Напоминание

Как подготовить ребёнка к школе


Автор: Шеховская Елена Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОСГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ракитянского района " Белгородской области
Населённый пункт: Белгородская область,Ракитянский район,п.Ракитное, ул.Новосадовая, дом 29.
Наименование материала: статья
Тема: Как подготовить ребёнка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ: НАУЧНО

ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД

Введение

Подготовка ребёнка к школе – комплексный процесс, включающий

интеллектуальное,

эмоциональное,

социальное

и

физическое

развитие.

Современные

исследования

в

области

педагогики

и

психологии

подчёркивают,

что

успешная

адаптация

к

школьному

обучению

зависит

не

только

от

уровня

знаний,

но

и

от

сформированности

ключевых

компетенций:

произвольности

поведения, коммуникативных навыков, познавательной активности. В

данной

статье

рассматриваются

научно

обоснованные

методы

подготовки детей к школе, учитывающие возрастные особенности и

требования образовательных стандартов.

1. Интеллектуальная готовность к школе

1.1. Развитие познавательных процессов

Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень

развития

внимания,

памяти,

мышления

и

речи.

Согласно

исследованиям Л. С. Выготского, ведущей деятельностью дошкольника

является игра, через которую формируются основные психические

функции.

Однако

к

6–7

годам

у

ребёнка

должна

развиваться

способность к произвольному запоминанию, логическому анализу и

концентрации внимания.

Рекомендации:

Развитие

памяти:

использование

мнемотехник,

заучивание

стихов, пересказ прочитанного.

Логическое

мышление:

решение

простых

задач

на

классификацию,

сравнение,

установление

причинно-следственных

связей.

Речевая подготовка: обогащение словарного запаса, составление

рассказов по картинкам, правильное произношение звуков.

1.2. Основы грамоты и счёта

Фонематический

слух

и

элементарные

математические

представления – ключевые компоненты школьной готовности. Дети

должны уметь:

различать звуки в словах;

знать буквы (оптимально – читать по слогам);

считать до 10 (в прямом и обратном порядке);

решать простые арифметические задачи в пределах 5.

Важно

избегать

механического

заучивания,

делая

акцент

на

понимании математических операций и осознанном чтении.

2. Эмоционально-волевая готовность

2.1. Формирование произвольности поведения

Школьное обучение требует способности подчиняться правилам,

контролировать импульсы и выполнять задания даже при отсутствии

непосредственного

интереса.

Исследования

Д.

Б.

Эльконина

показывают,

что

дети

с

несформированной

произвольностью

испытывают трудности в адаптации к учебному процессу.

Методы развития:

Соблюдение режима дня (приучение к дисциплине).

Выполнение

заданий

с

постепенным

увеличением

времени

концентрации (от 10 до 30 минут).

Игры с правилами (настольные, дидактические).

2.2. Устойчивость к стрессу

Школа

новый

социальный

институт,

требующий

психологической устойчивости. Тревожность у дошкольников может

проявляться в страхе ошибок, нежелании идти в школу.

Способы снижения тревожности:

Позитивное подкрепление (похвала за усилия, а не только за

результат).

Ролевые игры ("школа" с игрушками).

Постепенное

увеличение

самостоятельности

(поручения,

требующие ответственности).

3. Социальная адаптация

3.1. Коммуникативные навыки

Умение

взаимодействовать

со

сверстниками

и

учителями

важный аспект школьной готовности. Дети должны:

понимать и соблюдать очередность в общении;

выражать просьбы и отказы в приемлемой форме;

разрешать конфликты конструктивно.

Развитие социальных навыков:

Групповые занятия (кружки, подготовительные курсы).

Обсуждение эмоций ("Как ты себя чувствуешь?", "Что обидело

друга?").

3.2. Работа в коллективе

Современная школа предполагает групповые формы обучения.

Ребёнку необходимо уметь:

слушать инструкции;

сотрудничать при выполнении заданий;

адекватно воспринимать критику.

Полезны совместные проекты (рисование, конструирование), где

дети учатся договариваться.

4. Физическая готовность

4.1. Мелкая моторика

Уровень

развития

мелкой

моторики

напрямую

связан

с

успешностью в письме. Недостаточная подготовка руки приводит к

быстрой утомляемости и небрежности.

Упражнения:

Лепка из пластилина.

Работа с ножницами, раскрашивание.

Пальчиковая гимнастика.

4.2. Общая выносливость

Длительное сидение за партой требует развитого мышечного

корсета. Рекомендуются:

плавание;

подвижные игры;

гимнастика.

5. Роль родителей в подготовке к школе

5.1. Создание поддерживающей среды

Исследования

показывают,

что

дети,

чьи

родители

активно

участвуют в подготовке, легче адаптируются к школе. Важно:

поощрять познавательную активность;

избегать давления ("Ты должен учиться на пятёрки!");

формировать положительный образ школы.

5.2. Контроль за эмоциональным состоянием

Тревожность родителей передаётся детям. Следует:

избегать запугивания ("В школе будут строгие учителя");

обсуждать предстоящие изменения спокойно.

Заключение

Подготовка ребёнка к школе – многогранный процесс, требующий

системного подхода. Интеллектуальное развитие должно сочетаться с

формированием эмоциональной устойчивости, социальных навыков и

физической

выносливости.

Родителям

и

педагогам

важно

создать

условия,

в

которых

ребёнок

сможет

адаптироваться

к

новым

требованиям без стресса. Грамотная подготовка не только облегчит

первые

месяцы обучения, но

и

заложит основу для дальнейшего

успешного освоения школьной программы.



В раздел образования