Напоминание

Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста


Авторы: Камешкова Лариса Викторовна, Идрисова Людмила Викторовна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детство" с/п №179
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Проектная

деятельность

в

дошкольном

образовании

представляет собой эффективный метод, способствующий развитию

познавательной

активности,

самостоятельности

и

творческих

способностей детей. В

младшем дошкольном возрасте

(3–4 года)

данный

подход

требует

особой

организации,

учитывающей

психофизиологические особенности детей.

Цель

статьи

рассмотреть теоретические

основы

проектной

деятельности

в

младшем

дошкольном

возрасте,

выделить

её

специфику,

этапы

реализации

и

практические

рекомендации

для

педагогов.

Теоретические

основы

проектной

деятельности

в

дошкольном образовании

Проектная деятельность – это совместная организованная работа

педагога и детей, направленная на решение конкретной проблемы или

достижение определённой цели. В основе метода лежат принципы

личностно-ориентированного

подхода,

предполагающего

активное

участие ребёнка в познавательном процессе.

Для младших дошкольников проектная деятельность имеет ряд

особенностей:

Краткосрочность – проекты рассчитаны на несколько дней или

недель из-за неустойчивого внимания детей.

Наглядность – использование предметов, картинок, игрушек для

поддержания интереса.

Игровая форма – ведущий вид деятельности в этом возрасте –

игра, поэтому проекты строятся на её основе.

Совместная деятельность – ребёнок ещё не способен работать

полностью самостоятельно, требуется активное участие взрослого.

Виды проектов для младших дошкольников

В

работе

с

детьми

3–4

лет

применяются

следующие

типы

проектов:

Исследовательско-творческие

направлены

на

изучение

окружающего

мира

через

эксперименты

и

творческие

задания

(например,

проект

«Почему

листья

желтеют?»

с

последующим

рисованием осенних деревьев).

Игровые

основаны

на

сюжетно-ролевых

играх

(например,

«Магазин игрушек», где дети учатся считать и взаимодействовать).

Ознакомительно-ориентировочные

помогают

освоить

новые

понятия (проект «Домашние животные» с использованием карточек,

звукоподражаний, мини-спектаклей).

Практико-ориентированные

связаны

с

созданием

полезных

продуктов (изготовление кормушки для птиц, посадка лука).

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Педагог

формулирует

цель

и

задачи

проекта,

подбирает

материалы, продумывает формы работы. Важно учитывать интересы

детей: например, если малыши проявляют интерес к животным, тема

проекта может быть связана с зоопарком или домашними питомцами.

2. Основной этап

Включает практическую деятельность:

Беседы (обсуждение темы простыми вопросами: «Кто живёт в

лесу?»).

Наблюдения (за природой, животными, погодой).

Эксперименты (опыты с водой, песком, красками).

Творческие задания (лепка, рисование, аппликация).

Игровые ситуации (обыгрывание сюжетов с игрушками).

На этом этапе важно поддерживать эмоциональный отклик детей,

используя похвалу и поощрение.

3. Заключительный этап

Подведение

итогов:

выставка

работ,

мини-презентация

для

родителей, совместное чаепитие с обсуждением проекта. Дети должны

почувствовать значимость своей работы.

Практические рекомендации для педагогов

Учёт возрастных особенностей – задания должны быть простыми

и короткими, с частой сменой деятельности.

Использование мультисенсорного подхода – задействовать слух,

зрение, тактильные ощущения (например, в проекте «Фрукты» дети

могут их трогать, нюхать, пробовать).

Интеграция

разных видов

деятельности

сочетание

музыки,

движения, речи (например, разучивание песенки о животных в рамках

тематического проекта).

Вовлечение родителей – предложить им поучаствовать в сборе

материалов, совместных выставках.

Гибкость

если

дети

теряют

интерес,

проект

можно

скорректировать или завершить раньше.

Заключение

Проектная

деятельность

в

младшем

дошкольном

возрасте

способствует развитию любознательности, коммуникативных навыков

и

элементарной

исследовательской

активности.

При

правильной

организации она становится мощным инструментом познания мира в

доступной для детей форме.

Ключевыми условиями успеха являются:

соответствие проекта возрасту и интересам детей;

сочетание игровых и познавательных элементов;

активное участие педагога как организатора и помощника.

Таким образом, метод проектов позволяет сделать обучение в

младшей

группе

детского

сада

увлекательным

и

эффективным,

закладывая основы для дальнейшего развития ребёнка.



В раздел образования