Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ


Автор: Юсупова Асия Жумабековна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Населённый пункт: Казахстан, г.Костанай
Наименование материала: Научная статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Раздел: высшее образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-

ЗАВИСИМОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Юсупова Асия Жумабековна

Магистрант ФГБОУ ВО «ЧелГУ», Казахстан, г.Костанай

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические подходы к

профилактике интернет-зависимости в школьной среде, анализируется

специфика

подросткового

возраста

как

чувствительного

периода

к

формированию поведенческих аддикций, подчеркивается роль школы как

пространства

профилактической

деятельности,

и

раскрываются

эффективные

методы:

информационно-просветительская

работа,

развитие эмоционального интеллекта, проектная и исследовательская

деятельность,

организация

кружков

и

клубов,

взаимодействие

с

родителями, а также внедрение цифровой педагогики, а также делается

акцент на необходимости системного подхода и формирования культуры

ответственного поведения в цифровой среде.

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростки, профилактика,

педагогические методы, цифровая гигиена, школа, медиаграмотность,

эмоциональный интеллект, воспитательная работа, цифровая культура.

Введение.

Интенсивное

проникновение

цифровых

технологий

в

образовательную

и

повседневную

практику

современных

школьников

сопровождается

не

только

расширением

возможностей

обучения

и

коммуникации, но и возникновением новых рисков, среди которых одной из

наиболее актуальных проблем становится интернет-зависимость, при этом,

под интернет-зависимостью в данном контексте понимается патологическое

увлечение цифровыми ресурсами, сопровождающееся потерей контроля над

временем

пребывания

в

сети,

снижением

мотивации

к

обучению,

ухудшением межличностных отношений и общей социальной дезадаптацией

учащихся.

Школьная среда, как важнейший социальный институт, в котором

происходит формирование базовых навыков самоорганизации, критического

мышления и культуры общения, обладает значительным потенциалом для

профилактики

подобных

форм

девиантного

поведения,

однако

эффективность такой профилактики напрямую зависит от профессиональной

готовности педагогов, комплексного характера воспитательной работы и

внедрения

целенаправленных

методических

подходов,

учитывающих

психологические

особенности

возраста

и

специфику

цифровой

социализации.

Целью статьи является анализ и обоснование педагогических методов,

способствующих профилактике интернет-зависимости в условиях школьной

среды,

в

частности,

в

рамках

исследования

рассматриваются

как

универсальные воспитательные технологии, так и специально разработанные

программы цифровой гигиены, опирающиеся на междисциплинарный подход

– с привлечением данных психологии, педагогики и социологии.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте как педагогическая

проблема. Подростковый возраст характеризуется особой восприимчивостью

к внешним воздействиям, стремлением к самоутверждению, повышенной

эмоциональной

лабильностью

и

потребностью

в

социальной

принадлежности, именно эти особенности делают подростков особенно

уязвимыми к формированию различных форм поведенческой зависимости, в

том

числе

связанных

с

использованием

интернета,

а

по

мнению

исследователей Т. И. Митичевой, Е. С. Хрустовой «…подростки, не

обладающие сформированной системой ценностных ориентиров и навыками

саморегуляции, подвержены риску чрезмерного погружения в виртуальное

пространство, в котором они находят легкие формы признания, развлечения

и ухода от реальности» [1, с.509].

Педагогическая проблематика интернет-зависимости заключается в

том,

что

она

проявляется

не

только

в

ухудшении

академической

успеваемости, но и в искажении образовательной мотивации, снижении

интереса к реальной деятельности, нарушении коммуникативных функций, а

также в отчуждении от школьного сообщества, в частности, по утверждению

А. Г. Хентонен, С. В. Турчанинова «…при отсутствии своевременного

педагогического реагирования такие процессы могут привести к глубокой

социальной

дезадаптации,

эмоциональному

выгоранию

и

развитию

вторичных психологических нарушений» [2, с.393].

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что само по себе

использование интернета не является патологией, речь идет именно о

дисфункциональных формах поведения, при которых цифровая среда

начинает

заменять

собой

реальные

социальные

отношения,

снижая

значимость личного опыта, живого общения и участия в коллективной

деятельности, а педагог в этом случае должен выступать не как каратель или

надзиратель, а как медиатор и наставник, способствующий формированию у

обучающихся

устойчивой

позиции

ответственного

и

осмысленного

использования цифровых ресурсов.

