Напоминание

Буквы а и о в корне -кас- - -кос-


Автор: Сыпина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы а и о в корне -кас- - -кос-
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 2121 имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»

Урок русского языка в 6 классе

Тема

Буквы а и о в корне -кас- - -кос-

:

Учитель русского языка

и литературы

Сыпина И. В.

Планируемые результаты

- Знание условий выбора букв а и о в корне -кас-/-кос-.

- Умение распознавать слова чередованием гласной в корне - кас-/-кос- и

применять правило написания .

- Владение навыками морфемного разбора слов.

УУД

Личностные УУД

Развивать интерес к изучению языка,

способность к самооценке.

Регулятивные УУД

Целеполагание,

прогнозирование, планирование, оценка результатов работы,

внесение необходимых изменений в план и способ действий в случае

расхождения с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД

- Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

- Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

-Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать

закономерности, действовать по алгоритму.

-Усвоение алгоритма действий при применении правила правописания

данных корней.

-Владение навыком правописания слов с изученной орфограммой.

-Поиск и выделение необходимой информации.

.

2

Актуализация

Беседа

- Расскажите о правописании корня -лаг- - -лож-.

- Расскажите о правописании корня -раст- - -ращ- - -рос-.

- Что общего в правописании корней? ( Написание гласных зависит от

последующих букв)

- Проверяются ли ударением слова с данными корнями?

( Нет. Пользоваться проверочными словами при написании слов с

чередующимися гласными в корне нельзя. )

Проблематизация

-

Прочитайте слова

Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение (на доске)

-Что вы заметили? (В этих словах тоже происходит чередование гласных в

корне.)

- Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов?

- В чем проблема? (Не можем объяснить, почему происходит чередование

гласных.)

Целеполагание

-Сформулируйте цель урока. ( Научиться распознавать слова с корнем –кас-

- -кос-, познакомиться с правилом написания этих слов.)

Образ результата

- Попробуйте описать результат, к которому мы придем в конце урока.

(Сформулируем правило правописания корня -кас- - -кос-; научимся

различать слова с чередованием гласной в корне -кас- - -кос- и слова, в

которых гласные корня проверяются ударением (омонимичные корни).)

-Сформулируйте тему урока. (Буквы а и о в корне –кас- - -кос-)

Критерии оценки

-Как вы будете

оценивать

работу свою и одноклассников?

- Что мы будем

оценивать?

(Ответы детей заносятся в таблицу)

-

Знаю

1.

Правописание безударной

гласной в корне, проверяемой

ударением.

2.Правописание корней

Хочу узнать

Когда в корне -кас-/-кос–

пишется буква а, когда

буква о?

Узнал

В корне -кас-/-

кос– пишем

букву а,

если …

3

-лаг-/-лож-,

-раст- - -ращ- /-рос

-

Умения:

1. Умею определять части слова: корень, суффикс.

2.

Умею различать слова с корнем -кас- - -кос- и слова, в которых гласные

корня проверяются ударением.

3. Умею применять правило правописания корня -кас- - -кос

Планирование деятельности

- Как лучше спланировать нашу деятельность, чтобы решить задачи урока?

( План работы предлагают учащиеся, корректирует учитель.)

1. Проанализируем написание слов с корнем -кас- - -кос, выявим

закономерность.

2. Определим значение корня

3. Сравним слова с чередованием гласных в корне со словами, в которых

гласные корня проверяются ударением.

4. Сформулируем орфографическое правило.

5. Составим схему-алгоритм применения данного правила.

6. Сравним наш вывод с орфографическим правилом на странице учебника.

7. Закрепим изученный материал

Работа над новым материалом

1. Работа с таблицей №1 (на доске)

О А

прикоснуться

прикасаться

коснуться

касаться

прикосновение

касание

-

Прочитайте слова, расставьте в ударение.

- Зависит ли написание гласной в корне от ударения?

- Попробуйте определить, когда в корне - кос- - -кас- в безударном

положении пишется а, о? Какой суффикс в словах с корнем -кас- ?

4

Сделайте вывод. Какая закономерность лежит в основе написания гласной в

корне?

Таблица №2 (на доске)

О А

прикоснуться

прикасаться

коснуться

касаться

прикосновение

касание

^

-Нет -

а

- после корня

-

а -

после корня

2. Какое значение имеют слова с корнем

- кос - - -кас- ? (Анализ предложений.

Ответы детей.)

Не прикасайтесь к проводам! (

1.

Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-

нибудь.)

Директор коснулся вопроса о дисциплине. ( 2. 2.Затронуть в разговоре, в письме

какую-либо тему.)

Решение педсовета коснется всех учеников гимназии. ( 3. Иметь отношение к чему-

нибудь или кому-нибудь. )

3.

- В каких словах гласные корня проверяются ударением?

- Почему? (Предложения на доске) (Омонимичные корни)

К..сить траву лучше рано утром. У москвички две к..сички. Весло к..снулось

воды. Причинить боль к..санием.

4. -Сформулируйте орфографическое правило.

5

- Сравним наш вывод с орфографическим правилом на странице

учебника (С. 104, орф. №26).

5. – Как мы будем применять данное правило? ( Дети предлагают

варианты алгоритма применения правила.)

Определим значение слова.

Выделим корень.

Определим наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

Вставим нужную гласную.

Закрепление изученного материала

1

. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение упражнения №310 после предварительного

обсуждения.)

2.

Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой

(Дети оценивают работу друг друга.)

- Распределите слова в две колонки так, чтобы в первой колонке были

слова с чередующимися гласными в корне слова, во второй ---- с

проверяемыми.

Лёгкое прик..сновение

неприк..сновенный запас

к..сательная линия

точки соприк..сновения

к..сается крылом

прик..снулся к лицу

к..сающийся реформ

осторожно прик..саться

к..сается каждого

к..снуться вопроса

к..сой заяц

к..сить траву

Итог урока. Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке? Какие корни с чередованием мы изучили?

- Решили мы задачи, поставленные нами в начале урока?

- Какие лексические значения имеют слова с корнем – кос- - -кас-?

6

Домашнее задание

§ 47, упр. 312.

7



В раздел образования