Авторы: Марчукова Аксинья Александровна, Денисова Елена Валерьевна
Должность: учитель - логопед, воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР № 9
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Этико-эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Этико-эстетическое воспитание дошкольников
средствами театрализованной деятельности.
Художественно-эстетическое воспитание личности является одним из
важных социокультурных задач современного общества, т.к. предполагает
развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного
облика. Эстетическое восприятие действительности позволяет эмоционально
окрасить чувства и переживания, передавать их, творчески комбинируя свои
знания и представления.
Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором
закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,
принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в дошкольном
учреждении является формирование творчески развивающей среды,
способствующей гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром,
воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека,
готового проявить себя в любой сфере.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и
включения детей в различные виды художественно-эстетической
деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части
духовной и материальной культуры.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в
творческом взаимодействии с детьми.
Каждое занятие с ребенком необходимо сделать интересным и
увлекательным, понятно и просто рассказать ему о самом главном - о красоте
и многообразии нашего мира.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной
на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная
деятельность. Средством выражения смысла и содержания в театре
выступает сценическое представление, процесс игрового взаимодействия
актёров.
Дети в любом возрасте любят перевоплощение в любимых героев. Играя, они
«примеряют» на себя профессии, социальные роли. Игра для ребёнка –
способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная
социальная практика. Одевая костюмы, ребёнок, следуя требованиям роли,
приобретает способность представлять себя на месте своего героя в
воображаемой ситуации, учится согласовывать свои действия с партнёрами
по игре. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей
игровой формы очень близко и понятно детям, через него формируется опыт
социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцом для
подражания, ребёнок с помощью сказки познаёт мир. Способность ребёнка
идентифицировать себя с любимым героем позволяет педагогу оказывать
положительное влияние на детей с помощью театрализованной деятельности.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть
творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению
импровизировать, выражать себя.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное
воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное
творчество,
развитие
ведущих
психических
процессов;
способствует
самопознанию
и
самовыражению
личности;
создает
условия
для
социализации,
усиливая
адаптационные
способности,
корректирует
коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения,
радости, успешности творчества.
Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное
направление
эмоциональному
развитию
ребенка,
пробудить
в
восприимчивой
детской
душе
гуманные
чувства,
стремление
к
сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Таким образом, театрализованная деятельность выполняет одновременно
познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Через театрализованную деятельность у дошкольников развиваются не
только
психические
функции
личности
ребенка,
художественные
способности, творческий потенциал, но и общечеловеческая способность
к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, она
помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Практическую деятельность по этико-эстетическому воспитанию
посредством театрализованной деятельности проводят еще со средней
группы.
Формы и методы работы
1. Просмотр кукольных и иных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры - драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Коррекционно-развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7.
Игры
–
превращения
(«учись
владеть
своим
телом»,
образные
упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации
– жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
В первую очередь для реализации этих задач в группе создают
предметно-развивающую среду. Театральный уголок, который содержит
различные виды театров: «Пальчиковый театр», «Театр ложек», «Театр
живой
руки»,
«Театр
теней»,
«Театр
масок»,
«Настольный
театр»,
«настольный театр картинок», «Стенд-книжка» и др. Для драматизации игр
создаются из подручных материалов костюмы, декорации. Картотеку этюдов
игр и упражнений.(такие как: «Начни, а он продолжит», «Что будет, если? »,
«Угадай героя сказки» и др).В группе представлены такие игры как «Что
такое хорошо и что такое плохо», «Назови сказку», «Зоопарк настроений»,
«Учимся
понимать
друг
друга»,
«Азбука
хорошего
поведения»,
«Уроки вежливости» и др. очень много импровизируем.
Одним из важных моментов в знакомстве с театральным искусством
являются беседы о театральных специальностях, о людях, которые участвуют
в постановке спектакля. Это профессии режиссера, актера, бутафора,
декоратора, костюмера, гримера, звукорежиссера. В процессе занятия
ребенок пробует себя в роли гримера, костюмера, звукорежиссера и т.д.
Фрагмент такого занятия я предлагаю вам просмотреть.