Напоминание

"Организация работы методической службы в ДОО - современный управленческий подход"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы методической службы в ДОО - современный управленческий подход"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»

города Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

Статья

«Организация работы методической службы в

ДОО – современный управленческий подход»

Подготовила: заведующий

Антонова Лада Григорьевна

г. Калуга

2025

2

Создание

эффективной

методической

службы

в

дошкольной

образовательной организации (ДОО) является важным условием повышения

качества образования и развития профессионального потенциала педагогов.

Современные

управленческие

подходы

предполагают

системный,

инновационный и

ориентированный на

результат

подход

к

организации

методической работы, что способствует решению актуальных проблем в

сфере дошкольного образования.

Зачем создавать методическую службу в ДОО?

Методическая

служба

выполняет

ключевую

роль

в

обеспечении

профессионального

развития

педагогов,

внедрении

современных

образовательных

технологий,

повышении

качества

образовательного

процесса и управлении инновациями. Она помогает:

- координировать работу педагогического коллектива;

- внедрять новые методики и программы;

- обеспечивать преемственность и системность в работе;

- анализировать результаты деятельности и корректировать планы;

- создавать условия для обмена опытом и профессионального роста.

Современное

дошкольное

образование

сталкивается

с

рядом

актуальных проблем и вызовов, которые требуют системных решений и

инновационных подходов.

Например:

6.

Недостаточный уровень квалификации педагогов.

В условиях быстрого развития педагогических технологий и новых

требований

к

образованию

возрастает

необходимость

постоянного

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов,

что

не

всегда

реализуется в полном объеме.

2. Дефицит индивидуального подхода.

Стандартизация

программ

и

методов

зачастую

мешает

учитывать

уникальные

особенности каждого

ребенка,

его

интересы,

способности и

потребности.

3. Проблемы инклюзивного образования.

Внедрение инклюзивных практик требует дополнительных ресурсов,

подготовки педагогов и специальных условий, что не всегда реализуется

полноценно.

4. Недостаточная интеграция современных технологий.

3

Использование

цифровых

технологий

в

дошкольном

образовании

находится на начальной стадии развития, что ограничивает возможности для

интерактивного

обучения

и

развития

цифровой

грамотности

у

воспитанников.

5. Проблемы взаимодействия с семьями.

Недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс,

слабая

коммуникация

между

педагогами

и

семьями

могут

снижать

эффективность воспитания и обучения.

6. Социальные вызовы и безопасность.

Рост социальных проблем (например, стрессовые ситуации, семейные

кризисы)

влияет

на

психологическое

состояние

детей;

обеспечение

безопасной среды становится все более актуальным.

Эти

вызовы

требуют

системных

решений

на

уровне

управления

учреждением и профессионального развития педагогов, а также активного

вовлечения семей и общества в процессы воспитания и обучения детей.

Создание методической службы позволяет решать следующие задачи:

1)

Недостаточная

компетентность

педагогов

в

современных

образовательных технологиях.

Методическая

служба

играет

ключевую

роль

в

повышении

профессиональной

компетентности

педагогов,

особенно

в

области

современных образовательных технологий. Основные способы, которыми

она решает эту задачу:

1. Организация профессиональных мероприятий:

- Проведение семинаров, мастер-классов и тренингов по современным

образовательным

технологиям,

цифровым

инструментам

и

интерактивным методикам.

- Внедрение практических занятий, направленных на освоение новых

методов работы с детьми и использования технологий в образовательном

процессе.

2.

Создание и распространение методических материалов:

- Разработка и предоставление педагогам методических рекомендаций,

пособий, презентаций и видеоматериалов по актуальным технологиям.

- Обновление информационных ресурсов на внутреннем портале или

сайте учреждения.

3. Наставничество и индивидуальные консультации:

- Организация системы наставничества, когда более опытные педагоги

помогают коллегам освоить новые технологии.

4

-

Проведение

индивидуальных

консультаций

для

педагогов

по

внедрению современных методов в их работу.

