Напоминание

Развиваем музыкальный слух ребенка в домашних условиях.


Автор: Евлахина Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "ЦРР" - детский сад .
Населённый пункт: г. Нурлат РТ
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: Развиваем музыкальный слух ребенка в домашних условиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя

осознать, а какой результат хочется получить.

Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая

подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим

возможным поступлением в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с

возможностью превратить его в хобби для души. И кстати большой вопрос, что в

большей степени сделает жизнь человека счастливее, первый или второй вариант :)

Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей.

Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой

ребенок.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее слушать?

Классическая музыка безусловно полезна. Это часто упоминается в литературе,

поэтому примем это как данность. Однако я думаю, что все же это необязательный

атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым самим классическая музыка. Если да, то вы

можете попробовать поделиться этим с ребенком, а после постараться увидеть обратную

связь от него. В классической музыке много звуков разной высоты, гармоний и

переплетений звуков. Мозг ребенка будет учиться воспринимать звуки разной высоты,

это полезно. Но если мама морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от

классической музыки, то ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации

лучше отказаться от прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь

гораздо важнее приятное совместное времяпрепровождение.

Итак, обратите внимание на обратную связь от ребёнка, важно, чтобы ему самому

нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное - это не заставлять. Не нравится, ну, и

не надо. Сделайте паузу на месяц, потом попробуете еще, если очень хочется. Без

фанатизма, как говорится :)

Теперь про то, из чего вообще складывается музыкальный слух:

1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)

2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию

3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию

Давайте обсудим, как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько

примеров игр, а какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь -

понять примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.

1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ

Например, как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки

маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то

пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень

забавно смотрится в их исполнении.

Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную

высоту звуков. Это важно.

Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как

чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные

голоса.

Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить,

ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и

спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно

говорят.

Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок

отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по

звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что

на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.

2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ

Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не

просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.

На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3).

Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.

Например:

Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и

мелодия не меняется от раза к разу)

любые детские песенки, которые можно включить

музыкальные игрушки

(выбирайте только игрушки, которые нормально

реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)

детское пианино

или книжка/телефон

с песенками

Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять

их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться

больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки.

Современные не всегда хороши. Я бы брала проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.

Своего сына я проверяла тем, что пела мелодию без слов, а он угадывал, что за

песня. Но это подходит только тем, у кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо

этого можно включать начало песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.

3) УЧИМСЯ ПЕТЬ

Умение петь я бы еще разделила на составляющие:

музыкальный слух

чувство ритма

голос

Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь.

Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом

прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не

поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские

песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у

родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то

петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная

последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев

каждый раз как придется.

Как и когда начать петь?

Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.

Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают

окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.

Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно

хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как

ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под

музыку.

И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным

образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивый звук.

Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка.

Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать

их.

Но в целом не будет лишним пойти на какой-нибудь музыкальный кружок.

Желаю всем радости от талантов ваших деток! Они удивительные! И наша

задача дать им возможности развивать свои таланты!



В раздел образования