По мнению А. С. Золотухиной «…одной из причин распространения

интернет-зависимости

среди

школьников

является

недостаток

профилактической

деятельности,

направленной

не

только

на

информирование о вреде аддиктивного поведения, но и на формирование

альтернативных

интересов,

развитие

эмоционального

интеллекта,

укрепление межличностных связей, и в этом смысле профилактика должна

рассматриваться как системный процесс, включающий работу с родителями,

педагогами

и

самим

школьником,

основанный

на

принципах

гуманистической педагогики и деятельностного подхода» [3, с.174].

Таким образом, понимание интернет-зависимости как педагогической

проблемы требует переосмысления подходов к воспитательной работе в

школе, смещения акцентов с запретительной и назидательной риторики в

сторону формирования цифровой компетентности, устойчивых нравственных

ориентиров и позитивной самореализации в реальной социальной среде.

Педагогические

методы

профилактики

интернет-зависимости

в

школьной среде. Профилактика интернет-зависимости в образовательной

среде требует не фрагментарных или разовых мероприятий, а системного

подхода, основанного на интеграции воспитательной, учебной и внеурочной

деятельности, и согласно утверждению Н. И. Коптеловой, В. А. Попова «…

эффективные

педагогические

методы

профилактики

должны

быть

направлены не только на информирование учащихся о рисках цифровой

зависимости,

но

и

на

развитие

у

них

устойчивых

личностных

и

метапредметных компетенций: саморегуляции, критического мышления,

коммуникативной культуры и способности к осознанному выбору» [4, с.970].

Один

из

ключевых

методов

информационно-просветительская

работа, которая включает проведение тематических классных часов, встреч с

психологами и медиаспециалистами, обсуждение документальных фильмов,

кейсов

и

ситуационных

задач,

однако

такая

работа

должна

быть

неформальной и диалогической, а не в форме «морализаторства», например,

в рамках программы по цифровой гигиене педагог может предложить

ученикам выполнить проект «Мой день без интернета» с последующим

обсуждением: какие чувства испытывались, какие альтернативные занятия

были выбраны, как это повлияло на эмоциональное состояние, это задание не

только осмысливает собственные привычки, но и формирует навыки

самонаблюдения и рефлексии.

Следующий важный метод – развитие эмоционального интеллекта

через игровые педагогические технологии, по мнению Н. К. Альхова «…

одной из причин ухода в цифровую зависимость является неумение

подростков распознавать и управлять своими эмоциями, включение в

образовательный процесс элементов социально-психологического тренинга,

ролевых игр, упражнений на эмпатию и понимание чувств другого человека

может существенно повысить устойчивость подростков к психологическим

«запросам» виртуального мира» [5, с.2]. Так, например, педагог может

использовать упражнение «Чувства онлайн и офлайн»: учащиеся получают

карточки с описанием ситуаций (переписка в мессенджере, прогулка с

другом, конфликт в сети, звонок родителям и др.) и должны определить,

какие эмоции возникают в каждой ситуации и насколько они подлинны или

поверхностны.

Особое место в профилактике занимает организация проектной и

исследовательской деятельности, в частности, когда подростки вовлечены в

значимую

деятельность,

которая

требует

усилий,

сотрудничества,

ответственности и результата, снижается потребность в пассивном цифровом

досуге,

так,

например,

можно

предложить

школьникам

создать

исследовательский мини-проект «Влияние цифровых технологий на мой

класс», где они проведут анонимное анкетирование, проанализируют уровень

интернет-активности сверстников, оформят статистику и представят выводы,

это не только формирует навыки анализа, но и вызывает личностный

интерес, сопряженный с социальной значимостью.

В рамках внеурочной работы особое значение имеет формирование

альтернативной социальной среды – кружков, клубов, спортивных секций,

волонтерских объединений, которые предоставляют школьникам реальные

формы

включенности

в

коллектив

и

возможности

позитивной

самореализации,

и

по

утверждению

В.

В.

