Автор: Игнатюк Ольга Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование креативного мышления младших школьников путем организации исследовательской деятельности.
Раздел: начальное образование
Формирование креативного мышления младших школьников путем
организации исследовательской деятельности.
Креативная личность – эта та личность, которая может снять
стандартные стереотипы и видеть креативное решение проблемы. Ведь мы
все от природы креативны, и каждый ребенок является художником, но очень
трудно
оставаться
художником,
выйдя
из
детского
возраста.
Что же такое креативность?
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от
традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации .
П. Торрес под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше,
исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить
сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать
будущее».
Особенно актуальным для развития творческого мышления является
младший школьный возраст. Под креативностью ученика понимается его
интеллектуальные способности, которые проявляются в творческом подходе
к решению учебных задач, возникающих в различных учебных ситуациях.
Под термином «мышление» понимается высший познавательный процесс,
позволяющий рассуждать, обобщать, придумывать и создавать множество
вариаций и комбинаций того, что происходит в мире.
Именно в начальной школе необходимо учить обучающихся младшего
школьного возраста исследовательской деятельности: изучать, выявлять,
прогнозировать,
предусматривать,
грамотно
менять
окружающую
действительность, видеть мир по-новому, «нестандартно». При этом особое
значение приобретает креативность личности, ее способность к творческому
нестандартному мышлению, способность продуктивно разрешать трудные и
необычные задачи.
Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе,
необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по
внеурочной деятельности,
чтобы
в
результате
у
детей
постоянно
происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности,
причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала
младшему школьному возрасту.
Это могут быть:
1. субъективно-творческие задания на уроках;
2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;
3. проектные работы;
4. сочинения;
5. наблюдения и эксперименты;
6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;
7. защита исследовательских работ.
Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда
должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В
творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает
атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к
творчеству. Особенностями креативного мышления выступают:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию идей – беглость;
способность к продуцированию разнообразных идей – гибкость;
способность производить идеи, отличающиеся от общественных взглядов,
отвечать на раздражители нестандартно – оригинальность;
Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я
применяю различные игровые приемы.
Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко
проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные
работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему,
поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход
исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать
определенные выводы.
Проектная деятельность начинается уже с периода обучения грамоте в
первом классе. После изучения темы «Алфавит» ребятам предлагается
задание: «Сделай буквы алфавита из разных материалов»
Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде
всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в
классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов,
идей.
Особенно важно стимулировать развитие нешаблонного мышления, а
развитие креативности происходит непосредственно в исследовательской
деятельности.
Исследовательская деятельность – это эффективное условие развития
креативности
младших
школьников,
так
как
она
стимулирует
познавательную активность, учит мыслить самостоятельно и находить
нестандартные решения. Исследовательская деятельность заставляет ребёнка
увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу,
продумать
ход
исследования,
представить
продукт
своей
поисковой
деятельности и сделать определённые выводы.
Методы формирования креативного мышления у младших школьников
возраста с применением исследовательской деятельности:
Мозговой
штурм,
прием
гирлянд
и
ассоциации,
эвристические
задачи ,создание поисковых ситуации, способствующих самостоятельному
поиску ответов и способов деятельности
Эти методы способствуют не только развитию креативного мышления,
но и формируют у детей умение самостоятельно анализировать, принимать
решения и работать в команде.
Следовательно, использование причисленных методов способствуют
формированию
креативности,
поскольку
позволяют
отказаться
от
стереотипных
способов
мышления,
продуктивно
преобразовывать
действительность, обнаруживать новые способы решения.
Литература:
1.
Анисимов
Д.Г.
Развитие
креативного
мышления
обучающихся
средствами проектной деятельности // Наука и практика в образовании:
электронный научный журнал. – 2023. – №5. – С.166-171
2. Жакупова, Г. Ш. Педагогические условия формирования креативного
мышления младших школьников / Г. Ш. Жакупова // Молодой ученый. –
2023. – № 12 (459). – С. 151-153.