Автор: Кузнецова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №17
Населённый пункт: свердловская область, г. Карпинск
Наименование материала: конспект
Тема: Экологическая викторина «Мы – друзья природы!»
Раздел: дошкольное образование
Экологическая викторина «Мы – друзья природы!» для детей 6- 7 лет.
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста,
активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать
добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к
ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать
словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения
его целостности, умение вести себя в лесу.
Материал: лесовик, карточки: птицы, животные, продукты, деревья, цветы, птицы,
мебель, карточки для игры «Что лишнее», обручи, картинки «береги природу»
Нас сегодня в гости пригласил лесовик. Как вы думаете кто такой лесовик и почему его
так зовут? А что бы попасть в гости к нему нам надо вспомнить правила поведения в лесу
и на природе.
«Что нельзя делать в лесу»
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву.
- Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Я — Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. Знаете ли вы,
что лес — это ваш большой и настоящий друг? Лес — живой. И как всему живому, ему
необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни
животных, чистый воздух, а еще покой и тишина.
Лесовик предлагает нам принять участие в викторине «Мы друзья природы» и приготовил
для вас много интересных заданий.
конкурс: «Вопросы о растениях, животных и насекомых».
Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
На какие виды делится природа?
Растения, животные, человек-это природа какая? (живая)
Солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег - это природа, какая? (неживая)
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в недели?
Какое сейчас время года? Назовите признаки весны?
Зайцу легче в гору подняться или с горы спуститься? Почему?
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Какие запасы на зиму делает еж, что делает еж зимой, для чего ежу иголки, чего
боится еж?
Где живет белка, кого она боится, зачем белке большой, пушистый хвост?
Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
В какое время суток охотится сова? (Ночью)
Как появляется сосулька?
Чем отличается дерево от кустарника?
Камень относится к живой природе? (нет)
На какой стороне снег быстрее растает? Почему?
Что такое солнце? (Большая, очень горячая звезда).
Зачем черви рыхлят землю?
Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими
питаются некоторые животные.
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
Как появляется бабочка?
Чем отличаются дикие от домашних животных?
Какие виды цветов вы знаете? Чем они отличаются?
Кто является санитаром леса? Почему? (дятел)
Что теряет лось каждую зиму? (рога) (Каждый год лоси меняют свои тяжёлые
ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев.
Ухаживают за самкой, привлекая своими рогами)
Чем питается бабочка? (Нектаром)
Чем питается медведь зимой? Почему?
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо
листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза)
Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают
воздух чистым кислородом)
Куда зимой пропадают насекомые? Прячутся под корой деревьев, под сухими
листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Почему хрустит снег под ногами? (Потому что под тяжестью наших ног ломаются
звездочки и лучи на снежинках).
конкурс «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями: деревья, домашние и дикие животные, насекомые,
морские обитатели, птицы. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
П/игра «Пройди болото».
Что бы выполнить следующее задание надо перепрыгнуть
через болото (на полу лежат обручи)
Конкурс «Разложи по видам» на столе лежат картинки деревья, цветы, животные,
мебель. Нужно карточки разложить по группам
Конкурс: Экологические задачи.
1. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она
поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который
учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много
маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок — попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, — сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и
развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в
реке будет мало рыбы.
3. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, — попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, никакой пользы — ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и
полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели
птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама
ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики — краса леса. Много людей приходит в лес, и все любуются ими. К
тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые,
если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
П/игра «Покажи животного» (по картинам дети изображают животного)
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями лесовика. Для вас лесовик
приготовил лесной подарок, чтоб мы с вами могли изучать о пользе лесных, луговых,
полевых цветах.
А давайте мы тоже приготовим для лесовика подарок. Нарисуем жителей леса.
Рисование «Дикие животные»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Выставка детских работ