Автор: Лилия Николаевна Кокорина
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МКОУ "Бачатская оши"
Населённый пункт: п. Старобачаты Беловского МО Кемеровской области
Наименование материала: Материал для педагогического совета
Тема: "Патриотическое воспитание как средство формирования гражданской позиции обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: среднее образование
Педсовет
«Патриотическое воспитание как средство формирования гражданской позиции
обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Родина
Её не выбирают, как и мать.
Её приобретают вместе с жизнью.
Нельзя её забыть и потерять,
Врастает в сердце навсегда, отчизна.
Какой бы ни была её судьба,
Я из её руки не выну руку.
И как ни тяжела её борьба,
Нам вместе принимать и боль, и муку.
А на холмах, среди седых берёз,
Прося у Бога милости и хлеба,
Не видя, что в дверях стоит Христос,
Кресты церквей Россия тянет в небо.
Быть может звоном всех колоколов,
Очистив душу от неверья скверны,
В своей фате заплаканных веков,
Проснётся Русь, как спящая царевна.
Т.Хлопкова
Как сказал Бернард Шоу «Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех
остальных оттого, что вы здесь родились».
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом
любого государства.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать
сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к
закону.
Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного,
политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и
безопасности.
Но к сожалению в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество,
верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и
произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У
подростков проявляется равнодушие к своей Родине, негатив по отношению к согражданам,
проживающим в других регионах нашей страны, а последнее события в связанные с военной
операцией показали нам как остро необходим нам патриотизм.
Поэтому, одной из главных задач нашей страны является воспитание патриотов России, граждан
правового
демократического
государства,
обладающих
чувством
национальной
гордости,
гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
В этих
условиях
очевидна
неотложность
решения
проблем
воспитания
патриотизма,
как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого школьного коллектива.
Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе
осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных учреждениях и наличие у
ребенка
умственной
отсталости
не
может
изменить
общей
идейной
направленности
воспитательной работы с ним. Она остается такой же , что и для массовой школы. Однако
особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой
воспитательных задач.
т.к. процесс
воспитания осложняется рядом психофизиологических
особенностей: безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений,
внушаемость, низкая мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.
Проблемный ребенок с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и
общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому,
родине с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга,
ответственность и другие.
И сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной школе состоит в
том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.
Нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных
задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении. Высшие чувства у
ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа.
Определение наиболее эффективных методов совершенствования работы по патриотическому
воспитанию, обмен опытом работы будет целью сегодняшнего педсовета
Для начала я предлагаю нам обсудить кого мы можем назвать патриотом и как должно
осуществляется патриотическое воспитание в школе.
Согласно толковым словарям
ПАТРИОТ- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или
отчизник. (толковый словарь Даля)
ПАТРИОТ - (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое
отечество,
готовый
на
жертвы
и
совершающий
подвиги
во
имя
интересов
своей
родины. (толковый словарь Ушакова)
Давая определение необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-
разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий —
через религиозную веру, а кто-то только через службу в армии. Наверное, сколько людей —
столько путей. Трудно, но педагог должен находить патриотическую тропиночку к каждому
сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство
— это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между
культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем
культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма.
По мнению советского психолога Льва Семеновича Выгодского, патриотизм включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости
(защита Отечества);
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и
традициям;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении
посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическое
воспитание
юных
граждан
России
-
это
воспитание
юных
Россиян
идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к
историко- культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная
«корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности: семья, народ, родной край,
Отчизна.
Я
Моя семья
Моя школа
Мой край
Моя Отчизна
Система работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе включает в себя:
- урочную деятельность ; -дополнительное образование; -классные часы , внеклассные
мероприятия; -работу музея, библиотеки; -экскурсии, походы; -взаимодействие с социумом.
Патриотическое воспитание в процессе обучения реализуется через общеобразовательные
предметы.
Большой потенциал патриотического воспитания содержат предметы гуманитарного цикла.
Уроки письма и чтения
Уроки истории
Уроки географии
Уроки музыки
Уроки рисования
Воспитание патриотизма в системе Дополнительного образования
Для формирования патриотизма в современном мире, самые благоприятные условия имеются
в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности
ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия
для деятельности и проявления активности. Все эти факторы и способствуют формированию
патриотического воспитания.
ТО художественной и спортивно-оздоровительной направленности
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Уроки нравственности и патриотизма
Добрые дела моего класса
Патриотическое воспитание учащихся через работу музея
Школьный музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного
воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Основной целью является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной
культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому
прошлому.
Основные формы организации деятельности музея
Сбор информации для музейных экспозиций
Поисково-исследовательская работа
Выставка, презентация экспозиций
Организация работы через школьную библиотеку
Патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки позволяет формировать у
школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном,
духовном и культурном наследии, приобщать детей и подростков к чтению лучших произведений
фольклора и литературы, привлекать в библиотеку новых читателей, а значит успешно
формировать патриотическое сознание подрастающего поколения
Основные формы работы Выставки, презентации, конкурсы и викторины
Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий, походов:
экскурсия является одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и
учебной и воспитательной
работы, имеющей целью расширение и углубление знаний
подрастающего поколения»
- экскурсии–уроки.
Пешеходные и автобусные экскурсии по окрестностям.
Интерактивные экскурсии.
Экскурсионные туры по родному краю
Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней:
- акции;
- выставки;
- конкурсы;
- экскурсии;
-месячники;
-общешкольные мероприятия;
- работа с тружениками тыла, ветеранами боевых действий.
Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов, внеклассных
мероприятий:
-изучение государственной символики России;
-уроки мужества;
- встречи с ветеранами ВОВ;
-беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы;
-классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери
- трудовые акции.
