Автор: Степанова Виолетта Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»
Аннотация: в статье представлено, роль пальчиковых игр в развитии
детей раннего возраста.
Ключевые слова: пальчиковые игры, моторика рук, упражнения,
движения рук.
Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом
должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям
сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат
карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться
необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных
способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж
кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки,
всевозможные конструкторы), аппликация (как отрывная, так и при помощи
ножниц), оригами, лепка, рисование,
собирание разрезных картинок,
застегивание и расстегивание пуговиц и т.д. Но самое интересное и
доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых
– это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть
настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,
инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой
моторики рук у дошкольников.
Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является
важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим
улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые истории! Активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и
кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Помогают в игре формировать элементарные математические
представления. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его
распределять.
Развивают
память,
ведь
в
пальчиковых
играх
нужно
запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений,
да и просто стихи.
Развивают эмоциональность, формируют добрые
взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. [5]
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для
взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют в
работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое
время,
как
в
режимных
моментах,
так
и
при
непосредственной
образовательной
деятельности.
Но
взрослым
не
следует
забывать
некоторые правила:
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально
выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая
отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять
движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на
пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев
лица. Пальчиковая
гимнастика
для
детей
—
занятие
не
только
увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего
и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием
пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки»,
«Сорока-ворона»
являются
классическими
примерами
народных
пальчиковых игр для самых маленьких.
Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов
окружающего мира с помощью рук, стимулируют работу речевых центров и
участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая
новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность
осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах
детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой
младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей
третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является
предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование
предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и
отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и
совершенствование функций руки как главного инструмента познания —
цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.[6]
По мере взросления ребёнка пальчиковые упражнения начнут нести более
сложные сопутствующие функции: массажную, расслабляющую, подготовки
к письму. Но на ранних этапах важно научить малыша играть, используя
свои пальчики и ладошки, заинтересовать его этим видом деятельности.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и
радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства
в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой
игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика,
состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна
и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как
имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их
действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки
бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит». Также популярны игры-
манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют
специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с
полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с
небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание
и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например,
песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку
необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на
текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики
пошли гулять».[3]
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание
небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью
пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут, как
следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол
театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к
овладению искусством драматизации.[1]
Наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки,
которые надеваются как напёрстки
Грецкие орехи и каштаны — очень удобный и оригинальный материал для
пальчиковых игр
Шнуровка — разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к
основе при помощи шнурков
Пальчиковые игры с самыми маленькими дошкольниками имеют небольшую
продолжительность, от 3 до 5 минут. [2]
Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».[6]
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём
романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького
ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это
для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и
холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах
окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с
ощущениями, которые получает, от своих рук…»
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,
творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить
произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся
кисть, тем лучше ребёнок говорит. И именно поэтому словесная речь ребёнка
начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития
речи. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился с раннего
возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.
Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно
отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для
рук укрепят мышцы, повысится их координация, сила и гибкость, легче
будут даваться мелкие и точные движения.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I.группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не
требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и
делятся на следующие виды:
Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока,
сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя
семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики
пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти
упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной
образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай»,
«Распускается цветок», «Грабли» и др.
Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак –
ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные
рисунки», «Колечко» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения –
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки»,
«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с
другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в
кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза»,
«Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.
Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает
внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.[4]
Таким образом, пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как
наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук,
но и речи.