Автор: Коваленко Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 185
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методический опыт
Тема: Внеурочная деятельность, как одно из направлений повышения уровня математического образования.
Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность, как одно из направлений
повышения уровня математического образования.
Коваленко Елена Викторовна, учитель математики, ГБОУ Школа № 185, г. Москва
На протяжении всего периода приобретения знаний каждый школьник вовлечен
в интегрированный процесс урочной и внеурочной работы. Моя задача – на любом
этапе обучения учащегося активизировать его деятельность путем постоянного
совершенствования учебного процесса, создания благоприятных условий для
свободного разностороннего развития личности.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой неотъемлемый элемент
школьного образования, ставящая задачу перед педагогическим коллективом,
организовать развивающую среду для обучающихся.
Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в
учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е.
урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не
подменять
друг
друга.
Внеурочная
деятельность
способствует
достижению
личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам
выбирает ее.
Большое место в своей работе уделяю этому направлению, считая его мощным
инструментом
формирования
устойчивого
познавательного
интереса.
Сейчас
необходимо расширять рамки программы, знакомить учеников с основными
направлениями научных поисков, открытиями, нестандартными методами решения
задач. Все это позволяет ребятам уверенно себя чувствовать при выборе
дальнейшего пути образования, а также создает возможности для самореализации
своего творческого и интеллектуального потенциала. Внеурочные занятия помогают
ребенку совершенствовать свои знания и навыки, проявлять индивидуальные
особенности и учиться при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о
товарищах, сотрудничать с другими школьниками.
Познавательный
интерес,
как
мотив,
развивается
и
формируется
в
деятельности, и чем разностороннее эта деятельность, тем устойчивее интерес.
Поэтому
система
внеурочной
работы
включает
в
себя
различные
формы
организации внеурочной деятельности. Их можно разделить на постоянные и
непостоянные (временные).
К
постоянным
формам
относятся,
например,
математический
кружок,
творческая группа математиков, научное математическое общество школьников,
математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку
учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти,
полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса,
дополняя
и
оживляя
его.
К
временным
формам
относятся,
например,
математическая
игра,
математическая
олимпиада,
математический
бой,
математический КВН и др.
Важную роль во внеурочной деятельности играют математические игры,
которые выполняют различные функции.
Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и
трудовая деятельность.
Математическая игра требует от школьника, то, чтобы он знал предмет. Ведь
не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик
не сможет участвовать в игре.
В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не
только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении
задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать
нужный материал.
Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности,
тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании
учащихся
и,
тем
самым
побуждают
их
познавательную
активность,
повышается интерес к предмету.
Во время участия в математических играх учащиеся не только получают
новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и
правильного ее применения.
Мною разработаны и ежегодно проводятся внеклассные мероприятия
по
предмету:
математическая игра «Умники и умницы»;
игра по станциям «Веселый математический поезд»;
познавательное мероприятие «Своя игра»;
викторина «Из истории математики»;
игра для старшеклассников «Счастливый случай».
Для реализации системы внеурочной деятельности я разработала авторские
программы кружков: «Учимся решать нестандартные задачи» (7 класс), «В мире
математики» (8 класс),
Цели данных курсов: дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к
математике, возможность освоения новых способов деятельности при решении
нестандартных, практических, жизненных задач; развитие любознательности как
основы познавательной активности, развитие творческого потенциала.
Задачи, для решения которых созданы курсы:
создать положительную мотивацию обучения;
познакомить
учащихся
с
нетрадиционными
подходами
при
решении
нестандартных и логических задач;
способствовать удовлетворению познавательных интересов по предмету;
развивать
логическое
и
творческое
мышление,
прививать
навыки
самостоятельной работы и работы в команде;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Каждый курс рассчитан на 34 часа и включает следующие темы:
7 класс:
Комбинаторика;
Задачи на проценты;
Принцип Дирихле;
Занимательная топология;
Конструктивные задачи и др.
8 класс:
Элементы теории чисел;
Функции и графики вокруг нас;
Теория игр;
Графы;
Геометрические задачи и др.
Реализация курсов осуществляется на основе использования разнообразных
форм и методов: практические работы, проектная и исследовательская деятельность
с применением ИКТ, викторины, математические бои и др.
