Автор: Сыпина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы а и о в корне -кас- - -кос-
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»
Урок русского языка в 6 классе
Тема
Буквы а и о в корне -кас- - -кос-
:
Учитель русского языка
и литературы
Сыпина И. В.
Планируемые результаты
- Знание условий выбора букв а и о в корне -кас-/-кос-.
- Умение распознавать слова чередованием гласной в корне - кас-/-кос- и
применять правило написания .
- Владение навыками морфемного разбора слов.
УУД
Личностные УУД
Развивать интерес к изучению языка,
способность к самооценке.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
прогнозирование, планирование, оценка результатов работы,
внесение необходимых изменений в план и способ действий в случае
расхождения с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД
- Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.
- Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД
-Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать
закономерности, действовать по алгоритму.
-Усвоение алгоритма действий при применении правила правописания
данных корней.
-Владение навыком правописания слов с изученной орфограммой.
-Поиск и выделение необходимой информации.
.
2
Актуализация
Беседа
- Расскажите о правописании корня -лаг- - -лож-.
- Расскажите о правописании корня -раст- - -ращ- - -рос-.
- Что общего в правописании корней? ( Написание гласных зависит от
последующих букв)
- Проверяются ли ударением слова с данными корнями?
( Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с
чередующимися гласными в корне нельзя. )
Проблематизация
-
Прочитайте слова
Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение (на доске)
-Что вы заметили? (В этих словах тоже происходит чередование гласных в
корне.)
- Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов?
- В чем проблема? (Не можем объяснить, почему происходит чередование
гласных.)
Целеполагание
-Сформулируйте цель урока. ( Научиться распознавать слова с корнем –кас-
- -кос-, познакомиться с правилом написания этих слов.)
Образ результата
- Попробуйте описать результат, к которому мы придем в конце урока.
(Сформулируем правило правописания корня -кас- - -кос-; научимся
различать слова с чередованием гласной в корне -кас- - -кос- и слова, в
которых гласные корня проверяются ударением (омонимичные корни).)
-Сформулируйте тему урока. (Буквы а и о в корне –кас- - -кос-)
Критерии оценки
-Как вы будете
оценивать
работу свою и одноклассников?
- Что мы будем
оценивать?
(Ответы детей заносятся в таблицу)
-
Знаю
1.
Правописание безударной
гласной в корне, проверяемой
ударением.
2.Правописание корней
Хочу узнать
Когда в корне -кас-/-кос–
пишется буква а, когда
буква о?
Узнал
В корне -кас-/-
кос– пишем
букву а,
если …
3
-лаг-/-лож-,
-раст- - -ращ- /-рос
-
Умения:
1. Умею определять части слова: корень, суффикс.
2.
Умею различать слова с корнем -кас- - -кос- и слова, в которых гласные
корня проверяются ударением.
3. Умею применять правило правописания корня -кас- - -кос
Планирование деятельности
- Как лучше спланировать нашу деятельность, чтобы решить задачи урока?
( План работы предлагают учащиеся, корректирует учитель.)
1. Проанализируем написание слов с корнем -кас- - -кос, выявим
закономерность.
2. Определим значение корня
3. Сравним слова с чередованием гласных в корне со словами, в которых
гласные корня проверяются ударением.
4. Сформулируем орфографическое правило.
5. Составим схему-алгоритм применения данного правила.
6. Сравним наш вывод с орфографическим правилом на странице учебника.
7. Закрепим изученный материал
Работа над новым материалом
1. Работа с таблицей №1 (на доске)
О А
прикоснуться
прикасаться
коснуться
касаться
прикосновение
касание
-
Прочитайте слова, расставьте в ударение.
- Зависит ли написание гласной в корне от ударения?
- Попробуйте определить, когда в корне - кос- - -кас- в безударном
положении пишется а, о? Какой суффикс в словах с корнем -кас- ?
4
Сделайте вывод. Какая закономерность лежит в основе написания гласной в
корне?
Таблица №2 (на доске)
О А
прикоснуться
прикасаться
коснуться
касаться
прикосновение
касание
^
-Нет -
а
- после корня
-
а -
после корня
2. Какое значение имеют слова с корнем
- кос - - -кас- ? (Анализ предложений.
Ответы детей.)
Не прикасайтесь к проводам! (
1.
Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-
нибудь.)
Директор коснулся вопроса о дисциплине. ( 2. 2.Затронуть в разговоре, в письме
какую-либо тему.)
Решение педсовета коснется всех учеников гимназии. ( 3. Иметь отношение к чему-
нибудь или кому-нибудь. )
3.
- В каких словах гласные корня проверяются ударением?
- Почему? (Предложения на доске) (Омонимичные корни)
К..сить траву лучше рано утром. У москвички две к..сички. Весло к..снулось
воды. Причинить боль к..санием.
4. -Сформулируйте орфографическое правило.
5
- Сравним наш вывод с орфографическим правилом на странице
учебника (С. 104, орф. №26).
5. – Как мы будем применять данное правило? ( Дети предлагают
варианты алгоритма применения правила.)
Определим значение слова.
Выделим корень.
Определим наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.
Вставим нужную гласную.
Закрепление изученного материала
1
. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение упражнения №310 после предварительного
обсуждения.)
2.
Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой
(Дети оценивают работу друг друга.)
- Распределите слова в две колонки так, чтобы в первой колонке были
слова с чередующимися гласными в корне слова, во второй ---- с
проверяемыми.
Лёгкое прик..сновение
неприк..сновенный запас
к..сательная линия
точки соприк..сновения
к..сается крылом
прик..снулся к лицу
к..сающийся реформ
осторожно прик..саться
к..сается каждого
к..снуться вопроса
к..сой заяц
к..сить траву
Итог урока. Рефлексия
- Что нового мы узнали на уроке? Какие корни с чередованием мы изучили?
- Решили мы задачи, поставленные нами в начале урока?
- Какие лексические значения имеют слова с корнем – кос- - -кас-?
6
Домашнее задание
§ 47, упр. 312.
7