Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация работы методической службы в ДОО - современный управленческий подход"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава»
города Калуги
(МБДОУ № 94 г. Калуги)
Статья
«Организация работы методической службы в
ДОО – современный управленческий подход»
Подготовила: заведующий
Антонова Лада Григорьевна
г. Калуга
2025
2
Создание
эффективной
методической
службы
в
дошкольной
образовательной организации (ДОО) является важным условием повышения
качества образования и развития профессионального потенциала педагогов.
Современные
управленческие
подходы
предполагают
системный,
инновационный и
ориентированный на
результат
подход
к
организации
методической работы, что способствует решению актуальных проблем в
сфере дошкольного образования.
Зачем создавать методическую службу в ДОО?
Методическая
служба
выполняет
ключевую
роль
в
обеспечении
профессионального
развития
педагогов,
внедрении
современных
образовательных
технологий,
повышении
качества
образовательного
процесса и управлении инновациями. Она помогает:
- координировать работу педагогического коллектива;
- внедрять новые методики и программы;
- обеспечивать преемственность и системность в работе;
- анализировать результаты деятельности и корректировать планы;
- создавать условия для обмена опытом и профессионального роста.
Современное
дошкольное
образование
сталкивается
с
рядом
актуальных проблем и вызовов, которые требуют системных решений и
инновационных подходов.
Например:
6.
Недостаточный уровень квалификации педагогов.
В условиях быстрого развития педагогических технологий и новых
требований
к
образованию
возрастает
необходимость
постоянного
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов,
что
не
всегда
реализуется в полном объеме.
2. Дефицит индивидуального подхода.
Стандартизация
программ
и
методов
зачастую
мешает
учитывать
уникальные
особенности каждого
ребенка,
его
интересы,
способности и
потребности.
3. Проблемы инклюзивного образования.
Внедрение инклюзивных практик требует дополнительных ресурсов,
подготовки педагогов и специальных условий, что не всегда реализуется
полноценно.
4. Недостаточная интеграция современных технологий.
3
Использование
цифровых
технологий
в
дошкольном
образовании
находится на начальной стадии развития, что ограничивает возможности для
интерактивного
обучения
и
развития
цифровой
грамотности
у
воспитанников.
5. Проблемы взаимодействия с семьями.
Недостаточная вовлеченность родителей в образовательный процесс,
слабая
коммуникация
между
педагогами
и
семьями
могут
снижать
эффективность воспитания и обучения.
6. Социальные вызовы и безопасность.
Рост социальных проблем (например, стрессовые ситуации, семейные
кризисы)
влияет
на
психологическое
состояние
детей;
обеспечение
безопасной среды становится все более актуальным.
Эти
вызовы
требуют
системных
решений
на
уровне
управления
учреждением и профессионального развития педагогов, а также активного
вовлечения семей и общества в процессы воспитания и обучения детей.
Создание методической службы позволяет решать следующие задачи:
1)
Недостаточная
компетентность
педагогов
в
современных
образовательных технологиях.
Методическая
служба
играет
ключевую
роль
в
повышении
профессиональной
компетентности
педагогов,
особенно
в
области
современных образовательных технологий. Основные способы, которыми
она решает эту задачу:
1. Организация профессиональных мероприятий:
- Проведение семинаров, мастер-классов и тренингов по современным
образовательным
технологиям,
цифровым
инструментам
и
интерактивным методикам.
- Внедрение практических занятий, направленных на освоение новых
методов работы с детьми и использования технологий в образовательном
процессе.
2.
Создание и распространение методических материалов:
- Разработка и предоставление педагогам методических рекомендаций,
пособий, презентаций и видеоматериалов по актуальным технологиям.
- Обновление информационных ресурсов на внутреннем портале или
сайте учреждения.
3. Наставничество и индивидуальные консультации:
- Организация системы наставничества, когда более опытные педагоги
помогают коллегам освоить новые технологии.
4
-
Проведение
индивидуальных
консультаций
для
педагогов
по
внедрению современных методов в их работу.