Продолжением системы внеурочной работы является исследовательская и
проектная деятельность
учащихся. Большинство учащихся старших классов
ориентировано на дальнейшее обучение в ВУЗах, поэтому введение элементов
исследовательской работы является оправданным и необходимым, так как
предоставляет
учащимся
возможность
самостоятельной
работы
с
научно-
познавательной литературой и Интернет-ресурсами, самоопределения в научно-
исследовательском пространстве.
Стараюсь, чтобы мои ученики принимали участие во внеурочной деятельности
не только в школе, но и получали знания в учреждениях дополнительного
образования. На протяжении нескольких лет занимаемся с детьми по программе
ЗФТШ при МФТИ. Эти занятия позволяют учащимся погрузиться в решение задач
повышенного уровня трудности, и задач, выходящих за программу школьного курса
математики. Коллективное решение таких задач, позволяет обсуждать различные
способы и методы решения. Дети учатся слушать друг друга, спорить, доказывать,
задавать вопросы, аргументировать свое решение.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Одаренные дети и
дети, проявляющие повышенный интерес к математике, нуждаются в социально-
педагогической
поддержке.
Ведь
одаренные
дети
могут
быть
болезненно
самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Они
могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в
своей работе. Учителя и сверстники считают креативных детей странными,
эмоциональными, возбудимыми. Часто такие дети бывают индивидуалистами, то
есть любят работать в одиночку.
Для
учителя
необходимым
является
наличие
навыка
распознавания
одаренности учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и
отношений со сверстниками.
Моя работа в реализации данного направления состоит в следующем:
раннее выявление математически одаренных детей;
подбор индивидуальных заданий при изучении базового курса;
индивидуальная и групповая консультативная помощь;
подготовка к участию в олимпиадах и творческих конкурсах;
участие ребят в работе математического кружка, факультативных курсах,
школьном научном обществе, дополнительных образовательных учреждениях по
предмету.
Для раннего выявления математически одаренных детей, учащимся 5 классов
еженедельно предлагаю для самостоятельного решения вариант, включающий пять
нестандартных задач из различных разделов математики. В конце недели разбираем
эти задачи и подводим итог. В течение всего года ведём рейтинг участия каждого
ученика в этой работе. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для
учащихся ситуацию успеха, так как, участвуя в различных математических
олимпиадах и турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными.
С учащимися 6 класса реализуем проект «Окружающий мир глазами
математика».
На
занятиях
я
предлагаю
учащимся
задачи
с
практическим
содержанием. Некоторые задачи ребята приносят сами. Итогом работы стала защита
проектов:
- «Сколько стоит курение?»;
- «Готовимся делать ремонт» и др.
Следует обратить внимание ещё на одну форму внеурочной деятельности –
коррекционную работу. Очень часто обучающиеся, недостаточно усвоив отдельные
темы, теряют интерес и опору, и не могут достичь предметных результатов по
психологическим причинам. Задача учителя не только дать знания, но и добиться
устойчивого психоэмоционального состояния ребёнка, настроя на результат и
адекватное принятие неудачи. Результат коррекционной работы – один из
показателей эффективности работы учителя.
Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на
протяжении всей жизни».
Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их
применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок,
ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по
математике по силам детям с разным уровнем знаний. От меня требуется не только
дать детям определённый набор знаний, умений, навыков. Самое главное – мне
необходимо всемерно развивать познавательные и творческие возможности
учеников. Основной целью внеурочной работы является формирование умения
самостоятельно
выстраивать
траекторию
своего
образования.
В
процессе
творческой работы на внеурочных занятиях по математике дети получают полное и
глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность,
определяется социальная позиция обучающегося.
Внеурочная деятельность учащихся по математике имеет значительное влияние
на их успеваемость и интерес к этому предмету. Дополнительное время,
проведенное над математическими задачами и упражнениями, способствует
глубокому усвоению материала и формированию навыков. Таким образом,
внеурочная
работа
по
математике
является
важным
фактором
повышения
эффективности образовательного процесса.
Конечно, не все дети выберут занятия математикой в качестве своей
профессиональной деятельности, но даже если я смогу добиться состояния
любознательности,
это
будет
способствовать
развитию
математического
образования и повышению уровня образовательных результатов.