Автор: Маркова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия , посвященного 80-летию начала Великой Отечественной Войны (для начальной школы)
Тема: "День памяти Великой Победы"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«День памяти Великой Победы»,
посвященного 80-летию начала Великой Отечественной Войны
(для начальной школы)
Маркова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов, классный руководитель
Категория: вторая
Стаж работы: 6 лет
Тема: «День памяти Великой Победы»
Цель:
продолжать знакомить детей с событиями ВОВ,
закреплять знания о том, как люди защищали свою Родину;
воспитание у обучающихся патриотических чувств ценности мирной
жизни. Патриотическое воспитание молодого поколения на высоких
примерах Великой Отечественной войны;
раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов
личности ребенка;
создание условий для воспитания чувства сострадания к людям,
неприятия жестокости и насилия.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к
ветеранам Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство толерантности.
Воспитание чувства благодарности и уважения к защитникам Родины.
Воспитывать уважение к старшему поколению, формировать чувство
гордости за свой народ
Воспитание бережного отношения к исторической памяти своего
народа.
Развивающие:
1
Развивать у детей эмоционально – положительное, действенное
отношение к воинам-героям ВОВ.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, чувства гордости
за нашу Великую страну.
Содействовать развитию творческих, организаторских способностей
детей.
Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать
смысл прочитанных стихотворений.
Образовательные:
Формировать и уточнять знания детей о празднике «День Победы».
Формировать интерес к различным видам войск. Дать представление о
Российской армии.
Познакомить обучающихся с событиями первых часов и дней войны.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения
к
Отечеству,
чувства
гордости
за
свою
Родину;
-
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование целостного мировоззрения;
-
развитие
чувства
прекрасного
–
умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
русской
речи,
стремиться
к
совершенствованию
собственной
речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с классным руководителем проблему и
цели
воспитательного
мероприятия;
способствовать
к
целеполаганию,
включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с классным руководителем условия и пути
достижения цели;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать
свою
деятельность
под
руководством
учителя;
- в диалоге с классным руководителем вырабатывать критерии оценки и
определять
степень
успешности
своей
работы
и
работы
других
в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
2
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной
речью;
монологической
контекстной
речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в
сотрудничестве
(при
поддержке
направляющей
роли
учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать
решения
и
делать
выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым
корректировать
свою
точку
зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнером
при
непосредственной
методической
поддержке
учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
(в
том
числе
и
помощь
классного
руководителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации,
создавать
тексты
различного
типа,
стиля,
жанра;
- осуществлять речевой самоконтроль;
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее
выбора:
Форма проведения воспитательного мероприятия – классный час. Это одна
из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-
ориентировочной
деятельности,
способствующая
формированию
у
школьников системы отношений к окружающему миру
Для достижения планируемых результатов применялись такие технологии
как: беседа-диалог, кластер, словарная работа над словарем.
Оборудование: запись Гимна РФ; запись музыки Д.Тухманова «День
Победы»; запись метронома «Минута молчания»,
«
Слова Левитана об
объявлении войны»; песня Т.Куртуковой «Матушка-земля»; презентация;
письма-открытки, изготовленные детьми; растяжка «Георгиевская лента»;
растяжка «Мы – едины»; материалы для украшения доски.
Видеопроектор,
3
аудио, видео и фотоматериалы о войне, раздаточный материал для
изготовления Свечи Памяти.
Ожидаемый результат:
1.
Сформируются чувства самоуважения и уважения к ветеранам ВОВ.
2.
Выпуск плаката «Чтобы не было войны», изготовление Свечи Памяти.
3.
Сформируются представления о детях-героях, о важных битвах.
4.
Научатся полученные знания передавать друзьям и родителям.
Ход мероприятия (урока).
Организационный момент:
Учитель: Ребята, сегодня наш классный час мы посвящаем великой
исторической дате нашей страны – 80 лет со дня Победы.
В далекие майские дни закончились бои, и был подписан мир. И с тех пор
каждое Девятое Мая наша страна, наш народ отмечает День Победы. В 2025
году будет ровно 80 лет как наша страна одержала Великую Победу над
фашистским захватчиком. Это великая дата.
Но говоря о ВОВ, мы не можем не затронуть все те события, которые
происходят сегодня и сейчас. Наша страна снова оказалась в сложной
ситуации. И многие наши родные, близкие, знакомые стоят на защите нашей
Великой страны и отстаивают важные и нужные интересы нашей Родины в
зоне Специальной Военной Операции! И каждый из нас по-разному
оказывает помощь и поддержку нашим военным.
А как мы с вами можем помочь солдатам?
Ответы детей
Учитель: Конечно! Это очень важно для каждого солдата. Им очень
приятно, когда вы пишете им письма, рисуете и изготавливаете открытки,
различные амулеты и небольшие игрушки. Большое вам за это спасибо! Вы
настоящие Патриоты своей страны!