4. Обучающие программы и курсы повышения квалификации:
- Внедрение внутриучрежденческих программ или содействие участию
педагогов
в
внешних
курсах
и
онлайн-обучениях
по
современным
образовательным технологиям.
- Создание условий для постоянного профессионального развития.
5. Проведение открытых мероприятий и демонстрационных занятий
-
Организация
демонстрационных
занятий
с
использованием
новых
технологий для
обмена
опытом и
мотивации
педагогов к
внедрению
инноваций.
6. Формирование сообщества практиков
-
Создание
внутри
учреждения
или
между
учреждениями
профессиональных сообществ для обмена опытом, обсуждения проблем и
совместного поиска решений.
7. Мониторинг и оценка эффективности внедрения технологий:
- Анализ результатов работы педагогов после обучения, обратная связь и
корректировка программ повышения квалификации.
8. Использование современных информационных технологий в работе
методической службы
- Ведение онлайн - консультаций, вебинаров, форумов для постоянного
взаимодействия с педагогами.
Таким образом, методическая служба систематически создает условия для
повышения
компетентности
педагогов
в
области
современных
образовательных технологий, способствует их профессиональному росту и
внедрению инновационных методов в практику дошкольного образования.
2)
Разрозненность
методов
работы
и
отсутствие
единой
системы
развития.
Методическая служба решает задачу разрозненности методов работы и
отсутствия единой системы развития через комплексные меры, направленные
на
создание
согласованной
и
системной
методической
базы.
Основные
подходы включают:
1. Разработка и внедрение единой методической концепции:
5
-
Создание
нормативных
документов,
программ
и
стандартов,
определяющих
основные
направления
развития
педагогической
деятельности.
-
Формирование
единого
подхода
к
организации
образовательного
процесса, воспитания и развития детей.
2. Создание системных методических рекомендаций и программ:
- Разработка типовых методических материалов, сценариев, планов работы,
которые могут использоваться всеми педагогами.
- Обеспечение единых критериев оценки эффективности работы.
3. Координация работы педагогов через методические объединения:
- Создание внутри учреждения или между учреждениями методических
советов, клубов и сообществ для обмена опытом и согласования методов.
-
Проведение
регулярных
заседаний,
семинаров
и
мастер-классов
для
выработки общих подходов.
4. Обеспечение профессионального взаимодействия и обмена опытом:
- Внедрение практик наставничества, совместных проектов и коллективных
мероприятий для формирования единого стиля работы.
-
Использование
информационных
платформ
для
обмена
лучшими
практиками.
5. Создание системы мониторинга и оценки деятельности:
-
Введение
единых
критериев
оценки
качества
работы
педагогов
и
образовательных программ.
-
Анализ
результатов
деятельности
с
целью
выявления
разногласий
и
поиска путей их устранения.
6. Обучение по единой программе повышения квалификации:
- Проведение курсов и тренингов по стандартам работы, единым методикам
и технологиям.
- Обеспечение педагогов необходимыми знаниями для реализации единой
системы развития.
7. Разработка локальных стандартов и регламентов:
- Введение локальных нормативных актов, регламентирующих порядок
организации работы в соответствии с общей концепцией.
8. Постоянное обновление и совершенствование системы:
6
-
Анализ
эффективности
внедренных
мер,
корректировка
программ
с
учетом новых вызовов и потребностей.
Благодаря
этим
мерам
методическая
служба
способствует
формированию единой системы развития профессиональной деятельности
педагогов, повышению качества дошкольного образования и обеспечению
согласованности методов работы в рамках учреждения или региона.
3) Низкая мотивация к профессиональному росту
Методическая
служба
решает
задачу
низкой
мотивации
к
профессиональному
росту
педагогов
посредством
комплексных
мероприятий, направленных на повышение интереса, поддержки и создания
условий
для
развития
профессиональных
компетенций.
Основные
меры
включают:
1. Создание системы профессионального развития и поддержки:
- Организация регулярных тренингов, семинаров, мастер-классов, которые
делают процесс обучения интересным и актуальным.
