Напоминание

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка


Автор: Воронова Светлана Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ Большепикинская ОШ
Населённый пункт: г.Бор , Нижегородская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Проект "Развитие коммуникативных навыков на уроках русского

языка и речевой практики в классе-комплекте 2-6 для детей с

интеллектуальными нарушениями"

1. Титульный лист:

• Название образовательной организации:

• Название проекта: "Развитие коммуникативных навыков на уроках

русского языка в классе-комплекте 2-6 для детей с интеллектуальными

нарушениями"

• Направленность проекта: Социально-коммуникативная

• Возраст обучающихся: 2-6 класс (учащиеся с интеллектуальными

нарушениями)

• Срок реализации проекта: 1 учебный год

• ФИО разработчика: Воронова С.Н.

• Должность разработчика: Учитель

• Год разработки: 2023-2024

2. Пояснительная записка:

Актуальность: Развитие коммуникативных навыков у детей с

интеллектуальными нарушениями является важным условием их успешной

социальной адаптации и интеграции в общество. Умение общаться, выражать

свои мысли и понимать других людей помогает им устанавливать контакты,

участвовать в общественной жизни и реализовывать свой потенциал. В

условиях класса-комплекта необходимо учитывать разноуровневость

развития коммуникативных навыков у учащихся и использовать

индивидуализированный подход.

Проблема: Дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают

трудности в общении, обусловленные особенностями их развития:

ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи,

трудности в понимании речи, неумение выражать свои мысли и чувства,

проблемы в установлении контакта с другими людьми.

Цель: Развитие коммуникативных навыков у учащихся с

интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и речевой

практики, необходимых для успешного социального взаимодействия.

Задачи:

• Образовательные:

* Обогащать словарный запас учащихся.

* Формировать грамматически правильную речь.

* Обучать навыкам слушания и понимания речи.

* Формировать навыки построения связных высказываний.

* Обучать правилам речевого этикета.

• Коррекционно-развивающие:

* Развивать внимание, память, мышление, речь.

* Развивать коммуникативные умения: вступать в диалог, поддерживать

разговор, выражать свою точку зрения, слушать собеседника, задавать

вопросы, отвечать на вопросы.

* Развивать эмоциональный интеллект: распознавать и понимать свои

эмоции и эмоции других людей, выражать свои чувства адекватным

способом.

• Воспитательные:

* Воспитывать культуру общения.

* Формировать уважительное отношение к собеседнику.

* Воспитывать умение работать в коллективе.

• Принципы реализации проекта:

• Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей и потребностей

каждого ученика.

• Доступность: Адаптация содержания и методов обучения к возможностям

детей.

• Наглядность: Использование наглядных пособий и материалов.

• Практическая направленность: Связь обучения с реальной жизнью.

• Позитивная мотивация: Создание атмосферы успеха и поддержки.

• Систематичность и последовательность: Постепенное усложнение

заданий и упражнений.

Особенности организации деятельности:

• Уроки русского языка и речевой практики в классе-комплекте строятся с

учетом разноуровневости подготовки учащихся.

• Используются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная,

групповая, фронтальная.

• Применяются активные методы обучения: ролевые игры, дискуссии,

проекты, работа в группах, интерактивные упражнения.

• Используются технические средства обучения (компьютер, интерактивная

доска, аудио- и видеоматериалы).

• Создается комфортная и доброжелательная атмосфера на уроках.

• Планируемые результаты:

• Учащиеся расширят словарный запас.

• Учащиеся научатся строить грамматически правильные предложения.

• Учащиеся улучшат навыки слушания и понимания речи.

• Учащиеся научатся строить связные высказывания.

• Учащиеся овладеют правилами речевого этикета.

• Учащиеся улучшат свои коммуникативные умения.

• Учащиеся научатся распознавать и понимать свои эмоции и эмоции

других людей.

• Учащиеся улучшат свои навыки работы в коллективе.

3.

4. Содержание программы:

• Тема 1. Знакомство. Правила общения: Знакомство друг с другом (имя,

любимое занятие). Игра "Приветствие" (разные способы приветствия:

словесное, невербальное). Составление правил общения в классе (уважать

друг друга, слушать внимательно, говорить по очереди и т.д.).

• Тема 2. Волшебные слова (2-3 класс): Чтение и разучивание "вежливых"

слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания и т.д.). Ролевые игры

"В магазине" (покупка продуктов), "В гостях" (приветствие, угощение).

• Тема 3. Мои чувства (2-5 класс): Знакомство с эмоциями (радость, грусть,

злость, страх и т.д.). Рассматривание картинок с изображением эмоций.

Игры "Покажи эмоцию" (учащиеся изображают эмоции мимикой и жестами),

"Угадай эмоцию" (учащиеся отгадывают, какую эмоцию показывает другой

ученик).