А продолжить я хочу со стихотворения Дмитрия Попова «22 июня»
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
4
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер — Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть — не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
Учитель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! А теперь
закроем глаза и послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение
птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука
выстрела, рёва танка.
Ученик 1: 22 июня, наша страна отмечает одну из самых страшных дат -
День памяти и скорби в память о тех, кто не пожалев жизни, не вернулся с
кровавых полей сражений за свободу и независимость Родины. Рано утром
22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на
Советский Союз, нанеся массированный удар по военным и стратегическим
объектам и многим городам. Так началась Великая Отечественная Война,
которая продолжалась 1418 дней и ночей, и в которой Советский Союз
потерял около 27 миллионов человек, но смог выстоять.
Ученик 2:
22 июня 1941 года пять с половиной миллионов хорошо
обученных солдат, около пяти тысяч самолетов, свыше трех тысяч танков
вторглись в границы нашей Родины и двинулись на наших прадедушек и
прабабушек, которые были молоды так же, как мы с вами. Нашей земле
готовили печальную участь. Гитлер заявил: «Нам не достаточно разгромить
русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны
стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ».
Ученик 3: 22 июня 1941 года - день, когда для миллионов жителей нашей
огромной страны рухнули все планы на будущее. Вся жизнь перевернулась.
Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом
«война». Наша страна не ожидала нападения, ведь мы заключили с
Германией договор о ненападении. Мы не были готовы к войне. Но уже 22
июня смерть уносила жизни людей.
Ученик 4: 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами,
пробивалась автоматными очередями. Начался счет четырем годам кровавых
дней Великой Отечественной Войны. В День памяти и скорби проводится
общероссийская минута молчания, которая проходит одновременно во всех
регионах страны в 12 часов 15 минут по московскому времени. Это точное
время выхода в эфир обращения к гражданам Советского Союза о нападении
Германии и ее союзников на СССР.
5
Учитель: Я предлагаю вам послушать голос легендарного диктора радио
Юрия Левитана.
Слушаем слова Левитана, сразу за ней звучит песня Лебедева - Кумача
«Священная война» с видео кадрами военных хроник.
Учитель: Именно эти слова о начале войны 80 лет назад услышали наши с
вами прадедушки и прабабушки из радиоприемников и громкоговорителей
во всем Советском Союзе.
Ученик 1: Война коснулась каждого. 4 года ожесточенных боев, 4 года
титанического труда в тылу, 4 года надежды и веры в Победу. Сегодня мы
можем узнать о военных годах из документальных и художественных
фильмов, литературных источников, песен, баллад, но даже не приблизимся
к тому ужасу, который творился на нашей земле. Сегодня вы все живете под
мирным небом. У всех вас есть дом, любящие родители. Все вы имеете
возможность учиться и беззаботно проживать свое детство.
Учитель:
- Ребята, какой великий праздник отмечают все люди нашей страны 9 мая?
-Правильно. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о Великой Победе,
Патриотизме, защитниках, а также продолжим говорить о нашей с вами
Родине, о нашем Отечестве.
Учитель: Скажите, а почему война – это плохо, страшно?
Ответы детей: Потому что гибнут люди, те, кто остается живым во время
войны живут плохо, страдают, голодают, болеют.
Учитель: А мы продолжаем вспоминать страницы истории
Ученик 3.: Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать
на защиту Родины. Тогда появились плакаты «Родина-Мать зовет» и была
написана песня «Священная война». О чем же идет речь в этой песне?
Ответы детей
Ученик 4. В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы
уже
захватили
Прибалтику,
Белоруссию,
Молдавию,
большую
часть
Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков,
более 20000 орудий и минометов. Очень много погибло наших солдат. Много
солдат было взято в плен.
Гитлер шел на Москву. Он считал, что стоит его войскам войти в Москву - и
наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали
«Тайфун» Что такое тайфун?
Ответы детей: (Ураган, уничтожающий все на своем пути)
6
Учитель: Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти
в столицу. Но наш народ не сломался. Он выстоял. К концу 1941 года враг
был остановлен под Москвой. В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800
км, врагу противостояли войска трех советских фронтов: Западного (генерал-
полковник И.С.Конев – наш земляк), Резервного (Маршал Советского Союза
С.М.Буденный)
и
Брянского
(генерал-полковник
А.И.Еременко),
насчитывавшие 95 дивизий.
Советские войска сумели остановить мощную вражескую группировку
буквально у стен столицы, в 12 км от современной границы. Битва под
Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских
людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и
соединениям
было
присвоено
гвардейское
звание,
36
тыс.
воинов
награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя
Советского Союза.
