Автор: Басалаева Ангелина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86»
Населённый пункт: Каменск-Уральский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: театрализованная игра «Заяц-хваста»
Раздел: дошкольное образование
Конструкт проведения ОД
по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
(специальность 44.02.01 «Дошкольное образование», 33 «А» группа)
Дата: 28.10.22
ДОУ: №79
Группа: старшая (5-6 лет)
Методист: Темерева Людмила Петровна
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Форма организации: групповая.
Вид деятельности: театрализованная игра «Заяц-хваста»
Планируемые результаты:
Дети доброжелательно относятся к сверстникам;
Дети договариваются в процессе распределения ролей, планирования игрового пространства, сотрудничают в процессе реализации игрового замысла;
Дети проявляют творческое воображение в процессе игровой деятельности, желание самореализовываться в процессе создания игровых образов;
Дети проявляют инициативу в процессе изменения сюжета сказки, обсуждения игровых действий, ролевых диалогов, распределения ролей, создания игровой
среды;
Дети участвуют в диалоге в процессе обсуждения содержания сказки и разыгрывания ролевых диалогов;
Дети анализируют выразительность игровых образов и работу своих товарищей;
Дети анализируют содержание сказки, выделяют нравственный смысл сказки;
Дети создают игровые образы, передают их настроение с использованием выразительных средств (мимика, пантомимика, интонация голоса).
Цель: формирование у детей умения создавать игровые образы с использованием выразительных средств, развивать воображение в процессе совместной игровой
деятельности.
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам;
Воспитывать у детей умение договариваться в процессе распределения ролей, планирования игрового
пространства, умение сотрудничать в процессе реализации игрового замысла.
Развивающие задачи:
Развивать творческое воображение детей в процессе игровой деятельности, желание самореализовываться в
процессе создания игровых образов;
Развивать инициативу в процессе изменения сюжета сказки, обсуждения игровых действий, ролевых
диалогов, распределения ролей, создания игровой среды;
Развивать диалогическую речь в процессе обсуждения содержания сказки и разыгрывания ролевых диалогов;
Развивать умение анализировать выразительность игровых образов и работу своих товарищей.
Обучающие задачи:
Формировать умение анализировать содержание сказки, выделять нравственный смысл сказки;
Формировать умение создавать игровые образы, передавать их настроение с использованием выразительных
средств (мимика, пантомимика, интонация голоса).
София - развивать умение сотрудничать со
сверстниками в процессе игровой
деятельности
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип сознательности,
принцип активности, принцип доступности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и
атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения: игровая ситуация, беседа, эмоциональное стимулирование, объяснение
Учебно-методический комплект:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17
октября 2013 г. N 1155
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3.
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
Ход игры
Этапы
Методы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Планируемый результат
1.Мотивация на
совместную
деятельность
Задача:
- смотивировать детей на
предстоящую деятельность
Игровая ситуация,
беседа,
объяснение,
эмоциональное
стимулирование,
поощрение
Педагог эмоционально включает детей в действия, вовлекает
в слушание, создает игровую ситуацию.
-Ребята, я недавно была в таком красивом месте, там есть
сцена, выступают люди и показывают разные сказки, только я
никак не могу вспомнить, как называется это место. (Театр)
-Ребята, а вы хоть раз были в театре? Вам понравилось там?
-Ребята, я предлагаю сегодня в нашей группе устроить театр,
вы согласны?
-Ребята, а что смотрят в театре? (спектакль)
-Ребята, посмотрите, у меня есть вот такая афиша. Как вы
думаете, какой спектакль изображен на ней? (Заяц-хваста)
И правда. А хотите сыграть его как самые настоящие актеры?
Дети слушают
педагога,
отвечают на его
вопросы.
Дети смотивированы на
предстоящую
деятельность
2.Совместное планирование
игры
Задачи:
- формировать умение
анализировать содержание
сказки, выделять нравственный
смысл сказки;
- воспитывать у детей умение
договариваться в процессе
распределения ролей,
Объяснение,
беседа, творческое
задание,
демонстрация,
упражнение,
поощрение,
Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность,
организует обсуждение.
