Автор: Здорнова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад 33"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребенка»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Влияние лепки на развитие ребенка»
Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к
школьному обучению. А изобразительная деятельность – одно из
средств этой подготовки. Игра и изодеятельность это основные
виды детской деятельности, поэтому в детском саду им уделяется
много внимания. Изобразительная деятельность в детском саду - это
рисование, лепка, аппликация. Сегодня мне хочется поговорить с
вами о лепке и её влияние на развитие ребёнка.
Лепка положительно влияет на здоровье ребёнка.
В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт
естественный массаж биологически активных точек расположенных
на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем
самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том
числе и мелкая моторика - движения рук совершенствуются под
контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому
приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на
развитие физических и психических процессов и на всё развитие
ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть
мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения,
соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными
восприятиями в сложные, интегрированные образы и
представления.
В процессе лепки ребенок разминает пальцами тесто, глину,
пластилин; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих
рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к
письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим
при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и
отрицательных эмоций.
В процессе лепки развиваются все психические процессы:
1) восприятие – процесс приема и переработки человеком
различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит
пропорции изображения, учится условно передавать с помощью
символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует,
сравнивает;
2) память - ребенок воспроизводит запечатленные и
сохраненные представления и образы окружающего мира,
обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая
скульптуры;
3) внимание – состояние психологической концентрации,
сосредоточенность на каком-либо объекте. Ребенок учится
концентрироваться на выполнении работы долгое время;
4) мышление - ребенок учится анализировать качество
выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать
свою деятельность
Влияние лепки на развития эмоциональной сферы
Эмоциональное душевное обогащение ребенка
осуществляется посредством знакомства с произведениями
искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления
ребенка, его воображение (способность представлять
отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать
его в сознании и мысленно манипулировать им).
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем
мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к
миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов,
овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем
помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет,
величину, расположение в пространстве) у детей развивает чувство
цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического
чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует
направлять на предмет в целом - красоту цвета, стройность формы,
пропорциональность частей и т. д. Затем обращаем внимание детей
на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в
работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь
возвращаемся к целостному восприятию.
Влияние лепки на социализацию ребенка
Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными
правилами и обязанностями:
- «для себя» - подчинение правилам, самоутверждение в
коллективе сверстников, презентация себя и своих возможностей;
- «для других» - выполнение обязанностей, объединение
общим делом, заданием, распределение ролей и зоны
ответственности, умение слушать других, доказывать свою точку
зрения.
Во время лепки у детей формируются такие личностные
качества, как инициативность, самостоятельность,
целенаправленность,
сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения -
способность действовать по собственной инициативе, сознательно
подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную
систему требований; внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно
выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело
до конца.
Детская лепка имеет еще и общественную направленность
(отражение явлений общественной жизни, посильное участие в
общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для
себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной
деятельности дети могут готовить выставки своих поделок,
совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для
малышей», «кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку».
Список используемой лиературы:
1.
Комарова, Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду:
Обучение и творчество/ Т.Г. Казакова.- М.: Педагогика, 2015.
2.
Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду/ Е.А. Коссаковская.-
М.: Педагогика, 2019.