4. Обучающие программы и курсы повышения квалификации:

- Внедрение внутриучрежденческих программ или содействие участию

педагогов

в

внешних

курсах

и

онлайн-обучениях

по

современным

образовательным технологиям.

- Создание условий для постоянного профессионального развития.

5. Проведение открытых мероприятий и демонстрационных занятий

-

Организация

демонстрационных

занятий

с

использованием

новых

технологий для

обмена

опытом и

мотивации

педагогов к

внедрению

инноваций.

6. Формирование сообщества практиков

-

Создание

внутри

учреждения

или

между

учреждениями

профессиональных сообществ для обмена опытом, обсуждения проблем и

совместного поиска решений.

7. Мониторинг и оценка эффективности внедрения технологий:

- Анализ результатов работы педагогов после обучения, обратная связь и

корректировка программ повышения квалификации.

8. Использование современных информационных технологий в работе

методической службы

- Ведение онлайн - консультаций, вебинаров, форумов для постоянного

взаимодействия с педагогами.

Таким образом, методическая служба систематически создает условия для

повышения

компетентности

педагогов

в

области

современных

образовательных технологий, способствует их профессиональному росту и

внедрению инновационных методов в практику дошкольного образования.

2)

Разрозненность

методов

работы

и

отсутствие

единой

системы

развития.

Методическая служба решает задачу разрозненности методов работы и

отсутствия единой системы развития через комплексные меры, направленные

на

создание

согласованной

и

системной

методической

базы.

Основные

подходы включают:

1. Разработка и внедрение единой методической концепции:

5

-

Создание

нормативных

документов,

программ

и

стандартов,

определяющих

основные

направления

развития

педагогической

деятельности.

-

Формирование

единого

подхода

к

организации

образовательного

процесса, воспитания и развития детей.

2. Создание системных методических рекомендаций и программ:

- Разработка типовых методических материалов, сценариев, планов работы,

которые могут использоваться всеми педагогами.

- Обеспечение единых критериев оценки эффективности работы.

3. Координация работы педагогов через методические объединения:

- Создание внутри учреждения или между учреждениями методических

советов, клубов и сообществ для обмена опытом и согласования методов.

-

Проведение

регулярных

заседаний,

семинаров

и

мастер-классов

для

выработки общих подходов.

4. Обеспечение профессионального взаимодействия и обмена опытом:

- Внедрение практик наставничества, совместных проектов и коллективных

мероприятий для формирования единого стиля работы.

-

Использование

информационных

платформ

для

обмена

лучшими

практиками.

5. Создание системы мониторинга и оценки деятельности:

-

Введение

единых

критериев

оценки

качества

работы

педагогов

и

образовательных программ.

-

Анализ

результатов

деятельности

с

целью

выявления

разногласий

и

поиска путей их устранения.

6. Обучение по единой программе повышения квалификации:

- Проведение курсов и тренингов по стандартам работы, единым методикам

и технологиям.

- Обеспечение педагогов необходимыми знаниями для реализации единой

системы развития.

7. Разработка локальных стандартов и регламентов:

- Введение локальных нормативных актов, регламентирующих порядок

организации работы в соответствии с общей концепцией.

8. Постоянное обновление и совершенствование системы:

6

-

Анализ

эффективности

внедренных

мер,

корректировка

программ

с

учетом новых вызовов и потребностей.

Благодаря

этим

мерам

методическая

служба

способствует

формированию единой системы развития профессиональной деятельности

педагогов, повышению качества дошкольного образования и обеспечению

согласованности методов работы в рамках учреждения или региона.

3) Низкая мотивация к профессиональному росту

Методическая

служба

решает

задачу

низкой

мотивации

к

профессиональному

росту

педагогов

посредством

комплексных

мероприятий, направленных на повышение интереса, поддержки и создания

условий

для

развития

профессиональных

компетенций.

Основные

меры

включают:

1. Создание системы профессионального развития и поддержки:

- Организация регулярных тренингов, семинаров, мастер-классов, которые

делают процесс обучения интересным и актуальным.