• Тема 4. Рассказываем о себе (3-4 класс): Составление рассказа о себе (имя,

возраст, семья, любимое занятие и т.д.). Работа в парах: "Расскажи о себе

другу" (учащиеся рассказывают друг другу о себе).

• Тема 5. Описываем предмет (3-5 класс): Описание предметов по плану

(цвет, форма, размер, материал и т.д.). Игра "Угадай предмет по описанию"

(учащийся описывает предмет, остальные угадывают).

• Тема 6. Составляем диалог (4-5 класс): Составление диалогов на заданные

темы (покупка в магазине, разговор по телефону, встреча с другом и т.д.).

Чтение диалогов по ролям.

• Тема 7. Как попросить о помощи (2-5 класс): Разыгрывание ситуаций, в

которых нужно попросить о помощи (учителя, друга, прохожего).

Обсуждение правильных способов обращения за помощью.

• Тема 8. Выражаем свое мнение (4-5 класс): Обсуждение различных тем

(любимый фильм, книга, игра и т.д.). Обучение выражению своего мнения и

аргументации.

• Тема 9. Слушаем и понимаем (2-5 класс): Игры на развитие слухового

внимания ("Испорченный телефон", "Что изменилось"). Выполнение

инструкций на слух (например, "Положи карандаш на книгу").

• Тема 10. Работа в группе (2-5 класс): Совместное выполнение заданий в

группах (составление рассказа по картинке, изготовление поделки,

разгадывание кроссворда). Обучение навыкам сотрудничества и

взаимопомощи.

• Тема 11. Речевой этикет (2-5 класс): Беседа о правилах речевого этикета

(обращение на "Вы", использование "волшебных" слов, умение слушать и не

перебивать собеседника). Разыгрывание ситуаций, требующих соблюдения

речевого этикета.

• Тема 12. Итоговое занятие: "Учимся общаться": Итоговая игра, в которой

учащиеся демонстрируют свои коммуникативные навыки.

5. Методическое обеспечение:

• Карточки с картинками, изображающими эмоции.

• Схемы для составления рассказа о себе.

• Планы для описания предметов.

• Образцы диалогов.

• Карточки с заданиями для работы в группах.

• Аудиозаписи с инструкциями.

• Мультимедийные презентации.

• Наглядные пособия.

6. Материально-техническое обеспечение:

• Классная комната, оборудованная для занятий.

• Столы и стулья для учащихся.

• Доска.

• Компьютер.

• Интерактивная доска

• Экран.

• Канцелярские товары (карандаши, ручки, бумага, краски).

• Дидактические материалы.

• Игрушки.

7. Система оценки достижения планируемых результатов:

• Формы контроля:

* Наблюдение за работой учащихся на уроках.

* Оценка устных ответов.

* Оценка письменных работ (рассказов, описаний, диалогов).

* Анализ участия в ролевых играх и дискуссиях.

* Оценка работы в группах.

* Итоговая игра.

• Критерии оценки:

* Связность и логичность высказываний.

* Грамматическая правильность речи.

* Словарный запас.

* Умение слушать и понимать речь.

* Умение выражать свое мнение.

* Умение работать в коллективе.

* Соблюдение правил речевого этикета.

• Периодичность контроля: Текущий контроль – на каждом уроке,

промежуточный контроль – после изучения каждой темы, итоговый контроль

– в конце учебного года\

**8. Список литературы:**

1.

Альбрехт

Э.Я.

Психолого-педагогическая

характеристика

нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией [Текст]:

автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.03). - М.: АПН СССР, НИИ

дефектологии, 1976. - 21 с.

2.

Аугене Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного

возраста и пути его активизации // Дефектология [Текст]. - 1987. - №4 - С.

- 3 - 8.

3.

Базарская

Н.И.

О

некоторых

особенностях

коммуникативного

поведения // Язык и национальное сознаниеp [Текст]. - Воронеж, 1998.

4.

Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности

[Текст]. – Таллинн, 1998.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. –

М.: Педагогика, 1995.

6. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст]. – М.: Педагогика, 1993.

7. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология [Текст]. - М.:

Аспект Пресс, 2001.

8. Брудный А.А. Понимание и общение [Текст]. – М.: Просвещение, 1989.

9.

Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга [Текст]. – М.:

Политиздат, 1998.

10. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский

Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5 [Текст]. М.: Педагогика, 1983.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно

отсталых дошкольников [Текст]. -М.: Просвещение, 1985. - 50 с.

12. Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников

/ М. Ф. Гнездилов [Текст] . М. : Педагогика 1947. - 135 с.

**9. Приложения:**

• Карточки с картинками, изображающими эмоции.

• Схемы для составления рассказа о себе.

• Планы для описания предметов.

• Образцы диалогов.

• Карточки с заданиями для работы в группах.

• Аудиозаписи с инструкциями.

• Мультимедийные презентации.

• Фотографии с уроков.



В раздел образования