-Но для того, чтобы начать играть этот спектакль, давайте
вспомним, о чем сказка «Заяц-хваста»
-Почему же зайца звали хвастой?
-Кому рассказали про зайца-хвасту?
-Что было дальше?
-Как вы думаете, хорошо ли хвастаться?
-Правильно ли поступил заяц, когда решил помочь вороне?
-Как думаете, может заяц с самого начала был храбрым, а не
Дети участвуют в
диалоге,
проявляют
активность,
инициативность,
участвуют в
обсуждении
Дети доброжелательно
относятся к сверстникам.
Дети договариваются в
процессе распределения
ролей, планирования
игрового пространства.
Дети проявляют
инициативу в процессе
изменения сюжета сказки,
обсуждения игровых
планирования игрового
пространства.
- воспитывать у детей
доброжелательное отношение к
сверстникам.
- развивать диалогическую речь
в процессе обсуждения
содержания сказки.
- развивать инициативу в
процессе изменения сюжета
сказки, обсуждения игровых
действий, ролевых диалогов,
распределения ролей, создания
игровой среды.
- формировать умение
создавать игровые образы,
передавать их настроение с
использованием
выразительных средств
(мимика, пантомимика,
интонация голоса).
хвастой, каким его все считали? Как мы можем изменить
сказку? (заяц не убежал, а удивил собак смелостью)
-Отличная идея! А теперь давайте распределим роли. Я буду
рассказчиком. София, ты хочешь играть роль зайца-хвасты?
Ксюша, хочешь сыграть роль вороны? Диана и Тимофей будут
играть роли других зайчиков. Артур и Тимофей будут играть
роли собак. А все остальные будут в роли зрителей. Никто не
против?
Воспитатель стимулирует детей к проявлению
самостоятельности в создании игровых образов, в случае
необходимости дает дополнительный показ движений,
интонации, мимики, стимулирует детей к повторению
-София, покажи, как хвастался заяц? Как он говорил?
-Диана, Тимофей, покажите, как зайцы жаловались тетке
вороне на хвастунишку?
-Ксюша, покажи, как тетка ворона ругала зайца-хвасту, каким
строгим голосом она говорила?
-София, покажи, как заяц испугался тетку ворону? Каким
голосом он начал говорить?
-Тимофей и Артур, покажите, как собаки игрались вороной,
они хотели ее обидеть?
-София, покажи, как храбро повел себя заяц хваста?
-Тимофей, Артур, покажите, как удивились собаки такому
смелому зайцу?
-Ксюша, покажи, как благодарила тетка ворона зайца-хвасту?
Что она ему сказала?
-Отлично! Все роли распределены, и мы все отрепетировали
-Ребята, чтобы быть как настоящие артисты, нам надо надеть
костюмы. Посмотрите, какие замечательные маски я принесла!
Давайте их наденем, чтобы полностью войти в свои роли.
При необходимости педагог помогает детям надеть маски.
-Ребята, но подождите, на сцене же нет никаких декораций.
Что мы можем сделать? (забор, коряга – мягкой модуль, стул и
т.д.) Замечательная идея, давайте так и сделаем.
Педагог помогает детям создать игровое пространство
действий, ролевых
диалогов, распределения
ролей, создания игровой
среды.
Дети участвуют в диалоге
в процессе обсуждения
содержания сказки.
Дети анализируют
содержание сказки,
выделяют нравственный
смысл сказки.
Дети создают игровые
образы, передают их
настроение с
использованием
выразительных средств
(мимика, пантомимика,
интонация голоса).
3.Реализация игрового
замысла
Задачи:
- воспитывать у детей
доброжелательное отношение к
сверстникам.
- воспитывать у детей умение
сотрудничать в процессе
Художественное
слово,
методы
косвенного
руководства,
эмоциональное
стимулирование,
поощрение
-Отлично, теперь мы можем начинать наш спектакль.
