Напоминание

педагогическая практика "Эминолька, будь здоров!"


Автор: Лукинова Татьяна Федоровна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Красноярский краевой Дворец пионеров
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: педагогическая практика "Эминолька, будь здоров!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Эминолька, будь здоров!»

Автор статьи: Лукинова Татьяна Фёдоровна — руководитель программы

«Эминолька, будь здоров!», педагог-организатор, почетный работник общего

образования РФ.

В период с 2 по 12 июня 2025 года команда педагогов Красноярского краевого Дворца

пионеров совместными усилиями разработала и реализовала уникальную образовательную

программу, направленную на формирование у детей старшего дошкольного и младшего

школьного возраста осознанного отношения к своему здоровью. Разработка и внедрение

этой программы стали ответом на приоритетные задачи государства в области

образования. Одним из важнейших результатов работы учреждения безусловно является

сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

В статье мы хотим рассказать о практике «Эминолька, будь здоров!». Нам вместе

предстояло разобраться в вопросах: «Здоровый человек - какой он?», Как понять фразы:

«Я то - что ем», «Движение – это жизнь», «В здоровом теле - здоровый дух», «Вода -

источник жизни», «Мое эмоциональное здоровье».

Перед педагогами стояла цель - создать такую образовательную среду, которая не только

бы формировала знания о здоровье, но и помогала детям развивать эмоциональный

интеллект, навыки саморегуляции и ответственности за собственное здоровье. Ведь в

основе программы лежит идея о том, что здоровье — это не только физическая активность

или правильное питание, а целая система ценностей и умений.

Почему Эминолька?

Эминолька — символ эмоционального интеллекта. Он помогает детям понять свои

чувства, научиться управлять ими и строить позитивные отношения. С одной стороны,

Эминолька — помощник и носитель знаний о саморегуляции. С другой — он сам по сути

ребёнок младшего школьного возраста: способен испытывать те же эмоции и ситуации,

что и его сверстники. Отличие лишь в том, что он умеет размышлять, находить источники

знаний и применять их для решения важных задач. Он всегда готов помочь ребятам понять

себя и других, успешно взаимодействовать в коллективе и добиваться поставленных

целей.

Ключевые компоненты программы

Необходимо отметить, что каждый день ребята проживали новое тематическое

содержание, через погружение в практическую деятельность. Такой подход по мнению

педагогов способствовал становлению целостного понимания здорового образа жизни

через интеграцию эмоционального, физического, социального и духовно-нравственного

развития.

Рассмотрим организацию образовательной деятельности на примере одной

программной темы «Вода – источник жизни»

Утренняя установка

Каждый день начинался с общего сбора всех обучающихся и проведения утренней

рефлексии с использованием инструмента «Светофор», где дети делились своим

настроением. Затем обсуждение с «Эминолькой», а фактически – с педагогом, ведущим

установочное мероприятие, значимых вопросов в игровой форме: «Сколько воды в

организме человека? Какова ее роль? Далее ребята расходились по группам на занятия.

Знакомство ребят с темой продолжалось через практическую деятельность в мастерских.

Работа мастерских:

Мастерская Эмоций — через моделирование ситуации взаимодействия с разной

водой дети учились выражать эмоции, называть и объяснять причины их

появления;

Мастерская Движение — демонстрировали разные состояния воды через телесные

упражнения;

Мастерская Опыты — проводили эксперименты по очистке воды и объясняли

способы практического применения;

Мастерская Керамика — лепили посуду для воды из глины, обсуждали значение

воды в процессе лепки;

Мастерская Рисунок — создавали художественные работы на тему водной стихии,

вдохновляясь работами художников: И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, П.

Сезанна.

Каждая мастерская способствовала развитию не только познавательных навыков, но и

эмоциональной сферы детей.

Постоянная рефлексия в конце каждого дня закрепляла полученные знания и помогала

осмыслению опыта и укреплению ценностного отношения к своему здоровью.

Благодаря такому подходу за 9 дней программа охватила основные области

культуры

здоровья:

физическую

активность,

психическое

благополучие,

духовно-

нравственное

развитие

и

социальные

навыки.

Кроме

того,

детям

предлагались

коллективные задания, выполнение которых не только развивало навыки взаимодействия,

но и вызывало яркие эмоции.

Например, создание коллажа «Образ здорового человека» помогло детям получить опыт

работы в команде: слушать друг друга, договариваться и делегировать обязанности.

Социально-эмоциональные мероприятия

В рамках программы мы организовали ряд значимых мероприятий:

Экскурсия в музей-усадьбу В.И. Сурикова (дети познакомились с биографией

художника, культурой и бытом сибиряков XIX

в. Играли в народные игры,

посетили мастер-класс по росписи камней;

Не менее ярким событием стала встреча с известной Красноярской спортсменкой,

мастером спорта по плаванию, бронзовым призером чемпионата России, создателем

Школы плавания Скольжение Галиной Шиповаловой. Встреча прошла в игровой

форме. Ребята впервые увидели одновременно более 100 медалей высокого

достоинства;

Еще одним необычным днем стал день под названием Мальчишник/Девичник. Для

проведения

просветительского

разговора

нестандартного

формата

были

приглашены специалисты Красноярского Центра общественного здоровья и

медицинской профилактики. В игровой форме беседы проходили с мальчиками и

девочками отдельно в разных аудиториях.

Итоговое мероприятие — «Марафон здоровья, Ярмарка достижений» — позволило

детям демонстрировать свои успехи, обмениваться опытом и закреплять ценности

здорового образа жизни в концертной программе.

Эти мероприятия расширяли кругозор детей и укрепляли их мотивацию к ведению

здорового образа жизни.

Дневник здоровья как мотивационный инструмент

Особое место в программе занял личный дневник здоровья. Этот инструмент стал

мощным мотиватором для детей: за каждое достижение они получали условные баллы —

Витаминки.

Эти

баллы

фиксировались

независимо

от

характера

успеха

и

конвертировались в игровые монеты для покупок на финальной Ярмарке. Такой подход

стимулировал активность, ответственность за собственное здоровье и формировал

привычку вести дневник. В результате дети не только лучше усваивали знания о здоровье,

но и развивали навыки саморегуляции.

Работа с родителями

Вовлечение родителей в образовательный процесс через сопровождение занятий,

подготовку ресурсов и участие в культурных мероприятиях укрепляло семейную

поддержку формирования здоровых привычек.

Итоги реализации программы

Таким образом, программа использовала комплексный подход: сочетание игровых

методов, эмоциональной поддержки, практических занятий и семейного участия,

способствовала формированию у детей осознанного ценностного отношения к своему

здоровью. Это достигалось через развитие эмоциональной сферы, мотивацию к активному

образу жизни и создание условий для формирования устойчивых привычек здоровья на

основе личностных ценностей.

Педагоги дополнительного образования участвующие в реализации программы:

Елисеева Анна Анатольевна — Мастерская Рисунок

Гольцер-Мущенко Елена Федоровна — Мастерская Керамика

Литвинцева Нина Васильевна — Мастерская Опыты

Лукинова Татьяна Федоровна – Мастерская Эмоции

Скоробогатова Екатерина Викторовна — Мастерская Движение

Чередник Александра Юрьевна — педагог-организатор

Отзывы родителей



В раздел образования