Пушкарной

«…наиболее

эффективными оказываются те кружки, в которых подросток чувствует

свободу выбора и уважительное отношение к своим интересам, а не

навязываемое участие, например, клуб юных блогеров может быть не просто

кружком по интересам, а инструментом педагогической профилактики:

подростки учатся снимать видео, но параллельно обсуждают вопросы этики в

интернете, фейков, кибербуллинга, авторского права, что напрямую связано с

формированием цифровой ответственности» [6, с.87].

Кроме

того,

необходимо

активное

включение

родителей

в

профилактическую

деятельность,

так

как

домашняя

среда

оказывает

ключевое

влияние

на

поведенческие

установки,

педагоги

могут

организовывать родительские собрания в формате «педагогического кафе»,

где обсуждаются реальные кейсы, предлагаются практические советы: как

установить «цифровые договоренности» в семье, как быть примером

осознанного использования интернета, какие формы поддержки важны для

подростка,

при

этом,

один

из

эффективных

приемов

разработка

совместного «семейного интернет-распорядка», включающего как время на

цифровую активность, так и обязательные офлайн-дела: прогулки, игры,

обсуждение книг, помощь по дому.

Также необходимо внедрение элементов цифровой педагогики, которая

формирует не запреты, а культуру взаимодействия с сетью, это могут быть

уроки медиаграмотности, дебаты на тему цифровой этики, изучение истории

развития интернета, анализ медийных манипуляций, например, учитель

может провести урок-дискуссию на тему «Чем отличается настоящая дружба

от виртуальной?», где учащиеся выскажут мнения, приведут аргументы,

обсудят личный опыт и выведут совместные правила здорового общения

онлайн.

Таким образом, педагогические методы профилактики интернет-

зависимости должны быть разнообразными, интегрированными в общую

воспитательную систему школы и ориентированными на развитие личности,

главная задача педагога – не запретить интернет, а научить школьника

использовать его как инструмент, а не как замену реальности, в этом и

заключается смысл гуманистического подхода: не подавлять поведение, а

направлять его к осмысленной, ответственной и здоровой цифровой

культуре.

Заключение.

Проблема

интернет-зависимости

в

школьной

среде

требует внимательного, многоуровневого и системного педагогического

подхода, подростковый возраст – период активного формирования личности,

в котором цифровая среда может стать как ресурсом развития, так и

фактором риска, и именно поэтому роль педагога в данном контексте

заключается не в ограничении доступа к технологиям, а в формировании у

обучающихся устойчивых установок на осознанное, этичное и умеренное

взаимодействие с интернет-пространством.

Представленные в статье методы профилактики демонстрируют, что

педагогическая работа может быть не только эффективной, но и глубоко

гуманной,

через

развитие

эмоционального

интеллекта,

реализацию

проектной и исследовательской деятельности, формирование альтернативной

социальной

активности,

сотрудничество

с

родителями

и

внедрение

медиаграмотности, педагог создает условия, при которых у школьника

возникает

внутренняя

мотивация

к

реальному

взаимодействию,

к

саморегуляции и критической оценке собственной цифровой активности.

Таким образом, профилактика интернет-зависимости в школьной среде

– это не отдельный модуль в воспитательной программе, а логически

встроенная часть общей педагогической миссии школы, направленной на

формирование зрелой, ответственной, рефлексивной личности, способной к

гармоничному существованию в условиях цифрового общества.

Список литературы

1. Митичева Т. И. Психолого-педагогическая профилактика интернет-

зависимости подростков // Молодой ученый. – 2017. – № 5 (139). – С. 509-

511.

2. Хентонен А. Г. Педагогическая профилактика интернет-зависимости

у студентов младших курсов // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – С.

393-396.

3. Золотухина А. С. Профилактика интернет-зависимости у подростков

в образовательном пространстве средней школы // Молодой ученый. – 2025.

– № 14 (565). – С. 174-177.

4.

Коптелова

Н.

И.

Социально-педагогическая

профилактика

компьютерной

зависимости

у

подростков

в

общеобразовательных

учреждениях // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 970-973.

5. Альхов Н. К. Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной

работе со школьниками // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. Т.1. 2-4.

6. Пушкарная В. В. Профилактика информационной зависимости от

средств массовой коммуникации у детей старшего подросткового возраста //

Молодой ученый. – 2022. – № 10 (405). – С. 87-88.



В раздел образования