- Внедрение программ повышения квалификации с возможностью выбора
тем по интересам педагогов.
2. Внедрение системы поощрений и признания достижений:
-
Проведение
конкурсов,
награждений,
публичных
благодарностей
за
профессиональные успехи и инициативы.
-
Введение
стимулирующих мер:
сертификаты, грамоты,
материальные
поощрения.
3. Создание условий для самореализации и творчества:
- Предоставление педагогам возможности реализовать собственные идеи,
участвовать в инновационных проектах и экспериментах.
-
Поддержка
инициативных
педагогов
в
создании
методических
разработок, проведении открытых занятий.
4. Обеспечение обратной связи и поддержки:
- Регулярное проведение консультаций, наставничества и супервизий для
повышения уверенности педагогов в своих силах.
-
Обсуждение
профессиональных
целей
и
планов
развития
с
каждым
педагогом.
5. Информирование о возможностях роста:
7
- Распространение информации о программах повышения квалификации,
конкурсах, грантах, стажировках и других возможностях профессионального
развития.
-
Создание
информационных
ресурсов
(порталов,
бюллетеней)
с
актуальной информацией.
6. Формирование позитивной корпоративной культуры:
-
Стимулирование
командной
работы,
обмена
опытом
и
поддержка
коллегиальности.
- Проведение мероприятий для укрепления мотивации и командного духа.
7. Использование современных методов мотивации:
-
Внедрение
геймификации
процесса
обучения
(игровых
элементов,
рейтинговых систем).
- Введение индивидуальных планов развития с конкретными целями и
сроками.
8. Создание условий для карьерного роста:
- Разработка четких карьерных траекторий внутри учреждения.
-
Предоставление
возможностей
для
повышения
квалификации
и
продвижения по службе.
Благодаря
этим
мерам
методическая
служба
способствует
формированию у педагогов внутренней мотивации к постоянному развитию,
повышению
профессиональной
компетентности
и
активному
участию
в
жизни образовательного учреждения и региона.
4) Недостаточная информированность о новинках в области дошкольного
образования.
Методическая
служба
решает
проблему
недостаточной
информированности
о
новинках
в
области
дошкольного
образования
посредством систематической работы
по
информационному обеспечению
педагогов
и
созданию
условий
для
постоянного
обмена
актуальной
информацией. Основные меры включают:
1. Создание и ведение информационных ресурсов:
-
Разработка
и
регулярное
обновление
специализированных
сайтов,
порталов, электронных бюллетеней и рассылок с актуальной информацией о
новинках, методиках, технологиях и нормативных документах.
-
Ведение
базы
данных
лучших
практик,
инновационных
проектов
и
материалов для педагогов.
8
2. Проведение регулярных информационных мероприятий:
- Организация вебинаров, онлайн - конференций, семинаров и круглых
столов
с
участием
экспертов
и
практиков
в
области
дошкольного
образования.
-
Проведение
тематических
дней,
презентаций
новых
технологий
и
методик.
3. Распространение методических рекомендаций и материалов:
-
Выпуск
методических
сборников,
журналов,
буклетов
с
описанием
новинок и рекомендациями по их внедрению.
-
Рассылка
электронных
писем
с
обзорами
новых
тенденций
и
практических советов.
4. Обеспечение взаимодействия с профессиональными сообществами:
-
Участие
в
региональных,
федеральных
конференциях,
форумах,
выставках по дошкольному образованию.
-
Создание
внутриучрежденческих
или
межучрежденческих
клубов
по
интересам для обмена опытом.
5. Обучающие программы и курсы повышения квалификации:
-
Внедрение
внутриучрежденческих
или
внешних
курсов
по
новым
технологиям и методикам.
-
Обеспечение
педагогов
актуальной информацией в
рамках
программ
повышения квалификации.
6. Использование современных информационных технологий:
-
Ведение
групп в
социальных
сетях,
мессенджерах для
оперативного
распространения новостей и обмена опытом.
