Автор: Воронова Светлана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ Большепикинская ОШ
Населённый пункт: г.Бор , Нижегородская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Проект "Развитие коммуникативных навыков на уроках русского
языка и речевой практики в классе-комплекте 2-6 для детей с
интеллектуальными нарушениями"
1. Титульный лист:
• Название образовательной организации:
• Название проекта: "Развитие коммуникативных навыков на уроках
русского языка в классе-комплекте 2-6 для детей с интеллектуальными
нарушениями"
• Направленность проекта: Социально-коммуникативная
• Возраст обучающихся: 2-6 класс (учащиеся с интеллектуальными
нарушениями)
• Срок реализации проекта: 1 учебный год
• ФИО разработчика: Воронова С.Н.
• Должность разработчика: Учитель
• Год разработки: 2023-2024
2. Пояснительная записка:
• Актуальность: Развитие коммуникативных навыков у детей с
интеллектуальными нарушениями является важным условием их успешной
социальной адаптации и интеграции в общество. Умение общаться, выражать
свои мысли и понимать других людей помогает им устанавливать контакты,
участвовать в общественной жизни и реализовывать свой потенциал. В
условиях класса-комплекта необходимо учитывать разноуровневость
развития коммуникативных навыков у учащихся и использовать
индивидуализированный подход.
• Проблема: Дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают
трудности в общении, обусловленные особенностями их развития:
ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи,
трудности в понимании речи, неумение выражать свои мысли и чувства,
проблемы в установлении контакта с другими людьми.
• Цель: Развитие коммуникативных навыков у учащихся с
интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и речевой
практики, необходимых для успешного социального взаимодействия.
• Задачи:
• Образовательные:
* Обогащать словарный запас учащихся.
* Формировать грамматически правильную речь.
* Обучать навыкам слушания и понимания речи.
* Формировать навыки построения связных высказываний.
* Обучать правилам речевого этикета.
• Коррекционно-развивающие:
* Развивать внимание, память, мышление, речь.
* Развивать коммуникативные умения: вступать в диалог, поддерживать
разговор, выражать свою точку зрения, слушать собеседника, задавать
вопросы, отвечать на вопросы.
* Развивать эмоциональный интеллект: распознавать и понимать свои
эмоции и эмоции других людей, выражать свои чувства адекватным
способом.
• Воспитательные:
* Воспитывать культуру общения.
* Формировать уважительное отношение к собеседнику.
* Воспитывать умение работать в коллективе.
• Принципы реализации проекта:
• Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей и потребностей
каждого ученика.
• Доступность: Адаптация содержания и методов обучения к возможностям
детей.
• Наглядность: Использование наглядных пособий и материалов.
• Практическая направленность: Связь обучения с реальной жизнью.
• Позитивная мотивация: Создание атмосферы успеха и поддержки.
• Систематичность и последовательность: Постепенное усложнение
заданий и упражнений.
• Особенности организации деятельности:
• Уроки русского языка и речевой практики в классе-комплекте строятся с
учетом разноуровневости подготовки учащихся.
• Используются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная,
групповая, фронтальная.
• Применяются активные методы обучения: ролевые игры, дискуссии,
проекты, работа в группах, интерактивные упражнения.
• Используются технические средства обучения (компьютер, интерактивная
доска, аудио- и видеоматериалы).
• Создается комфортная и доброжелательная атмосфера на уроках.
• Планируемые результаты:
• Учащиеся расширят словарный запас.
• Учащиеся научатся строить грамматически правильные предложения.
• Учащиеся улучшат навыки слушания и понимания речи.
• Учащиеся научатся строить связные высказывания.
• Учащиеся овладеют правилами речевого этикета.
• Учащиеся улучшат свои коммуникативные умения.
• Учащиеся научатся распознавать и понимать свои эмоции и эмоции
других людей.
• Учащиеся улучшат свои навыки работы в коллективе.
3.
4. Содержание программы:
• Тема 1. Знакомство. Правила общения: Знакомство друг с другом (имя,
любимое занятие). Игра "Приветствие" (разные способы приветствия:
словесное, невербальное). Составление правил общения в классе (уважать
друг друга, слушать внимательно, говорить по очереди и т.д.).
• Тема 2. Волшебные слова (2-3 класс): Чтение и разучивание "вежливых"
слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т.д.). Ролевые игры
"В магазине" (покупка продуктов), "В гостях" (приветствие, угощение).
• Тема 3. Мои чувства (2-5 класс): Знакомство с эмоциями (радость, грусть,
злость, страх и т.д.). Рассматривание картинок с изображением эмоций.
Игры "Покажи эмоцию" (учащиеся изображают эмоции мимикой и жестами),
"Угадай эмоцию" (учащиеся отгадывают, какую эмоцию показывает другой
ученик).
