Напоминание

Внеурочная деятельность, как одно из направлений повышения уровня математического образования.


Автор: Коваленко Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 185
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методический опыт
Тема: Внеурочная деятельность, как одно из направлений повышения уровня математического образования.
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочная деятельность, как одно из направлений

повышения уровня математического образования.

Коваленко Елена Викторовна, учитель математики, ГБОУ Школа № 185, г. Москва

На протяжении всего периода приобретения знаний каждый школьник вовлечен

в интегрированный процесс урочной и внеурочной работы. Моя задача – на любом

этапе обучения учащегося активизировать его деятельность путем постоянного

совершенствования учебного процесса, создания благоприятных условий для

свободного разностороннего развития личности.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой неотъемлемый элемент

школьного образования, ставящая задачу перед педагогическим коллективом,

организовать развивающую среду для обучающихся.

Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС

проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в

учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е.

урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не

подменять

друг

друга.

Внеурочная

деятельность

способствует

достижению

личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам

выбирает ее.

Большое место в своей работе уделяю этому направлению, считая его мощным

инструментом

формирования

устойчивого

познавательного

интереса.

Сейчас

необходимо расширять рамки программы, знакомить учеников с основными

направлениями научных поисков, открытиями, нестандартными методами решения

задач. Все это позволяет ребятам уверенно себя чувствовать при выборе

дальнейшего пути образования, а также создает возможности для самореализации

своего творческого и интеллектуального потенциала. Внеурочные занятия помогают

ребенку совершенствовать свои знания и навыки, проявлять индивидуальные

особенности и учиться при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о

товарищах, сотрудничать с другими школьниками.

Познавательный

интерес,

как

мотив,

развивается

и

формируется

в

деятельности, и чем разностороннее эта деятельность, тем устойчивее интерес.

Поэтому

система

внеурочной

работы

включает

в

себя

различные

формы

организации внеурочной деятельности. Их можно разделить на постоянные и

непостоянные (временные).

К

постоянным

формам

относятся,

например,

математический

кружок,

творческая группа математиков, научное математическое общество школьников,

математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку

учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти,

полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса,

дополняя

и

оживляя

его.

К

временным

формам

относятся,

например,

математическая

игра,

математическая

олимпиада,

математический

бой,

математический КВН и др.

Важную роль во внеурочной деятельности играют математические игры,

которые выполняют различные функции.

Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и

трудовая деятельность.

Математическая игра требует от школьника, то, чтобы он знал предмет. Ведь

не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик

не сможет участвовать в игре.

В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не

только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении

задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать

нужный материал.

Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности,

тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании

учащихся

и,

тем

самым

побуждают

их

познавательную

активность,

повышается интерес к предмету.

Во время участия в математических играх учащиеся не только получают

новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и

правильного ее применения.

Мною разработаны и ежегодно проводятся внеклассные мероприятия

по

предмету:

математическая игра «Умники и умницы»;

игра по станциям «Веселый математический поезд»;

познавательное мероприятие «Своя игра»;

викторина «Из истории математики»;

игра для старшеклассников «Счастливый случай».

Для реализации системы внеурочной деятельности я разработала авторские

программы кружков: «Учимся решать нестандартные задачи» (7 класс), «В мире

математики» (8 класс),

Цели данных курсов: дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к

математике, возможность освоения новых способов деятельности при решении

нестандартных, практических, жизненных задач; развитие любознательности как

основы познавательной активности, развитие творческого потенциала.

Задачи, для решения которых созданы курсы:

создать положительную мотивацию обучения;

познакомить

учащихся

с

нетрадиционными

подходами

при

решении

нестандартных и логических задач;

способствовать удовлетворению познавательных интересов по предмету;

развивать

логическое

и

творческое

мышление,

прививать

навыки

самостоятельной работы и работы в команде;

повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Каждый курс рассчитан на 34 часа и включает следующие темы:

7 класс:

Комбинаторика;

Задачи на проценты;

Принцип Дирихле;

Занимательная топология;

Конструктивные задачи и др.

8 класс:

Элементы теории чисел;

Функции и графики вокруг нас;

Теория игр;

Графы;

Геометрические задачи и др.

Реализация курсов осуществляется на основе использования разнообразных

форм и методов: практические работы, проектная и исследовательская деятельность

с применением ИКТ, викторины, математические бои и др.