Ученик 3
Ты хочешь мира? Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
Учитель: Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о
героическом городе на Волге. Здесь, величайшей битве второй мировой
войны, решалась судьба нашего государства. 12 июля фашистские войска
вторглись
в
пределы
Сталинградской
области,
17
июля
считается
общепризнанной датой начала Сталинградской битвы.
Ни одно другое
государство в мире не смогло бы устоять в такой войне. Но советские
люди понимали, что под Сталинградом решается
судьба
страны.
«Стоять насмерть, ни шагу назад!» - таков был приказ Родины.
Ученик 4: 23 августа 1942 года немецкие самолеты подвергли варварской
бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000
самолето-вылетов. Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч
мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку
были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая
жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа
1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда. Фашистские
генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. История
войны не знала такого ожесточенного сражения.
7
Гитлер планировал овладеть городом за 2 недели, но Сталинградская
битва длилась 200 дней и ночей (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) После
победы в Сталинградской битве наступил коренной перелом в Великой
Отечественной войне. За эту битву город награжден Орденом Ленина и
Золотой звездой Героя.
Ученик 2:
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего-
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Ещё минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
Учитель:
Ещё одна страшная страница в истории войны – Блокада
Ленинграда. 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко –
фашистской блокады с Ленинграда.
Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города.
Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной
бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Осада города продолжалась
приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. Два
8
миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей)
оказались в кольце окружения .
Ученик 3 : Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим!..
Учитель: Дети военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-
Петербург) стоит памятник – “Цветок жизни”, в память о детях блокадного
города, перенесших весь ужас войны. Дорога жизни, которая проходила по
льду Ладожского озера, связывала Ленинград с Большой землёй. По ней
везли продовольствие, медикаменты, горючее. Из Ленинграда эвакуировали
жителей блокадного города, женщин, стариков, детей. Но около 2,8 млн.
человек не успели уехать. В осаждённом городе осталось более 400 тыс.
детей.
Ученик
1:
Я
хочу
рассказать
вам печальную
историю
11-
летней
ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и
сделала её сиротой. Мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую
записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Таня все чаще открывала свою записную книжку: “28 декабря 1941 года.
Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
Таню
же,
потерявшую
сознание
от
голода,
обнаружили
санитары,
обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140
другими
истощенными
голодом
ленинградскими
детьми
девочку
эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область. Таня так и не
поднялась, 1 июля 1944 года она умерла.
Учитель: Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за
мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды.
Давайте вспомним имена героев.
9
Ученик 2: Марат Казей Война обрушилась на белорусскую землю. В
деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались
фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.
Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре
Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу
наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер
Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась
лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Ученик 3: Леня Голиков Рос в деревне Лукино, когда его родное село
захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку,
приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос
вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским
генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее
выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать.
Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В
портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно
переправил их самолетом в Москву. Он погиб под селом Острая Лука зимой
1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами
у него земля, что не будет ему пощады...
Ученик 4: Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка
Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались
фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята
собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном
переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили
Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он
узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Валя
Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя
Советского Союза.
Ученик 5: Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину
Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. В Оболи была
создана
подпольная
комсомольско-молодежная
организация
"Юные
мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких
операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию
партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина
возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты
схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее
презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из
допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела
в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина
10
пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была
зверски
замучена,
но
до
последней
минуты
оставалась
стойкой,
мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг
высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Учитель:
В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть
безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна
из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это -
детская могила...
В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из
Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл
отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных
действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от
смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции
Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов.
Сколько тогда погибло маленьких ленинградцев, не известно до сих пор.
Живыми остались только 18 детей. Одна из них – Ирина Алексеевна
Зимнева. Ей тогда было два с половиной года. Перед самым отправлением
поезда мама подарила Ирочке красивую куклу. Именно благодаря кукле,
девочку
нашел
и
спас
13-летний
мальчик
Алексей
Осокин.
Судьба улыбнулась лишь немногим детям. Остальных после бомбежки
местные жители собирали по фрагментам. С тех пор на гражданском
кладбище в Лычково появилась необычная могила. Могила, в которой
покоится прах безвинно погибших детей.
Ученик 4: В Берлинской операции, в 1945 году, были задействовано свыше
2,5 миллионов солдат и офицеров, 6250 танков и самоходных орудий, 7500
самолетов. Потери оказались огромными: за сутки Красная Армия теряла, по
официальным данным, более 15 тысяч солдат и офицеров. Всего советские
войска в Берлинской операции потеряли 352 тысяч человек, в том числе 78
тысяч человек погибшими. Продолжительность операции – 23 суток. Конец
апреля и первые дни мая 1945 года — время решительного штурма
фашистской столицы. С продвижением советских войск к центральной части
города сопротивление гитлеровцев резко усилилось. Каждую улицу, каждый
дом приходилось брать с боя. 29 апреля советские воины подошли к
рейхстагу. Два дня продолжался его штурм. В ночь на 1 мая на самой
высокой
точке
поверженного
рейхстага
взвилось
Знамя
Победы,
водруженное
русскими
разведчиками
Григорьевым
и
Кантарией.
