Автор: Евлахина Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "ЦРР" - детский сад .
Населённый пункт: г. Нурлат РТ
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: Развиваем музыкальный слух ребенка в домашних условиях.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»
Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага
Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.
Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя
осознать, а какой результат хочется получить.
Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая
подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим
возможным поступлением в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с
возможностью превратить его в хобби для души. И кстати большой вопрос, что в
большей степени сделает жизнь человека счастливее, первый или второй вариант :)
Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей.
Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой
ребенок.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее слушать?
Классическая музыка безусловно полезна. Это часто упоминается в литературе,
поэтому примем это как данность. Однако я думаю, что все же это необязательный
атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым самим классическая музыка. Если да, то вы
можете попробовать поделиться этим с ребенком, а после постараться увидеть обратную
связь от него. В классической музыке много звуков разной высоты, гармоний и
переплетений звуков. Мозг ребенка будет учиться воспринимать звуки разной высоты,
это полезно. Но если мама морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от
классической музыки, то ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации
лучше отказаться от прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь
гораздо важнее приятное совместное времяпрепровождение.
Итак, обратите внимание на обратную связь от ребёнка, важно, чтобы ему самому
нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное - это не заставлять. Не нравится, ну, и
не надо. Сделайте паузу на месяц, потом попробуете еще, если очень хочется. Без
фанатизма, как говорится :)
Теперь про то, из чего вообще складывается музыкальный слух:
1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию
Давайте обсудим, как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько
примеров игр, а какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь -
понять примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.
1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ
Например, как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки
маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то
пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень
забавно смотрится в их исполнении.
Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную
высоту звуков. Это важно.
Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как
чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные
голоса.
Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить,
ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и
спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно
говорят.
Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок
отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по
звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что
на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.
2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ
Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не
просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.
На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3).
Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.
Например:
Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и
мелодия не меняется от раза к разу)
любые детские песенки, которые можно включить
музыкальные игрушки
(выбирайте только игрушки, которые нормально
реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)
детское пианино
или книжка/телефон
с песенками
Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять
их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться
больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки.
Современные не всегда хороши. Я бы брала проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.
Своего сына я проверяла тем, что пела мелодию без слов, а он угадывал, что за
песня. Но это подходит только тем, у кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо
этого можно включать начало песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.
3) УЧИМСЯ ПЕТЬ
Умение петь я бы еще разделила на составляющие:
музыкальный слух
чувство ритма
голос
Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь.
Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом
прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не
поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские
песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у
родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то
петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная
последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев
каждый раз как придется.
Как и когда начать петь?
Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.
Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают
окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.
Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно
хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как
ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под
музыку.
И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным
образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивый звук.
Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка.
Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать
их.
Но в целом не будет лишним пойти на какой-нибудь музыкальный кружок.
Желаю всем радости от талантов ваших деток! Они удивительные! И наша
задача дать им возможности развивать свои таланты!