Воспитание патриотизма во взаимодействии с социумом
Для решения задач патриотического воспитания
в рамках взаимодействия
с социумом
организуются следующие мероприятия:
-проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, 9 мая;
-акции помощи (шефство над ветеранами и пожилыми людьми);
-участие в акциях «Вахта памяти», «Открытка ветерану», «В гостях у ветерана», «Георгиевская
ленточка»;
-уход за памятником Воинской Славы .
В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями задача школы состоит в том, чтобы,
организуя опыт патриотического поведения, формировать у них соответствующие убеждения и
чувства. Все основные виды деятельности школьника: учеба, труд, общественная работа, спорт,
игра – могут решать эту задачу. В каждом из этих видов деятельности учащийся может совершать
патриотические поступки и дела благодаря чему могут формироваться устойчивые мотивы
патриотического поведения.
Система патриотической работы в школе-интернате включает в себя комплекс мероприятий по
формированию патриотических чувств и сознания обучающихся.
Основные направления патриотического воспитания в школе- интернате.
•
Нравственно-эстетическое:
осознание
воспитанниками
в
процессе
гражданско-
патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых
процессов и явлений реальной жизни.
• Эколого-краеведческое: формирование экологической культуры, изучение воспитанниками
исторического прошлого и традиционной культуры своего народа.
• Гражданско –патриотическое. формирование правовой культуры и законопослушности,
гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению
конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
• Волонтерство: активизация духовно- нравственной и культурно- исторической преемственности
поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и
сострадания, проявление заботы.
• Здоровьесбережение: Профилактика заболеваний, правонарушений, развитие морально-волевых
качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности
к защите Родины.
Используемые
формы,
методы
и
средства
патриотического
воспитания
детей
с
интеллектуальными нарушениями, вряд ли можно отнести к разряду специфических. Скорее
всего,
можно
говорить
об
использовании
сочетаний
традиционных
и
нетрадиционных педагогических методов и форм организации педагогического взаимодействия
для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития
воспитанников.
В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно
выделить
необходимость
применения
различных
педагогических
технологий
(игровых,
информационно-коммуникативных технологий, проблемного обучения, проектной деятельности,
технологии групповой деятельности; личностно-ориентированного обучения и воспитания;
обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом
процессе.
Для более успешной организации -патриотического воспитания необходимо: использование
наглядных средств, живых примеров, художественных образов, инсценировок, ролевых игр ,
чтение художественных произведений, прослушивание музыки. Привить любовь к Родине детям с
интеллектуальными нарушениями возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры,
путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это события. Пути достижения
поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических
особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм
и
методов
организации
познавательной
деятельности
учащихся. Основными
принципами
патриотического воспитания в школе - интернате являются: системность, гибкость, комплексный
подход, коллективное воспитание, консолидация действий, учет индивидуальных особенностей
воспитанников. Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии,
если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный
опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных
упражнений.
Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задача школы по патриотическому воспитанию
Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,человеку труда и
старшему поколению.
Формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде .
Что делается в нашем учреждении для реализации
данных задач государства по
патриотическому воспитанию?
Прежде всего, это реализация программы воспитания в которой по данному направлению работы
отведен специальный раздел регионального модуля «Я Кузбассовец!» предлагающий проведение
мероприятий.
Часть которых , традиционно проводились в школе , другая их часть являются нововведением
Основные формы инновационной работы:
линейка поднятия флага РФ;
исполнение гимна РФ и Кузбасса;
классные часы «Разговоры о важном»;
организация тематических классных часов,внеклассных мероприятий в соответствии с
памятными датами и событиями страны;
участие в патриотических мероприятиях муниципалитета, региона, федерации;
занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Уроки нравственности и
патриотизма»;
деятельность отряда «Юнармейцы»;
участие в мероприятиях патриотической направленности 23 февраля, 9 мая;
создание школьного музея
Традиционные мероприятия
волонтерское движение : оказание помощи труженикам тыла, престарелым, уход за
памятником Воинской славы, акции по уборке территории Храма Сефима Саровского;
организация школьных конкурсов, стихов и рисунков;
просмотр видеофильмов патриотической направленности;
проведение общешкольных мероприятий;
участие в творческих конкурсах различного уровня;
оформление информационных стендов;
приглашение участников боевых действий для встречи со старшеклассниками;
встреча с членами отряда «Боевое братство».
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных
традиций. За
последние
годы
определился
круг
мероприятий,
который
стал
«визитной
карточкой» школы: «День знаний», «День учителя», Новогодние ёлки, «День защитников
Отечества», «8 марта» «День Матери», «День Победы», литературно-музыкальные композиции,
смотры строя и песни и завершают учебный год, торжественная линейка «Последний звонок»,
« Праздник чести»
Педагог играет огромную роль в воспитании патриотизма. Успешность и результативность
патриотического воспитания учащихся с нарушением интеллекта, во многом зависит от
профессиональной компетентности педагога в области гражданско-патриотического воспитания,
«Невозможно быть учителем и воспитателем не раскрывая перед воспитанниками своего
«символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного
опыта. От его личностных качеств и от того, как он организует воспитательную работу, зависит
поймут ли, учащиеся значение слова, усвоят ли его, будут ли им руководствоваться в своей жизни,
направят ли свою деятельность на служение во благо родине, станут ли действительно патриотами
Отечества.
Выступление педагогов с опытом работы по патриотическому воспитанию
Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к
Родине, народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в
нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено
только в том случае, если мы, педагоги, в школах будем организовывать воспитательный процесс
систематизировано и работать целенаправленно.