- Внедрение программ повышения квалификации с возможностью выбора

тем по интересам педагогов.

2. Внедрение системы поощрений и признания достижений:

-

Проведение

конкурсов,

награждений,

публичных

благодарностей

за

профессиональные успехи и инициативы.

-

Введение

стимулирующих мер:

сертификаты, грамоты,

материальные

поощрения.

3. Создание условий для самореализации и творчества:

- Предоставление педагогам возможности реализовать собственные идеи,

участвовать в инновационных проектах и экспериментах.

-

Поддержка

инициативных

педагогов

в

создании

методических

разработок, проведении открытых занятий.

4. Обеспечение обратной связи и поддержки:

- Регулярное проведение консультаций, наставничества и супервизий для

повышения уверенности педагогов в своих силах.

-

Обсуждение

профессиональных

целей

и

планов

развития

с

каждым

педагогом.

5. Информирование о возможностях роста:

7

- Распространение информации о программах повышения квалификации,

конкурсах, грантах, стажировках и других возможностях профессионального

развития.

-

Создание

информационных

ресурсов

(порталов,

бюллетеней)

с

актуальной информацией.

6. Формирование позитивной корпоративной культуры:

-

Стимулирование

командной

работы,

обмена

опытом

и

поддержка

коллегиальности.

- Проведение мероприятий для укрепления мотивации и командного духа.

7. Использование современных методов мотивации:

-

Внедрение

геймификации

процесса

обучения

(игровых

элементов,

рейтинговых систем).

- Введение индивидуальных планов развития с конкретными целями и

сроками.

8. Создание условий для карьерного роста:

- Разработка четких карьерных траекторий внутри учреждения.

-

Предоставление

возможностей

для

повышения

квалификации

и

продвижения по службе.

Благодаря

этим

мерам

методическая

служба

способствует

формированию у педагогов внутренней мотивации к постоянному развитию,

повышению

профессиональной

компетентности

и

активному

участию

в

жизни образовательного учреждения и региона.

4) Недостаточная информированность о новинках в области дошкольного

образования.

Методическая

служба

решает

проблему

недостаточной

информированности

о

новинках

в

области

дошкольного

образования

посредством систематической работы

по

информационному обеспечению

педагогов

и

созданию

условий

для

постоянного

обмена

актуальной

информацией. Основные меры включают:

1. Создание и ведение информационных ресурсов:

-

Разработка

и

регулярное

обновление

специализированных

сайтов,

порталов, электронных бюллетеней и рассылок с актуальной информацией о

новинках, методиках, технологиях и нормативных документах.

-

Ведение

базы

данных

лучших

практик,

инновационных

проектов

и

материалов для педагогов.

8

2. Проведение регулярных информационных мероприятий:

- Организация вебинаров, онлайн - конференций, семинаров и круглых

столов

с

участием

экспертов

и

практиков

в

области

дошкольного

образования.

-

Проведение

тематических

дней,

презентаций

новых

технологий

и

методик.

3. Распространение методических рекомендаций и материалов:

-

Выпуск

методических

сборников,

журналов,

буклетов

с

описанием

новинок и рекомендациями по их внедрению.

-

Рассылка

электронных

писем

с

обзорами

новых

тенденций

и

практических советов.

4. Обеспечение взаимодействия с профессиональными сообществами:

-

Участие

в

региональных,

федеральных

конференциях,

форумах,

выставках по дошкольному образованию.

-

Создание

внутриучрежденческих

или

межучрежденческих

клубов

по

интересам для обмена опытом.

5. Обучающие программы и курсы повышения квалификации:

-

Внедрение

внутриучрежденческих

или

внешних

курсов

по

новым

технологиям и методикам.

-

Обеспечение

педагогов

актуальной информацией в

рамках

программ

повышения квалификации.

6. Использование современных информационных технологий:

-

Ведение

групп в

социальных

сетях,

мессенджерах для

оперативного

распространения новостей и обмена опытом.

-

Создание

видеороликов,

подкастов

и

онлайн-лекций

по

актуальным

темам.

