Напоминание

Роль русского фольклора в развитии детей дошкольного возраста


Автор: Степанова Виолетта Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль русского фольклора в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: Степанова Виолетта Валентиновна

Организация: «ГБДОУ детский сад № 39»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Аннотация: В

статье

рассмотрены

основные

направления

использования устного народного творчества для развития детей

дошкольного

возраста

в

дошкольном

учреждениях.

Проанализированы особенности фольклора и его значение при

формировании познавательных навыков у детей. Обозначена роль

фольклора в повседневном развитии детей.

Ключевые слова: фольклор, потешки, загадки, пословицы и поговорки.

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена

необходимостью

изучения

произведений

детского

фольклора

педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как

искусство воспитания детей.

Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала

слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты.

Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь

малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Это

песенки,

потешки,

заклички,

приговорки,

считалки,

дразнилки, шутки, прибаутки, перевертыши, сказки, народные игры.

Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное

значение,

способствуют

развитию

образного

мышления, и прежде всего развивают и обогащают речь детей.

Постепенно замечая интерес малышей к песенкам, потешкам,

сказкам, понятно, что детям фольклор близок и интересен. И только

через него можно привить любовь к Родине, культуре и своему народу

и т.д. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт,

просеянный через много веков, духовный мир, мысли, чувства

предков. Каждому взрослому известно, что окружающие предметы

оказывают большое влияние на формирование душевных качеств

ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство

прекрасного.

Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей

дошкольного

возраста.

Чем

отличаются

многие

фольклорные

произведения, будь то пословицы, прибаутки или сказки? Они

характеризуются

богатством,

наполненностью,

яркостью

речи,

интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи

ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним

из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная,

эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить

общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой

коллектив.

Это,

в

свою

очередь,

приводит

к

формированию

адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаю

необходимым

начинать

знакомить

детей

с

фольклорными

произведениями как можно раньше.

Первые

сказки

«Курочка

Ряба»,

«Репка»,

«Теремок»,

«Колобок» – понятны ребёнку потому, что их герои – животные –

разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия

(сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.).

Знакомство с народным творчеством и необходимо начинать для

малышей с первых сказок и потешек, колыбельных песенок. Детям

нравится, когда, собираясь на прогулку, во время привития культурно

– гигиенических навыков все сопровождается проговариванием

потешек. Когда поют при засыпании в тихий час, дети внимательно

вслушиваются и быстро засыпают:

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Закатаем рукава,

Открываем кран-вода.

Моем глазки , моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите , крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки и кнопочки

Разные заклёпочки.

Как у нашей Зиночки

Поссорились ботиночки.

Их неправильно надела —

Левый справа, првый слева,

Вот они и отвернулись,

И обиженно надулись.

Их местами поменяла —

Левый влево, правый вправо.

Друг на друга смотрят мило,

Их Зинуля помирила.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою дочку, не буди!

А когда дети просыпаются, тихим, ласковым голосом можно

произнести потешку:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся мой дружок,

Подымайся малышок!

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного

творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на

чувства человека. Они образны и поэтичны, легко воспринимаются и

запоминаются, их можно использовать в любой ситуации. Собираясь

на прогулку можно напомнить медлительному ребенку «Семеро

одного не ждут!», или заметить, что кто-то оделся неаккуратно

«Поспешишь – людей насмешишь!». Во время прогулок пословицы

помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляя,

например в весенний день, любуясь его свежестью и красотой, можно

отметить, весна красна цветами, а осень красна плодами. Из

природных

наблюдений

можно

совместно

с

детьми

сделать

заключение: «Март- с водой, а апрель – с травой». Необходимо

объяснять детям смысл пословиц и учить понимать, в каких ситуациях

можно применить ту или иную пословицу.

Использование загадок Что такое загадки? Загадки – это

полезное упражнение для детского ума. Для того, чтобы детей

научить отгадывать загадки, можно выставить на стол несколько

игрушек, и для каждой подбирать загадку, например, загадка «Под

соснами , под елками бежит мешок с иголками». Дети быстро

отгадывают загадку, если загадываемый предмет находился у них

перед глазами.

Можно традиционно проводить мероприятия, посвящённые

народным традициям и народному творчеству, такие как Осенние

посиделки,

«Колядки»,

«Масленица»,

«Пасхальные

перезвоны»,

«Праздник русской берёзки» выставки народной игрушки и народного

творчества. На таких праздниках можно исполнить русские народные

песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.

Подводя итог, можно сказать о том, что фольклор в развитии

детей играет важнейшую роль. Он не только развивает устную речь,

но также позволяет обучить их нравственным нормам.

Фольклор дает возможность познакомить детей с богатым творческим

наследием народов, каждая фольклорная форма, будь то загадка, пословица,

прибаутка, считалка, закличка, сказка или небылица — изумительный

образец творчества, благодатный материал для подражания. Народные

образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.

Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют

большое значение, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети

учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,

интонационно

окрашивая

свою

речь,

развивается

умение

творчески

использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую

характеристику.



В раздел образования