Напоминание

Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности.


Автор: Игнатюк Ольга Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование креативного мышления младших школьников путем

организации исследовательской деятельности.

Креативная личность – эта та личность, которая может снять

стандартные стереотипы и видеть креативное решение проблемы. Ведь мы

все от природы креативны, и каждый ребенок является художником, но очень

трудно

оставаться

художником,

выйдя

из

детского

возраста.

Что же такое креативность?

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от

традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .

П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше,

исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить

сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать

будущее».

Особенно актуальным для развития творческого мышления является

младший школьный возраст. Под креативностью ученика понимается его

интеллектуальные способности, которые проявляются в творческом подходе

к решению учебных задач, возникающих в различных учебных ситуациях.

Под термином «мышление» понимается высший познавательный процесс,

позволяющий рассуждать, обобщать, придумывать и создавать множество

вариаций и комбинаций того, что происходит в мире.

Именно в начальной школе необходимо учить обучающихся младшего

школьного возраста исследовательской деятельности: изучать, выявлять,

прогнозировать,

предусматривать,

грамотно

менять

окружающую

действительность, видеть мир по-новому, «нестандартно». При этом особое

значение приобретает креативность личности, ее способность к творческому

нестандартному мышлению, способность продуктивно разрешать трудные и

необычные задачи.

Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе,

необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по

внеурочной деятельности,

чтобы

в

результате

у

детей

постоянно

происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности,

причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала

младшему школьному возрасту.

Это могут быть:

1. субъективно-творческие задания на уроках;

2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;

3. проектные работы;

4. сочинения;

5. наблюдения и эксперименты;

6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;

7. защита исследовательских работ.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда

должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В

творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает

атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к

творчеству. Особенностями креативного мышления выступают:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию идей – беглость;

способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость;

способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов,

отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность;

Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я

применяю различные игровые приемы.

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко

проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные

работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему,

поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход

исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать

определенные выводы.

Проектная деятельность начинается уже с периода обучения грамоте в

первом классе. После изучения темы «Алфавит» ребятам предлагается

задание: «Сделай буквы алфавита из разных материалов»

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде

всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в

классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов,

идей.

Особенно важно стимулировать развитие нешаблонного мышления, а

развитие креативности происходит непосредственно в исследовательской

деятельности.

Исследовательская деятельность – это эффективное условие развития

креативности

младших

школьников,

так

как

она

стимулирует

познавательную активность, учит мыслить самостоятельно и находить

нестандартные решения. Исследовательская деятельность заставляет ребёнка

увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу,

продумать

ход

исследования,

представить

продукт

своей

поисковой

деятельности и сделать определённые выводы.

Методы формирования креативного мышления у младших школьников

возраста с применением исследовательской деятельности:

Мозговой

штурм,

прием

гирлянд

и

ассоциации,

эвристические

задачи ,создание поисковых ситуации, способствующих самостоятельному

поиску ответов и способов деятельности

Эти методы способствуют не только развитию креативного мышления,

но и формируют у детей умение самостоятельно анализировать, принимать

решения и работать в команде.

Следовательно, использование причисленных методов способствуют

формированию

креативности,

поскольку

позволяют

отказаться

от

стереотипных

способов

мышления,

продуктивно

преобразовывать

действительность, обнаруживать новые способы решения.

Литература:

1.

Анисимов

Д.Г.

Развитие

креативного

мышления

обучающихся

средствами проектной деятельности // Наука и практика в образовании:

электронный научный журнал. – 2023. – №5. – С.166-171

2. Жакупова, Г. Ш. Педагогические условия формирования креативного

мышления младших школьников / Г. Ш. Жакупова // Молодой ученый. –

2023. – № 12 (459). – С. 151-153.



В раздел образования