Продолжением системы внеурочной работы является исследовательская и

проектная деятельность

учащихся. Большинство учащихся старших классов

ориентировано на дальнейшее обучение в ВУЗах, поэтому введение элементов

исследовательской работы является оправданным и необходимым, так как

предоставляет

учащимся

возможность

самостоятельной

работы

с

научно-

познавательной литературой и Интернет-ресурсами, самоопределения в научно-

исследовательском пространстве.

Стараюсь, чтобы мои ученики принимали участие во внеурочной деятельности

не только в школе, но и получали знания в учреждениях дополнительного

образования. На протяжении нескольких лет занимаемся с детьми по программе

ЗФТШ при МФТИ. Эти занятия позволяют учащимся погрузиться в решение задач

повышенного уровня трудности, и задач, выходящих за программу школьного курса

математики. Коллективное решение таких задач, позволяет обсуждать различные

способы и методы решения. Дети учатся слушать друг друга, спорить, доказывать,

задавать вопросы, аргументировать свое решение.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Одаренные дети и

дети, проявляющие повышенный интерес к математике, нуждаются в социально-

педагогической

поддержке.

Ведь

одаренные

дети

могут

быть

болезненно

самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Они

могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в

своей работе. Учителя и сверстники считают креативных детей странными,

эмоциональными, возбудимыми. Часто такие дети бывают индивидуалистами, то

есть любят работать в одиночку.

Для

учителя

необходимым

является

наличие

навыка

распознавания

одаренности учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и

отношений со сверстниками.

Моя работа в реализации данного направления состоит в следующем:

раннее выявление математически одаренных детей;

подбор индивидуальных заданий при изучении базового курса;

индивидуальная и групповая консультативная помощь;

подготовка к участию в олимпиадах и творческих конкурсах;

участие ребят в работе математического кружка, факультативных курсах,

школьном научном обществе, дополнительных образовательных учреждениях по

предмету.

Для раннего выявления математически одаренных детей, учащимся 5 классов

еженедельно предлагаю для самостоятельного решения вариант, включающий пять

нестандартных задач из различных разделов математики. В конце недели разбираем

эти задачи и подводим итог. В течение всего года ведём рейтинг участия каждого

ученика в этой работе. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для

учащихся ситуацию успеха, так как, участвуя в различных математических

олимпиадах и турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными.

С учащимися 6 класса реализуем проект «Окружающий мир глазами

математика».

На

занятиях

я

предлагаю

учащимся

задачи

с

практическим

содержанием. Некоторые задачи ребята приносят сами. Итогом работы стала защита

проектов:

- «Сколько стоит курение?»;

- «Готовимся делать ремонт» и др.

Следует обратить внимание ещё на одну форму внеурочной деятельности –

коррекционную работу. Очень часто обучающиеся, недостаточно усвоив отдельные

темы, теряют интерес и опору, и не могут достичь предметных результатов по

психологическим причинам. Задача учителя не только дать знания, но и добиться

устойчивого психоэмоционального состояния ребёнка, настроя на результат и

адекватное принятие неудачи. Результат коррекционной работы – один из

показателей эффективности работы учителя.

Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на

протяжении всей жизни».

Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их

применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок,

ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по

математике по силам детям с разным уровнем знаний. От меня требуется не только

дать детям определённый набор знаний, умений, навыков. Самое главное – мне

необходимо всемерно развивать познавательные и творческие возможности

учеников. Основной целью внеурочной работы является формирование умения

самостоятельно

выстраивать

траекторию

своего

образования.

В

процессе

творческой работы на внеурочных занятиях по математике дети получают полное и

глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность,

определяется социальная позиция обучающегося.

Внеурочная деятельность учащихся по математике имеет значительное влияние

на их успеваемость и интерес к этому предмету. Дополнительное время,

проведенное над математическими задачами и упражнениями, способствует

глубокому усвоению материала и формированию навыков. Таким образом,

внеурочная

работа

по

математике

является

важным

фактором

повышения

эффективности образовательного процесса.

Конечно, не все дети выберут занятия математикой в качестве своей

профессиональной деятельности, но даже если я смогу добиться состояния

любознательности,

это

будет

способствовать

развитию

математического

образования и повышению уровня образовательных результатов.



В раздел образования