Напоминание

"Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"


Автор: Степанова Виолетта Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»

Аннотация: в статье представлено, роль пальчиковых игр в развитии

детей раннего возраста.

Ключевые слова: пальчиковые игры, моторика рук, упражнения,

движения рук.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом

должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям

сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат

карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться

необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных

способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж

кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки,

всевозможные конструкторы), аппликация (как отрывная, так и при помощи

ножниц), оригами, лепка, рисование,

собирание разрезных картинок,

застегивание и расстегивание пуговиц и т.д. Но самое интересное и

доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых

– это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть

настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,

инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики рук у дошкольников.

Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является

важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим

улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые истории! Активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и

кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность

движений. Помогают в игре формировать элементарные математические

представления. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его

распределять.

Развивают

память,

ведь

в

пальчиковых

играх

нужно

запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений,

да и просто стихи.

Развивают эмоциональность, формируют добрые

взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. [5]

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для

взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют в

работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое

время,

как

в

режимных

моментах,

так

и

при

непосредственной

образовательной

деятельности.

Но

взрослым

не

следует

забывать

некоторые правила:

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально

выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая

отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять

движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на

пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев

лица. Пальчиковая

гимнастика

для

детей

занятие

не

только

увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего

и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием

пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки»,

«Сорока-ворона»

являются

классическими

примерами

народных

пальчиковых игр для самых маленьких.

Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов

окружающего мира с помощью рук, стимулируют работу речевых центров и

участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая

новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность

осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах

детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой

младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей

третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является

предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование

предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и

отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и

совершенствование функций руки как главного инструмента познания —

цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.[6]

По мере взросления ребёнка пальчиковые упражнения начнут нести более

сложные сопутствующие функции: массажную, расслабляющую, подготовки

к письму. Но на ранних этапах важно научить малыша играть, используя

свои пальчики и ладошки, заинтересовать его этим видом деятельности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и

радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства

в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой

игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика,

состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна

и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как

имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их

действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки

бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит». Также популярны игры-

манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют

специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с

полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с

небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание

и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например,

песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку

необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на

текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики

пошли гулять».[3]

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание

небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью

пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут, как

следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол

театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к

овладению искусством драматизации.[1]

Наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки,

которые надеваются как напёрстки

Грецкие орехи и каштаны — очень удобный и оригинальный материал для

пальчиковых игр

Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к

основе при помощи шнурков

Пальчиковые игры с самыми маленькими дошкольниками имеют небольшую

продолжительность, от 3 до 5 минут. [2]

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».[6]

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём

романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького

ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это

для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и

холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах

окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с

ощущениями, которые получает, от своих рук…»

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,

творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих

рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить

произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит. И именно поэтому словесная речь ребёнка

начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития

речи. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился с раннего

возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно

отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для

рук укрепят мышцы, повысится их координация, сила и гибкость, легче

будут даваться мелкие и точные движения.

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I.группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не

требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключатся с одного движения на другое.

II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

III. группа. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и

делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока,

сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя

семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики

пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти

упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.

Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной

образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай»,

«Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак –

ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные

рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения –

разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к

центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки»,

«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с

другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в

кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза»,

«Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает

внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.[4]

Таким образом, пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как

наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук,

но и речи.



В раздел образования