
А: «Речка-матушка спрячь нас»
Р: «Съешь моего простого киселька, тогда спрячу» (едят, прячутся, гуси пролетают)
А. и И.: «Спасибо, речка» (речка уходит под музыку)
Выходит Яблонька.
А. и И.: «Яблоня- матушка, спрячь нас»
Я: «Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу» (едят, гуси пролетают под музыку, дети
прячутся)
А: «Спасибо, яблоня» (убегают, Яблоня под музыку, танцуя, уходит)
Выходит Печка с корзинкой, танцует.
А: «Печка-матушка, спрячь нас»
П: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу»
(берут пирожки, прячутся, гуси пролетают вокруг печки, убегают)
А: «Спасибо, печка, вкусные у тебя пирожки»
П: «Вы сами покушали и других угостите» (берут корзинку с пирожками)
Выходят все герои под музыку, танцуют.
В: Молодцы! Вот и закончилась наша сказка. Герои, выходите все сюда. Вам понравилось
быть героями сказки? А что именно вам понравилось? В чем мудрость сказки? («Добро
побеждает зло»).
Рефлексия:
В: Ребята, так давайте вспомним, какую сказку мы сегодня рассматривали? Кто ам
понравился больше всего в сказке? Как вы думаете чему учит эта сказка? (ответы детей)
А что мы с вами ещё сегодня делали? В какую игру играли? Вам понравилось принимать
на себя роль героев? Ребята, вы меня все сегодня очень порадовали. У вас у всех
получились очень красивые сказки.