Напоминание

"Великая Отечественная Война"


Автор: Болтнева Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 22 "Журавлик"
Населённый пункт: город Сафоново Смоленской области
Наименование материала: проект
Тема: "Великая Отечественная Война"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 Журавлик» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с№22)

Педагогический проект

во 2 младшей группе

«Великая Отечественная Война».

Воспитатель: Болтнева Инна Викторовна

2025г.

Актуальность.

Детство – это возраст, когда закладываются базовые знания и понятия. В раннем детстве формируется личность человека,

его мировоззрение, которое определяет отношение человека, как к внешнему миру, так и к самому себе. Детям

дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь,

добрые чувства и отношение к окружающему миру. Родина, Отечество Любовь к близким людям, к детскому саду, к

родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства

патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как

любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. Воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно

трудная задача, решение которой требует терпения и такта. А в современных семьях, подчас, подобные вопросы не

считаются важными и заслуживающими должного внимания. А патриотизм необходимо прививать ребёнку через любовь

к истории своей семьи. В данном проекте я обращаюсь к теме Вов, потому что она способствует связи поколений. Но

работая над этим проектом, я столкнулись с проблемой, что дети (в моём случае, раннего возраста) практически ничего

не знают о ВОВ, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой, и какое ко всему этому

имеют отношение их дедушки, а у кого- то и бабушки. Таким образом, через реализацию данного проекта поставила

своей целью знакомить детей с подвигом советских солдат, формировать чувство гордости за свой народ и его боевые

заслуги, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, дать первоначальные знания о ВОВ.

Проблема проекта:

В настоящее время в семье мало времени уделяется духовно– нравственному и патриотическому воспитанию детей,

поэтому у них наблюдается дефицит знаний о родном крае, о подвиге нашей страны в годы ВОВ…

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для

современного общества. У детей 3-4-х лет в силу своего возраста отсутствуют или имеют слабые первоначальные знания об

истории возникновения праздника «9 мая - День Победы»: о ВОВ, о людях военных профессий, о военной технике, о

необходимости защищать свою Родину. Ещё проблема данного проекта состоит в том, что недостаточно материала,

адаптированного для детей раннего возраста.

Вид проекта: социально-познавательный, группой.

По времени проведения:

Краткосрочный.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.

У детей появится интерес к армии, уважение к защитникам Отечества

.

2.

Начнёт формироваться любовь к Родине

.

3

.

Станут развиваться нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность

.

4

.

Дети получат первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.

5.Самостоятельно начнут проявлять инициативу: рассматривать иллюстрации, участвовать в беседах…

6.С удовольствием будут слушать стихи о войне и победе, песни военных лет.

Цель: познакомить детей раннего возраста с праздником - День Победы.

Гипотеза:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы первоначальные представления о празднике 9 мая, о защитниках

нашей Родины, об армии нашей страны.

Принципы.

Доступность – учет возрастных особенностей детей.

Систематичность и последовательность.

Постепенная подача материала от простого к сложному.

Динамичность (интеграция образовательных областей).

Формы реализации проекта:

Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

Наглядные (показ картин и иллюстраций о войне, героях);

Практические (дидактические игры, пальчиковые игры).

Содержание работы по проекту:

Работа с детьми:

Беседа о празднике «Этот День Победы!».

Проведение подвижных игр, физкультминуток.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций на военную тему.

Беседа о военной технике, о военных профессиях»

Практические:

проведение НОД по рисованию (рисование гуашью нетрадиционным способом) «Праздничный салют 9 мая»;

проведение НОД по лепке пластилином «Салют»;

проведение НОД по аппликации (изготовление плаката) «За мирное небо над головой»;

проведение НОД по аппликации «Праздничная открытка к 9 мая».

Игровые (дидактические и подвижные игры).

Работа с воспитателями:

Презентация проекта.

Работа с родителями:

.

Папки передвижки, помощь родителей в поисках информации о ВОВ.

.

Помощь в создании выставки военной техники.

.

Изготовление открыток: «Подарок ветерану».

.

Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;

Подбор методической литературы по теме.

Беседы с детьми.

Подбор наглядного материала к образовательной, игровой деятельности, беседам (атрибуты, картины, иллюстрации и

т.д.).

Подбор художественной литературы по теме.

Основной этап:

Работа с детьми:

Беседа о празднике «Этот День Победы!».

Проведение подвижных игр, физкультминуток.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций на военную тему.

Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».

Работа с родителями:

Изготовление открыток: «Подарок ветерану».

Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».

Заключительный этап:

Обработка результатов по реализации проекта (самоанализ проделанной работы).

Результат проведенной работы:

У детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества.

Дети получили первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.

Самостоятельно стали проявлять инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах…

С удовольствием слушают стихи о войне и победе, песни военных лет.

Полученные результаты в работе над проектом:

1.

Экскурсия дошкольников к обелиску Славы.

2.

Оформление выставки «Военная техника».

3.

Оформление альбомов «ВОВ », «Дети войны».

Список литературы:

1.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под

редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

2.