На
следующий день гарнизон капитулировал.
Ученик 1: За годы войны около 40 миллионов советских людей погибло.
Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28
тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны
погиб.
11
Говорят, что когда «Уходит жизнь – приходит память, и память продолжает
жизнь…».
Есть такая традиция: проводить минуту молчания в память о погибших.
Минута памяти, когда мы не просто молчим, мы думаем.
Давайте и сейчас помолчим и подумаем о том, сколько жизней унесла эта
война. И если по каждому погибшему солдату объявить минуту молчания, то
нам пришлось бы молчать 38 лет.
Война закончилась 9 мая. Этот день стал в нашей стране великим
праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют.
Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями.
Ученик 2:
"1418 дней" А. Николаев
Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней,
Метиной особою, самой высшей пробою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
Не было содружества крепче и родней,
Под огнем, под пулями закаляли мужество
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Учитель:
С 2009 года в День памяти и скорби проводится общенациональная
акция «Свеча памяти»: в ночной тишине по всей России зажигаются свечи в
память о тех, кто погиб во время Великой отечественной войны. У вас
сегодня есть возможность присоединиться к этой акции и вместе с
родителями прийти на Площадь Победы и «зажечь» свою Свечу памяти,
которую мы с вами сейчас смастерим собственными руками. Мастер-класс
«Изготовление свечи Памяти» из подготовленных материалов (работа в
группах по 2-3 человека).
Звучит песня «Журавли» слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкель.
В это время ребята изготавливают Свечи Памяти
«Журавли»
12
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…
Учитель: Война коснулась каждой семьи, каждого дома. Наверняка среди
ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой
Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на полях, заводах и в
госпиталях, приближая победу.
Видеоролик, шествие «Бессмертного полка»
Беседа с детьми:
1. Знакомы ли вам эти кадры?
2. Что такое «Бессмертный полк?»
3. Принимали ли вы участие в шествии «Бессмертного полка»
4. Что вам известно о ВОВ и Великой Победе нашего народа в ней?
5. Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны? Что вы знаете о
своих родственниках – участниках боев и тружениках тыла?
6. Как называлась наша страна в годы войны и до 1991 года?
7. Кто такие советские люди?
13
Учитель: Ребята, а сейчас я расскажу о своем дедушке, участнике войны.
Михаил Васильевич был призван на войну в августе 1941 года из г. Кирова.
Он прошел всю войну и встретил День победы в Берлине. У моего деда много
наград за подвиги и участие в освобождении городов от фашизма. Память о
его подвигах хранится на сайте «Память народа», «Люди и награды» В 2019 г.
мы с сыном разместили фотографию прадеда на сайте Министерства
обороны РФ в разделе «Дорога памяти».
А что вы знаете о своих предках-героях?
Учащиеся делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и
тружениках тыла.
Рефлексия:
Учитель: Ребята, о чем мы говорили сегодня? Я вижу, у всех хорошее
настроение. Потрите ваши ладошки. Что чувствуете? (тепло). Это тепло
ваших благодарных, добрых сердец и душ. А есть важные слова: мама,
Родина, счастье. А ещё важное слово – Мир.
Ученик 2. Мир – это земля, мир – это небо, звёзды.
Мир – это люди,
Мир – это дети,
Мир – это спокойная, радостная жизнь.
Мир нужен всем!
Учитель: И сегодня именно так оформлена наша доска. Не просто так на ней
есть голуби. Ведь голубь – это символ мира!
Ребята, а теперь давайте зажжем наши свечи и почтим минутой молчания
наших героических предков.
(зажигаем свечи, начинается минута молчания)
Учитель: В заключении я хочу сказать, чтобы бездуховность отступила
перед
великим
подвигом
народа,
выдержавшего
испытания
Великой
Отечественной войны. Ведь как мы сейчас живем? Есть мама, папа, достаток
в доме, друзья, увлечения, можно себе позволить если не все, то очень
многое, а ведь это может закончиться в одну секунду. Потому что нет более
страшной и разрушительной силы, чем война. Все может быть уничтожено в
одно мгновение, и мы можем оказаться в положении своих сверстников
восьмидесятилетней давности.
14
Урок заканчивается песней
«День победы» слова- Владимир Харитонов,
музыка - Давид Тухманов. В завершении урока мужества дети совместно с
учителем оформляют класс рисунками и плакатами «Чтобы не было войны».
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели —
Этот день мы приближали как могли.
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, —
Этот день мы приближали как могли.
15