7. Обратная связь и мониторинг потребностей педагогов:

- Проведение опросов, анкетирований для выявления интересующих тем и

областей обновлений.

-

Адаптация

информационной

работы

под

реальные

потребности

педагогического коллектива.

Благодаря

этим

мерам

методическая

служба

обеспечивает

своевременное

информирование

педагогов

о

новинках

в

области

9

дошкольного образования, способствует их профессиональному развитию и

внедрению инновационных подходов в практику работы с детьми.

5) Слабая коммуникация между руководством и педагогами.

Методическая

служба

решает

задачу

слабой

коммуникации

между

руководством

и

педагогами

посредством

внедрения

системных

мер,

направленных на улучшение информационного обмена, укрепление доверия

и создание условий для открытого диалога. Основные подходы включают:

1. Организация регулярных встреч и совещаний:

-

Проведение

плановых

и

внеплановых

собраний,

семинаров,

круглых

столов с участием руководства и педагогов для обсуждения актуальных

вопросов, обмена мнениями и предложениями.

- Создание площадок для открытого диалога, где педагоги могут высказать

свои идеи и озабоченности.

2. Внедрение системы обратной связи:

- Создание каналов для анонимных или открытых отзывов, предложений и

жалоб (например, ящиков обратной связи, онлайн-форм).

- Регулярное рассмотрение и реагирование на поступающие обращения.

3. Использование современных информационных технологий:

- Ведение корпоративных групп в мессенджерах, электронных рассылок,

порталов для оперативного информирования и обсуждения важных вопросов.

-

Внедрение

платформ

для

совместной

работы

(например,

облачные

сервисы), где можно делиться документами, планами и идеями.

4. Создание системы наставничества и консультирования:

- Назначение ответственных лиц или групп для поддержки педагогов в

вопросах организации работы и развития.

-

Проведение

индивидуальных

консультаций

с

руководством

по

профессиональным или организационным вопросам.

5. Обучающие мероприятия по развитию коммуникативных навыков:

-

Организация

тренингов

по

эффективной

коммуникации,

командной

работе и разрешению конфликтов для руководства и педагогов.

- Формирование культуры открытости и уважения в коллективе.

6. Разработка четких процедур взаимодействия:

10

- Введение регламентов по обмену информацией, срокам реагирования на

обращения педагогов.

- Обеспечение прозрачности процессов принятия решений.

7. Создание условий для участия педагогов в управлении:

-

Вовлечение

педагогов

в

работу

методических

советов,

комитетов

и

рабочих групп.

- Поощрение инициативности и совместного поиска решений.

Благодаря этим мерам методическая служба способствует укреплению

доверия

между

руководством

и

педагогами,

повышению

уровня

коммуникации,

что

положительно

влияет

на

атмосферу

в

коллективе,

качество работы и развитие профессиональных отношений.

Для организации эффективной работы методической службы в ДОО

необходимо разработать ряд нормативных документов:

1. Положение о методической службе — определяет цели, задачи, структуру,

порядок формирования и функционирования службы.

2. План работы методической службы — ежегодный или полугодовой план

мероприятий.

3. Положение о порядке аттестации педагогов — с учетом участия в работе

службы.

4. Инструкции по проведению методических мероприятий — семинаров,

мастер-классов, консультаций (см. приложение).

5. Регламент взаимодействия с педагогами и руководством.

Кто входит в состав методической службы?

В состав могут входить:

- заведующий (руководитель) ДОО;

- заместитель по воспитательной работе или по учебно-воспитательной

деятельности;

- старшие воспитатели или педагоги-методисты (при наличии);

- специалисты по развитию детей (логопеды, психологи);

- приглашённые эксперты или консультанты.

Алгоритм организации методической службы в ДОО

11

На заключительном этапе обязательная корректировка планов и методов

работы на основе анализа.

