Автор: Лукинова Татьяна Федоровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Красноярский краевой Дворец пионеров
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: педагогическая практика "Эминолька, будь здоров!"
Раздел: дополнительное образование
«Эминолька, будь здоров!»
Автор статьи: Лукинова Татьяна Фёдоровна — руководитель программы
«Эминолька, будь здоров!», педагог-организатор, почетный работник общего
образования РФ.
В период с 2 по 12 июня 2025 года команда педагогов Красноярского краевого Дворца
пионеров совместными усилиями разработала и реализовала уникальную образовательную
программу, направленную на формирование у детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста осознанного отношения к своему здоровью. Разработка и внедрение
этой программы стали ответом на приоритетные задачи государства в области
образования. Одним из важнейших результатов работы учреждения безусловно является
сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
В статье мы хотим рассказать о практике «Эминолька, будь здоров!». Нам вместе
предстояло разобраться в вопросах: «Здоровый человек - какой он?», Как понять фразы:
«Я то - что ем», «Движение – это жизнь», «В здоровом теле - здоровый дух», «Вода -
источник жизни», «Мое эмоциональное здоровье».
Перед педагогами стояла цель - создать такую образовательную среду, которая не только
бы формировала знания о здоровье, но и помогала детям развивать эмоциональный
интеллект, навыки саморегуляции и ответственности за собственное здоровье. Ведь в
основе программы лежит идея о том, что здоровье — это не только физическая активность
или правильное питание, а целая система ценностей и умений.
Почему Эминолька?
Эминолька — символ эмоционального интеллекта. Он помогает детям понять свои
чувства, научиться управлять ими и строить позитивные отношения. С одной стороны,
Эминолька — помощник и носитель знаний о саморегуляции. С другой — он сам по сути
ребёнок младшего школьного возраста: способен испытывать те же эмоции и ситуации,
что и его сверстники. Отличие лишь в том, что он умеет размышлять, находить источники
знаний и применять их для решения важных задач. Он всегда готов помочь ребятам понять
себя и других, успешно взаимодействовать в коллективе и добиваться поставленных
целей.
Ключевые компоненты программы
Необходимо отметить, что каждый день ребята проживали новое тематическое
содержание, через погружение в практическую деятельность. Такой подход по мнению
педагогов способствовал становлению целостного понимания здорового образа жизни
через интеграцию эмоционального, физического, социального и духовно-нравственного
развития.
Рассмотрим организацию образовательной деятельности на примере одной
программной темы «Вода – источник жизни»
Утренняя установка
Каждый день начинался с общего сбора всех обучающихся и проведения утренней
рефлексии с использованием инструмента «Светофор», где дети делились своим
настроением. Затем обсуждение с «Эминолькой», а фактически – с педагогом, ведущим
установочное мероприятие, значимых вопросов в игровой форме: «Сколько воды в
организме человека? Какова ее роль? Далее ребята расходились по группам на занятия.
Знакомство ребят с темой продолжалось через практическую деятельность в мастерских.
Работа мастерских:
Мастерская Эмоций — через моделирование ситуации взаимодействия с разной
водой дети учились выражать эмоции, называть и объяснять причины их
появления;
Мастерская Движение — демонстрировали разные состояния воды через телесные
упражнения;
Мастерская Опыты — проводили эксперименты по очистке воды и объясняли
способы практического применения;
Мастерская Керамика — лепили посуду для воды из глины, обсуждали значение
воды в процессе лепки;
Мастерская Рисунок — создавали художественные работы на тему водной стихии,
вдохновляясь работами художников: И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, П.
Сезанна.
Каждая мастерская способствовала развитию не только познавательных навыков, но и
эмоциональной сферы детей.
Постоянная рефлексия в конце каждого дня закрепляла полученные знания и помогала
осмыслению опыта и укреплению ценностного отношения к своему здоровью.
Благодаря такому подходу за 9 дней программа охватила основные области
культуры
здоровья:
физическую
активность,
психическое
благополучие,
духовно-
нравственное
развитие
и
социальные
навыки.
Кроме
того,
детям
предлагались
коллективные задания, выполнение которых не только развивало навыки взаимодействия,
но и вызывало яркие эмоции.
Например, создание коллажа «Образ здорового человека» помогло детям получить опыт
работы в команде: слушать друг друга, договариваться и делегировать обязанности.
Социально-эмоциональные мероприятия
В рамках программы мы организовали ряд значимых мероприятий:
Экскурсия в музей-усадьбу В.И. Сурикова (дети познакомились с биографией
художника, культурой и бытом сибиряков XIX
в. Играли в народные игры,
посетили мастер-класс по росписи камней;
Не менее ярким событием стала встреча с известной Красноярской спортсменкой,
мастером спорта по плаванию, бронзовым призером чемпионата России, создателем
Школы плавания Скольжение Галиной Шиповаловой. Встреча прошла в игровой
форме. Ребята впервые увидели одновременно более 100 медалей высокого
достоинства;
Еще одним необычным днем стал день под названием Мальчишник/Девичник. Для
проведения
просветительского
разговора
нестандартного
формата
были
приглашены специалисты Красноярского Центра общественного здоровья и
медицинской профилактики. В игровой форме беседы проходили с мальчиками и
девочками отдельно в разных аудиториях.
Итоговое мероприятие — «Марафон здоровья, Ярмарка достижений» — позволило
детям демонстрировать свои успехи, обмениваться опытом и закреплять ценности
здорового образа жизни в концертной программе.
Эти мероприятия расширяли кругозор детей и укрепляли их мотивацию к ведению
здорового образа жизни.
Дневник здоровья как мотивационный инструмент
Особое место в программе занял личный дневник здоровья. Этот инструмент стал
мощным мотиватором для детей: за каждое достижение они получали условные баллы —
Витаминки.
Эти
баллы
фиксировались
независимо
от
характера
успеха
и
конвертировались в игровые монеты для покупок на финальной Ярмарке. Такой подход
стимулировал активность, ответственность за собственное здоровье и формировал
привычку вести дневник. В результате дети не только лучше усваивали знания о здоровье,
но и развивали навыки саморегуляции.
Работа с родителями
Вовлечение родителей в образовательный процесс через сопровождение занятий,
подготовку ресурсов и участие в культурных мероприятиях укрепляло семейную
поддержку формирования здоровых привычек.
Итоги реализации программы
Таким образом, программа использовала комплексный подход: сочетание игровых
методов, эмоциональной поддержки, практических занятий и семейного участия,
способствовала формированию у детей осознанного ценностного отношения к своему
здоровью. Это достигалось через развитие эмоциональной сферы, мотивацию к активному
образу жизни и создание условий для формирования устойчивых привычек здоровья на
основе личностных ценностей.
Педагоги дополнительного образования участвующие в реализации программы:
Елисеева Анна Анатольевна — Мастерская Рисунок
Гольцер-Мущенко Елена Федоровна — Мастерская Керамика
Литвинцева Нина Васильевна — Мастерская Опыты
Лукинова Татьяна Федоровна – Мастерская Эмоции
Скоробогатова Екатерина Викторовна — Мастерская Движение
Чередник Александра Юрьевна — педагог-организатор
Отзывы родителей