Мы живём в России» младшая группа Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова « Москва 2008».

3.

Аппликация с детьми раннего возраста.1-4 года. Методическое пособие ВЛАДОС 2013».

4.

Лепка с детьми раннего возраста. 1-4 года. Методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения и

родителей ВЛАДОС 2013.

5.

Изобразительная деятельность в детском саду Сакулина Н.П. и Камарова Т.С.

6.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. –

М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

7.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений

издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

8.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие

по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

9.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]:

для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с

Приложение №1

Работа с детьми.

1. Беседа:

«Этот День Победы!».

Задачи:

дать детям первоначальные знания о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы

Великой Отечественной войны;

активизировать эмоциональную сферу детей, вызвать у них желание участвовать в беседе;

обогащать словарный запас;

воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.

Ход беседы:

9 мая – самый главный праздник в нашей стране. День Победы - великий и серьёзный праздник, не только для России, но

и для других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, было очень трудно во время войны, тяжело было

всем, и взрослым, и детям…Армия с помощью русского народа победила врагов и прогнала их из нашей страны, а потом

и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

Чтение стихотворения:

«Навек запомни!» (отрывок)

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты —

Рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел

И Родину сберег.

Автор: М. Исаковский

- Это была страшная и долгая война. Рано утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, внезапно разорвали начались взрывы

ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что она будет самая кровопролитная. Наши храбрые солдаты

не пустили немцев к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей

погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши смелые воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину, и

водрузили флаг над Рейхстагом (это главное здание в Берлине). Это случилось 9 мая 1945 года. И с тех пор каждый житель

нашей страны, и жители других стран отмечают этот праздник.

Прослушивание муз. композиции: «День Победы»

- В этой войне участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и

поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных

героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых

были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации).

Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает

им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они

защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.

Берегите свою Родину, растите честными, мужественными, смелыми.

2. Проведение подвижных игр, физкультминуток.

Подвижная игра «Поезд».

Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу;

приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны».

Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети

переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд

останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу

дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра «Самолёты».

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и

начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как

«летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками

перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья

у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Физкультминутки:

Самолеты.

Самолёты загудели, (Вращение перед грудью

согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные

наклоны влево и вправо)

На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели. (Руки в стороны, "летим" по кругу).

На параде.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас. (Маршируют на месте)

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей! (Хлопки в ладоши)

Застучали наши ножки

Громче, громче, и быстрей! (Ходьба на месте.)

3.Рисование «Праздничный салют»

Задачи. Вызвать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с

разными материалами. Освоение способа «принт» (печать) и рисование с помощью штампа. Учить рисовать нетрадиционными

способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном, пробкой и звездочкой, сделанной из моркови; ориентироваться

на листе бумаги. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в

изодеятельности доступными изобразительно-выразительными средствами.

Предварительная работа. Рассматривание изображений салюта. Игры с разноцветными мячами. Освоение способа «принт»

(печать).

Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции – лист бумаги большого формата, краски

гуашевые, материалы для экспериментирования с отпечатками – ватные диски, тампоны, тряпочки, пробки, печатки, звездочки

из моркови.

Содержание.

Воспитатель читает детям стихотворение О. Выготской «Салют»:

Вокруг все было тихо,

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат: «Ура!»

Любуются

На праздничный салют!

Педагог выкладывает на стол основу для коллективной композиции – лист бумаги темно-голубого или синего цвета. Говорит:

«Это небо! А где салют?» Берет поочередно разные материалы, приготовленные для экспериментирования, и начинает ставить

отпечатки, приговаривая: «Беру пробку, окунаю в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – получился огонек! Беру звездочку,

окуну в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – вот какой огонек!

Вовлекает детей в экспериментирование с разными материалами. Помогает приемом «рука в руке», жестом, словом. Дети по

своему желанию выбирают материалы для рисования.

В конце можно прочитать отрывок:

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

4. Чтение художественной литературы.

Чтение стихов А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик».

5. Рассматривание иллюстраций на военную тему.

6. Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».

Приложение №2

Работа с педагогами.

Презентация проекта.

Приложение №3

Работа с родителями:

Изготовление открыток: «Подарок ветерану».

Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».

Консультация для родителей:

«Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».

Для чего это нужно

Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно,

не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка.

При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить

героизм предков, их подвиги.

Зачем детям рассказывать о войне

Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет

сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны –

заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою

страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на

несколько частей.

Как рассказать ребенку о войне?

Следует учитывать возрастные особенности детей при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать

небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для

наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит

понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами войны?

Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный

замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.

В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только

в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом

городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.

Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они

прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали

целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.

Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы?

К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно

поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны

надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.

Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?

Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны,

разучиваются стихи и песни.

Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например,

руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской

Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только

арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы,

армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.

В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и

пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.

Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья.

Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.

Военная техника и военные профессии.

Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют

военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой

техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.

Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют,

куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.



В раздел образования