Анализ текущего состояния педагогической деятельности

• выявление потребностей, проблем и возможностей

Разработка нормативных документов

• положение, планы работы

Формирование состава службы

• подбор специалистов, распределение ролей

Планирование мероприятий

• семинары, тренинги, консультации

Организация взаимодействия с педагогами

• проведение консультаций, наставничество

Оценка эффективности работы

• мониторинг результатов, обратная связь

12

Организуя, таким образом, работу методической службы в ДОО можно

получить ряд значительных плюсов

Плюсы для педагогов:

- повышение профессиональной компетентности;

- обмен опытом с коллегами;

- доступ к современным методикам и технологиям;

- возможность профессионального роста.

Плюсы для руководителя:

- систематизация работы коллектива;

- повышение качества образовательного процесса;

- создание условий для инновационной деятельности.

Плюсы для родителей:

- уверенность в качестве образования их детей;

- прозрачность методов воспитания и обучения;

- участие в жизни учреждения через мероприятия.

Плюсы для воспитанников:

- более интересное и разнообразное обучение;

- развитие индивидуальных способностей;

- создание безопасной и стимулирующей среды.

Современные управленческие подходы к организации методической

службы позволяют не только повысить качество дошкольного образования,

но

и

создать

условия

для

постоянного

профессионального

развития

педагогов, укрепления командного духа и повышения доверия родителей.

Внедрение системной, инновационной модели работы методической службы

способствует формированию современного образовательного пространства,

ориентированного на развитие каждого ребенка.

13

Приложение

Инструкция по проведению методических мероприятий

(семинаров, мастер-классов, консультаций)

Шаг 1. Определение целей и темы мероприятия

- Анализ потребностей педагогического коллектива (опросы, отзывы,

анализ текущих проблем).

-

Формулировка

конкретных

целей:

повышение

профессиональных

компетенций, обмен опытом, внедрение новых технологий.

-

Выбор

актуальной

темы,

соответствующей

потребностям

и

современным тенденциям в области дошкольного образования.

Шаг 2. Планирование мероприятия

- Определение формата: семинар, мастер-класс или консультация.

-

Разработка

программы:

последовательность

выступлений,

практических заданий, времени на обсуждение.

- Назначение ответственных за подготовку и проведение (ведущий,

эксперты, ассистенты).

-

Подготовка

необходимых

материалов:

презентации,

раздаточные

материалы, оборудование.

Шаг 3. Подготовка материалов и ресурсов

-

Создание

презентационных

слайдов,

методических

пособий,

раздаточных материалов.

- Обеспечение технического оснащения: проектор, ноутбук, микрофон

и др.

- Проверка готовности помещения (комфортная обстановка, наличие

всех необходимых ресурсов).

Шаг 4. Информирование участников

- Рассылка приглашений с указанием даты, времени, места и темы

мероприятия.

-

Использование

электронных

платформ

(почта,

мессенджеры)

для

напоминаний.

- Обеспечение регистрации участников для учета и организации.

14

Шаг 5. Проведение мероприятия

- Начало с приветственного слова и краткого обзора программы.

- Ведение мероприятия согласно плану: презентации, демонстрации

практических приемов, групповые задания.

-

Обеспечение

активного участия

педагогов: вопросы, обсуждения,

практические упражнения.

- Контроль времени и динамики проведения.

Шаг 6. Оценка эффективности и обратная связь

-

Проведение

анкетирования

или

опроса

участников

для

оценки

полезности и качества мероприятия.

- Сбор предложений по улучшению будущих мероприятий.

- Анализ полученных данных для корректировки планов.

Шаг 7. Документирование и отчетность

- Составление отчета о проведенном мероприятии: участники, темы

обсуждений, результаты оценки.

- Архивирование материалов для дальнейшего использования.

Шаг 8. Последующие действия

-

Предоставление

участникам

дополнительных

материалов

или

рекомендаций по теме.

- Организация последующих консультаций или поддержки по вопросам

внедрения полученных знаний.

Эта инструкция поможет систематизировать подготовку и проведение

методических мероприятий высокого качества, обеспечить их эффективность

и полезность для педагогического коллектива.



В раздел образования