• Тема 4. Рассказываем о себе (3-4 класс): Составление рассказа о себе (имя,
возраст, семья, любимое занятие и т.д.). Работа в парах: "Расскажи о себе
другу" (учащиеся рассказывают друг другу о себе).
• Тема 5. Описываем предмет (3-5 класс): Описание предметов по плану
(цвет, форма, размер, материал и т.д.). Игра "Угадай предмет по описанию"
(учащийся описывает предмет, остальные угадывают).
• Тема 6. Составляем диалог (4-5 класс): Составление диалогов на заданные
темы (покупка в магазине, разговор по телефону, встреча с другом и т.д.).
Чтение диалогов по ролям.
• Тема 7. Как попросить о помощи (2-5 класс): Разыгрывание ситуаций, в
которых нужно попросить о помощи (учителя, друга, прохожего).
Обсуждение правильных способов обращения за помощью.
• Тема 8. Выражаем свое мнение (4-5 класс): Обсуждение различных тем
(любимый фильм, книга, игра и т.д.). Обучение выражению своего мнения и
аргументации.
• Тема 9. Слушаем и понимаем (2-5 класс): Игры на развитие слухового
внимания ("Испорченный телефон", "Что изменилось"). Выполнение
инструкций на слух (например, "Положи карандаш на книгу").
• Тема 10. Работа в группе (2-5 класс): Совместное выполнение заданий в
группах (составление рассказа по картинке, изготовление поделки,
разгадывание кроссворда). Обучение навыкам сотрудничества и
взаимопомощи.
• Тема 11. Речевой этикет (2-5 класс): Беседа о правилах речевого этикета
(обращение на "Вы", использование "волшебных" слов, умение слушать и не
перебивать собеседника). Разыгрывание ситуаций, требующих соблюдения
речевого этикета.
• Тема 12. Итоговое занятие: "Учимся общаться": Итоговая игра, в которой
учащиеся демонстрируют свои коммуникативные навыки.
5. Методическое обеспечение:
• Карточки с картинками, изображающими эмоции.
• Схемы для составления рассказа о себе.
• Планы для описания предметов.
• Образцы диалогов.
• Карточки с заданиями для работы в группах.
• Аудиозаписи с инструкциями.
• Мультимедийные презентации.
• Наглядные пособия.
6. Материально-техническое обеспечение:
• Классная комната, оборудованная для занятий.
• Столы и стулья для учащихся.
• Доска.
• Компьютер.
• Интерактивная доска
• Экран.
• Канцелярские товары (карандаши, ручки, бумага, краски).
• Дидактические материалы.
• Игрушки.
7. Система оценки достижения планируемых результатов:
• Формы контроля:
* Наблюдение за работой учащихся на уроках.
* Оценка устных ответов.
* Оценка письменных работ (рассказов, описаний, диалогов).
* Анализ участия в ролевых играх и дискуссиях.
* Оценка работы в группах.
* Итоговая игра.
• Критерии оценки:
* Связность и логичность высказываний.
* Грамматическая правильность речи.
* Словарный запас.
* Умение слушать и понимать речь.
* Умение выражать свое мнение.
* Умение работать в коллективе.
* Соблюдение правил речевого этикета.
• Периодичность контроля: Текущий контроль – на каждом уроке,
промежуточный контроль – после изучения каждой темы, итоговый контроль
– в конце учебного года\
**8. Список литературы:**
1.
Альбрехт
Э.Я.
Психолого-педагогическая
характеристика
нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией [Текст]:
автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03). - М.: АПН СССР, НИИ
дефектологии, 1976. - 21 с.
2.
Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного
возраста и пути его активизации // Дефектология [Текст]. - 1987. - №4 - С.
- 3 - 8.
3.
Базарская
Н.И.
О
некоторых
особенностях
коммуникативного
поведения // Язык и национальное сознаниеp [Текст]. - Воронеж, 1998.
4.
Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности
[Текст]. – Таллинн, 1998.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. –
М.: Педагогика, 1995.
6. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст]. – М.: Педагогика, 1993.
7. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология [Текст]. - М.:
Аспект Пресс, 2001.
8. Брудный А.А. Понимание и общение [Текст]. – М.: Просвещение, 1989.
9.
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга [Текст]. – М.:
Политиздат, 1998.
10. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский
Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5 [Текст]. М.: Педагогика, 1983.
11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников [Текст]. -М.: Просвещение, 1985. - 50 с.
12. Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников
/ М. Ф. Гнездилов [Текст] . М. : Педагогика 1947. - 135 с.
**9. Приложения:**
• Карточки с картинками, изображающими эмоции.
• Схемы для составления рассказа о себе.
• Планы для описания предметов.
• Образцы диалогов.
• Карточки с заданиями для работы в группах.
• Аудиозаписи с инструкциями.
• Мультимедийные презентации.
• Фотографии с уроков.