Автор: Волкова Юлия Евгеньевна
Должность: учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11 имени Заслуженного учителя РСФСР Марии Фёдоровны Мануйловой"
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Использование мнемотаблиц в работе учителя-дефектолога в работе с обучающимися с ОВЗ
Раздел: начальное образование
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
«Использование технологии мнемотехника
в образовательном процессе»
Учитель-дефектолог: Ю.Е. Волкова
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже –
техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по
имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз и
обозначают «искусства запоминания». Считается, что это слово придумал
Пифагор Самосский (6 век до н.э.) Первые сохранившиеся работы по
мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу
Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает
следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и
способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов,
обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и
позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и
припоминания информации.
Актуальность мнемотехники для младших школьников ОВЗ
обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-
образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер:
дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их
жизненному опыту.
Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и
увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Почему нужно использовать мнемотехнику?
В настоящее время учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами в
развитии детей, как:
Бедный словарный запас
Неумение согласовывать слова в предложении
Нарушение звукопроизношения
Неспособность построить монолог
Бедная диалогическая речь
Плохое развитие связной речи
Несформированность психических процессов
Несовершенство различных видов мышления
Поэтому перед нами встает задача, как помочь обучающимся с ОВЗ, но
так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для обучающихся процесс
непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в
интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех
образовательных областях
Экономичностью – используется имеющиеся методические средства и
создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и
возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны
педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью – может использоваться любым педагогом и
родителями.
На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы
в работе с технологией мнемотехника:
Системный – технология мнемотехника используется в системе
обучения и воспитания;
Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он
читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает
связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает,
перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости –
содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой
практике образования.
Мнемотехника помогает развивать:
Зрительную и слуховую память
Зрительное и слуховое внимание
Воображение
Восприятие
Развивает кругозор
Развивает все стороны речи
Особенность методики – применение не изображения предметов, а
символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому
материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных
используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц –
ёлка.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде
деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Ее можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со
знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет
детям значение символов. символов.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4
символов
Например: при описании предметов обучающимся предлагается символы
для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием
хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без
предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками
III этап: на этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её
воспроизвести, а так же для детей младшего школьного возраста можно
использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать
определённые навыки и умения.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания,
выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть
освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и
действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий,
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное –
нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в нашей работе по
развитию связной речи обучающихся с ОВЗ.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных
рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах,
животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно
определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета,
установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют
модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом для
создания рассказа, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение
целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем
дети сами создают свою схему.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении
составлению рассказов так же можно использовать мнемотехнику. Вместе с
детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и
отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к
данному произведению.
Кроме того, дети сами могут пересказывать сказки, используя знакомую
модель, соблюдая общие принципы построения сюжета.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром
- при заучивании стихов
- при пересказах художественной литературы
- при обучении составлению рассказов
- при отгадывании и загадывании загадок
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составу числа
- при воспитании культурно-гигиенических навыков
- при воспитании навыков самообслуживания
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Как работать с таблицами
Покажите ребенку таблицу: «Как ты думаешь, какое животное зашифровано
таблице?»
1. дикое или домашнее?
2. где у него домик?
3. чем покрыто тело? Цвет?
4. какие у животного ушки?
5. какие у животного ушки? (размер, форма)
6. какой у животного хвост?
7. какие у животного лапки?
8. чем питается?
9. как ведет себя зимой?
Таблица «ёжик»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик под кустиком.
Тело покрыто иголками. На спине иголки коричневого цвета, шерсть на
животике и лапках – серого. Ушки маленькие, круглые. У меня короткий
хвостик, лапки тоже короткие. Питаюсь я мелкими животными: лягушками,
улитками, ящерицами, змеями, мышами. Зимой я впадаю в спячку.
(Я ёжик)
Таблица «белка»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик в дупле дерева.
Летом у меня шубка рыжая, а зимой – серая. Ушки маленькие, треугольные, с
кисточкой. У меня длинный пышный хвост, лапки передние короче, задние
длиннее. Питаюсь я орехами, грибами, ягодами, семенами растений. Делаю
запасы на зиму. (Я белка)
Таблица «заяц»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик - ложбинка.
Шубка у меня летом – серая, зимой – белая. Ушки длинные. У меня короткий
хвостик, лапки задние длиннее передних. Питаюсь я овощами, фруктами,
травой, корой, веточками деревьев. (Я заяц)
Таблица «лисичка»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу в норе. У меня рыжая шубка.
Ушки средней длины, треугольной формы. У меня длинный хвост, лапы
средней длины. Питаюсь я животными: лягушками, мышами, рыбкой,
зайчатами, курочками. (Я лисичка)
С помощью мнемотаблиц
*Дети учатся составлять рассказы, пересказывать литературные
произведения, заучивать стихи. у детей появляется желание пересказывать
тексты
* У детей расширяется круг знаний об окружающем мире
* Могут строить алгоритм высказывания. Дети учатся правильно оформлять
свою мысль в виде предложения
* У детей увеличивается словарный запас. Дети начинают пользоваться
всеми частями речи, хотя пока употребляют их не всегда точно. Дети
усваивают обобщающие понятия. Редко заменяют родовые понятия
видовыми, словосочетаниями или предложениями. Им становятся доступны
некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование
сложных слов
* Улучшается грамматический строй, дети меньше допускают ошибок в
согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже,
правильно употребляют в активной речи предлоги, реже их пропускают и
заменяют
* Развиваются психические процессы и способности: наблюдательность,
логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение,
память, усидчивость.
* У детей возрастает умственная активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
* Улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают
графические схемы
* Дети учатся перекодировать информацию, т.е. преобразовывать
абстрактные символы в образы
* Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед
аудиторией.
Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные
возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной
деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать
сложный материал.
Выводы: 1. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в
развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного
мышления и сокращает время обучения речи детей с ОВЗ . 2. Мнемотехника
помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным,
творческим. 3. Но использование мнемотехники не заменяет самый
известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти -
традиционное заучивание текстов наизусть.