-
Создание
видеороликов,
подкастов
и
онлайн-лекций
по
актуальным
темам.
7. Обратная связь и мониторинг потребностей педагогов:
- Проведение опросов, анкетирований для выявления интересующих тем и
областей обновлений.
-
Адаптация
информационной
работы
под
реальные
потребности
педагогического коллектива.
Благодаря
этим
мерам
методическая
служба
обеспечивает
своевременное
информирование
педагогов
о
новинках
в
области
9
дошкольного образования, способствует их профессиональному развитию и
внедрению инновационных подходов в практику работы с детьми.
5) Слабая коммуникация между руководством и педагогами.
Методическая
служба
решает
задачу
слабой
коммуникации
между
руководством
и
педагогами
посредством
внедрения
системных
мер,
направленных на улучшение информационного обмена, укрепление доверия
и создание условий для открытого диалога. Основные подходы включают:
1. Организация регулярных встреч и совещаний:
-
Проведение
плановых
и
внеплановых
собраний,
семинаров,
круглых
столов с участием руководства и педагогов для обсуждения актуальных
вопросов, обмена мнениями и предложениями.
- Создание площадок для открытого диалога, где педагоги могут высказать
свои идеи и озабоченности.
2. Внедрение системы обратной связи:
- Создание каналов для анонимных или открытых отзывов, предложений и
жалоб (например, ящиков обратной связи, онлайн-форм).
- Регулярное рассмотрение и реагирование на поступающие обращения.
3. Использование современных информационных технологий:
- Ведение корпоративных групп в мессенджерах, электронных рассылок,
порталов для оперативного информирования и обсуждения важных вопросов.
-
Внедрение
платформ
для
совместной
работы
(например,
облачные
сервисы), где можно делиться документами, планами и идеями.
4. Создание системы наставничества и консультирования:
- Назначение ответственных лиц или групп для поддержки педагогов в
вопросах организации работы и развития.
-
Проведение
индивидуальных
консультаций
с
руководством
по
профессиональным или организационным вопросам.
5. Обучающие мероприятия по развитию коммуникативных навыков:
-
Организация
тренингов
по
эффективной
коммуникации,
командной
работе и разрешению конфликтов для руководства и педагогов.
- Формирование культуры открытости и уважения в коллективе.
6. Разработка четких процедур взаимодействия:
10
- Введение регламентов по обмену информацией, срокам реагирования на
обращения педагогов.
- Обеспечение прозрачности процессов принятия решений.
7. Создание условий для участия педагогов в управлении:
-
Вовлечение
педагогов
в
работу
методических
советов,
комитетов
и
рабочих групп.
- Поощрение инициативности и совместного поиска решений.
Благодаря этим мерам методическая служба способствует укреплению
доверия
между
руководством
и
педагогами,
повышению
уровня
коммуникации,
что
положительно
влияет
на
атмосферу
в
коллективе,
качество работы и развитие профессиональных отношений.
Для организации эффективной работы методической службы в ДОО
необходимо разработать ряд нормативных документов:
1. Положение о методической службе — определяет цели, задачи, структуру,
порядок формирования и функционирования службы.
2. План работы методической службы — ежегодный или полугодовой план
мероприятий.
3. Положение о порядке аттестации педагогов — с учетом участия в работе
службы.
4. Инструкции по проведению методических мероприятий — семинаров,
мастер-классов, консультаций (см. приложение).
5. Регламент взаимодействия с педагогами и руководством.
Кто входит в состав методической службы?
В состав могут входить:
- заведующий (руководитель) ДОО;
- заместитель по воспитательной работе или по учебно-воспитательной
деятельности;
- старшие воспитатели или педагоги-методисты (при наличии);
- специалисты по развитию детей (логопеды, психологи);
- приглашённые эксперты или консультанты.
Алгоритм организации методической службы в ДОО
11
На заключительном этапе обязательная корректировка планов и методов
работы на основе анализа.