Воспитатель организует игровой процесс.
- Здравствуйте дорогие зрители! Мы рады приветствовать вас в
нашем театре. Поаплодируем артистам. Мы начинаем!
Воспитатель играет вместе с детьми, осуществляет
косвенное руководство, корректирует игровые действия
детей, эмоционально стимулирует игровые действия.
Дети проявляют
инициативу в
создании игровой
среды, подборе
игровых
атрибутов.Дети
взаимодействуют
в ходе
Дети доброжелательно
относятся к сверстникам;
Дети договариваются в
процессе реализации
игрового замысла;
Дети проявляют
творческое воображение
в процессе игровой
реализации игрового замысла.
- развивать творческое
воображение детей в процессе
игровой деятельности, желание
самореализовываться в
процессе создания игровых
образов;
- развивать диалогическую речь
в процессе разыгрывания
ролевых диалогов.
- формировать умение
создавать игровые образы,
передавать их настроение с
использованием
выразительных средств
(мимика, пантомимика,
интонация голоса).
-Ребята, давайте поаплодируем артистам. В роли храброго
зайца у нас была София. Роль тетки вороны исполнила Ксюша.
Роли зайцев сыграли Диана и Тимофей. Роли собак исполнили
Артур и Тимофей. А в роли рассказчика была я – Карина
Валерьевна.
выполнения
игровых действий,
осуществляют
ролевые диалоги
деятельности, желание
самореализовываться в
процессе создания
игровых образов;
Дети участвуют в диалоге
в процессе разыгрывания
ролевых диалогов;
Дети создают игровые
образы, передают их
настроение с
использованием
выразительных средств
(мимика, пантомимика,
интонация голоса).
4.Анализ достижения игровой
задачи, достижение детей в
реализации игрового
замысла
Задача:
- воспитывать у детей
доброжелательное отношение к
сверстникам.
- развивать диалогическую речь
в процессе обсуждения
содержания сказки.
- развивать умение
анализировать выразительность
игровых образов и работу
своих товарищей.
- формировать умение
анализировать содержание
сказки, выделять нравственный
смысл сказки.
Беседа,
поощрение,
анализ
Воспитатель побуждает детей к анализу достижения
игровой задачи
-Ребята вам понравилось наше представление?
-Как называлась сказка, которую мы играли?
-А как вы думаете, чему же учит наша сказка? (храбрости)
-Удалось ли Ксюше сыграть роль строгой тетки вороны? А
удалось ли Софие сыграть роль храброго зайца?
-Кто из артистов вам особенно понравился? Почему?
-Какие добрые, умные советы вы хотите дать нашим артистам?
-Спасибо большое артистам, за такое замечательное
выступление. И спасибо зрителям, за то, что так внимательно
смотрели.
Дети анализируют
достижение цели,
оценивают
деятельность
артистов
Дети доброжелательно
относятся к сверстникам;
Дети участвуют в диалоге
в процессе обсуждения
содержания сказки;
•Дети анализируют
выразительность игровых
образов и работу своих
товарищей;
•Дети анализируют
содержание сказки,
выделяют нравственный
смысл сказки
5.Открытость
Задача:
- сориентировать детей на
самостоятельную деятельность
в режимных моментах.
Беседа,
поощрение
Воспитатель побуждает к использованию игры в
самостоятельной деятельности.
Хотите ещё раз участвовать в этом спектакле? А кому мы
могли бы его показать? Кто ещё хотел бы участвовать в
спектакле в следующий раз?
Дети слушают
педагога,
отвечают на его
вопросы.
Дети сориентированы на
самостоятельную
деятельность в режимных
моментах
«Заяц-хваста»
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному
крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про этого хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под корягой. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили, и давай играться ей, а заяц это увидел и думает: «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку,
упер руки в боки и гордо сказал:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Собаки увидали зайца, удивились его храбрости и решили уйти по добру, по здорову. Немного погодя ворона подходит к зайцу и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!