Анализ текущего состояния педагогической деятельности
• выявление потребностей, проблем и возможностей
Разработка нормативных документов
• положение, планы работы
Формирование состава службы
• подбор специалистов, распределение ролей
Планирование мероприятий
• семинары, тренинги, консультации
Организация взаимодействия с педагогами
• проведение консультаций, наставничество
Оценка эффективности работы
• мониторинг результатов, обратная связь
12
Организуя, таким образом, работу методической службы в ДОО можно
получить ряд значительных плюсов
Плюсы для педагогов:
- повышение профессиональной компетентности;
- обмен опытом с коллегами;
- доступ к современным методикам и технологиям;
- возможность профессионального роста.
Плюсы для руководителя:
- систематизация работы коллектива;
- повышение качества образовательного процесса;
- создание условий для инновационной деятельности.
Плюсы для родителей:
- уверенность в качестве образования их детей;
- прозрачность методов воспитания и обучения;
- участие в жизни учреждения через мероприятия.
Плюсы для воспитанников:
- более интересное и разнообразное обучение;
- развитие индивидуальных способностей;
- создание безопасной и стимулирующей среды.
Современные управленческие подходы к организации методической
службы позволяют не только повысить качество дошкольного образования,
но
и
создать
условия
для
постоянного
профессионального
развития
педагогов, укрепления командного духа и повышения доверия родителей.
Внедрение системной, инновационной модели работы методической службы
способствует формированию современного образовательного пространства,
ориентированного на развитие каждого ребенка.
13
Приложение
Инструкция по проведению методических мероприятий
(семинаров, мастер-классов, консультаций)
Шаг 1. Определение целей и темы мероприятия
- Анализ потребностей педагогического коллектива (опросы, отзывы,
анализ текущих проблем).
-
Формулировка
конкретных
целей:
повышение
профессиональных
компетенций, обмен опытом, внедрение новых технологий.
-
Выбор
актуальной
темы,
соответствующей
потребностям
и
современным тенденциям в области дошкольного образования.
Шаг 2. Планирование мероприятия
- Определение формата: семинар, мастер-класс или консультация.
-
Разработка
программы:
последовательность
выступлений,
практических заданий, времени на обсуждение.
- Назначение ответственных за подготовку и проведение (ведущий,
эксперты, ассистенты).
-
Подготовка
необходимых
материалов:
презентации,
раздаточные
материалы, оборудование.
Шаг 3. Подготовка материалов и ресурсов
-
Создание
презентационных
слайдов,
методических
пособий,
раздаточных материалов.
- Обеспечение технического оснащения: проектор, ноутбук, микрофон
и др.
- Проверка готовности помещения (комфортная обстановка, наличие
всех необходимых ресурсов).
Шаг 4. Информирование участников
- Рассылка приглашений с указанием даты, времени, места и темы
мероприятия.
-
Использование
электронных
платформ
(почта,
мессенджеры)
для
напоминаний.
- Обеспечение регистрации участников для учета и организации.
14
Шаг 5. Проведение мероприятия
- Начало с приветственного слова и краткого обзора программы.
- Ведение мероприятия согласно плану: презентации, демонстрации
практических приемов, групповые задания.
-
Обеспечение
активного участия
педагогов: вопросы, обсуждения,
практические упражнения.
- Контроль времени и динамики проведения.
Шаг 6. Оценка эффективности и обратная связь
-
Проведение
анкетирования
или
опроса
участников
для
оценки
полезности и качества мероприятия.
- Сбор предложений по улучшению будущих мероприятий.
- Анализ полученных данных для корректировки планов.
Шаг 7. Документирование и отчетность
- Составление отчета о проведенном мероприятии: участники, темы
обсуждений, результаты оценки.
- Архивирование материалов для дальнейшего использования.
Шаг 8. Последующие действия
-
Предоставление
участникам
дополнительных
материалов
или
рекомендаций по теме.
- Организация последующих консультаций или поддержки по вопросам
внедрения полученных знаний.
Эта инструкция поможет систематизировать подготовку и проведение
методических мероприятий высокого качества, обеспечить их эффективность
и полезность для педагогического коллектива.