Автор: Болтнева Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 22 "Журавлик"
Населённый пункт: город Сафоново Смоленской области
Наименование материала: проект
Тема: "Великая Отечественная Война"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 Журавлик» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с№22)
Педагогический проект
во 2 младшей группе
«Великая Отечественная Война».
Воспитатель: Болтнева Инна Викторовна
2025г.
Актуальность.
Детство – это возраст, когда закладываются базовые знания и понятия. В раннем детстве формируется личность человека,
его мировоззрение, которое определяет отношение человека, как к внешнему миру, так и к самому себе. Детям
дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь,
добрые чувства и отношение к окружающему миру. Родина, Отечество Любовь к близким людям, к детскому саду, к
родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как
любили и берегли её наши предки: отцы, деды, прадеды. Воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно
трудная задача, решение которой требует терпения и такта. А в современных семьях, подчас, подобные вопросы не
считаются важными и заслуживающими должного внимания. А патриотизм необходимо прививать ребёнку через любовь
к истории своей семьи. В данном проекте я обращаюсь к теме Вов, потому что она способствует связи поколений. Но
работая над этим проектом, я столкнулись с проблемой, что дети (в моём случае, раннего возраста) практически ничего
не знают о ВОВ, о воинах - героях, которые отдали жизнь за мирное небо над нашей головой, и какое ко всему этому
имеют отношение их дедушки, а у кого- то и бабушки. Таким образом, через реализацию данного проекта поставила
своей целью знакомить детей с подвигом советских солдат, формировать чувство гордости за свой народ и его боевые
заслуги, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, дать первоначальные знания о ВОВ.
Проблема проекта:
В настоящее время в семье мало времени уделяется духовно– нравственному и патриотическому воспитанию детей,
поэтому у них наблюдается дефицит знаний о родном крае, о подвиге нашей страны в годы ВОВ…
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для
современного общества. У детей 3-4-х лет в силу своего возраста отсутствуют или имеют слабые первоначальные знания об
истории возникновения праздника «9 мая - День Победы»: о ВОВ, о людях военных профессий, о военной технике, о
необходимости защищать свою Родину. Ещё проблема данного проекта состоит в том, что недостаточно материала,
адаптированного для детей раннего возраста.
Вид проекта: социально-познавательный, группой.
По времени проведения:
Краткосрочный.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1.
У детей появится интерес к армии, уважение к защитникам Отечества
.
2.
Начнёт формироваться любовь к Родине
.
3
.
Станут развиваться нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность
.
4
.
Дети получат первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.
5.Самостоятельно начнут проявлять инициативу: рассматривать иллюстрации, участвовать в беседах…
6.С удовольствием будут слушать стихи о войне и победе, песни военных лет.
Цель: познакомить детей раннего возраста с праздником - День Победы.
Гипотеза:
В ходе реализации проекта у детей будут сформированы первоначальные представления о празднике 9 мая, о защитниках
нашей Родины, об армии нашей страны.
Принципы.
Доступность – учет возрастных особенностей детей.
Систематичность и последовательность.
Постепенная подача материала от простого к сложному.
Динамичность (интеграция образовательных областей).
Формы реализации проекта:
Словесные (беседа, рассказ, объяснение);
Наглядные (показ картин и иллюстраций о войне, героях);
Практические (дидактические игры, пальчиковые игры).
Содержание работы по проекту:
Работа с детьми:
Беседа о празднике «Этот День Победы!».
Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций на военную тему.
Беседа о военной технике, о военных профессиях»
Практические:
проведение НОД по рисованию (рисование гуашью нетрадиционным способом) «Праздничный салют 9 мая»;
проведение НОД по лепке пластилином «Салют»;
проведение НОД по аппликации (изготовление плаката) «За мирное небо над головой»;
проведение НОД по аппликации «Праздничная открытка к 9 мая».
Игровые (дидактические и подвижные игры).
Работа с воспитателями:
Презентация проекта.
Работа с родителями:
.
Папки передвижки, помощь родителей в поисках информации о ВОВ.
.
Помощь в создании выставки военной техники.
.
Изготовление открыток: «Подарок ветерану».
.
Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Постановка целей, задач, определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы по теме.
Беседы с детьми.
Подбор наглядного материала к образовательной, игровой деятельности, беседам (атрибуты, картины, иллюстрации и
т.д.).
Подбор художественной литературы по теме.
Основной этап:
Работа с детьми:
Беседа о празднике «Этот День Победы!».
Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций на военную тему.
Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».
Работа с родителями:
Изготовление открыток: «Подарок ветерану».
Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Заключительный этап:
Обработка результатов по реализации проекта (самоанализ проделанной работы).
Результат проведенной работы:
У детей появился интерес к армии, уважение к защитникам Отечества.
Дети получили первоначальные представления об истории праздника нашей страны – 9 мая.
Самостоятельно стали проявлять инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах…
С удовольствием слушают стихи о войне и победе, песни военных лет.
Полученные результаты в работе над проектом:
1.
Экскурсия дошкольников к обелиску Славы.
2.
Оформление выставки «Военная техника».
3.
Оформление альбомов «ВОВ », «Дети войны».
Список литературы:
1.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под
редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
2.
Мы живём в России» младшая группа Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова « Москва 2008».
3.
Аппликация с детьми раннего возраста.1-4 года. Методическое пособие ВЛАДОС 2013».
4.
Лепка с детьми раннего возраста. 1-4 года. Методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения и
родителей ВЛАДОС 2013.
5.
Изобразительная деятельность в детском саду Сакулина Н.П. и Камарова Т.С.
6.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. –
М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
7.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений
издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
8.Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие
по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
9.Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]:
для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с
Приложение №1
Работа с детьми.
1. Беседа:
«Этот День Победы!».
Задачи:
дать детям первоначальные знания о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы
Великой Отечественной войны;
активизировать эмоциональную сферу детей, вызвать у них желание участвовать в беседе;
обогащать словарный запас;
воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.
Ход беседы:
9 мая – самый главный праздник в нашей стране. День Победы - великий и серьёзный праздник, не только для России, но
и для других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, было очень трудно во время войны, тяжело было
всем, и взрослым, и детям…Армия с помощью русского народа победила врагов и прогнала их из нашей страны, а потом
и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.
Чтение стихотворения:
«Навек запомни!» (отрывок)
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты —
Рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел
И Родину сберег.
Автор: М. Исаковский
- Это была страшная и долгая война. Рано утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, внезапно разорвали начались взрывы
ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что она будет самая кровопролитная. Наши храбрые солдаты
не пустили немцев к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей
погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши смелые воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину, и
водрузили флаг над Рейхстагом (это главное здание в Берлине). Это случилось 9 мая 1945 года. И с тех пор каждый житель
нашей страны, и жители других стран отмечают этот праздник.
Прослушивание муз. композиции: «День Победы»
- В этой войне участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и
поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных
героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых
были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации).
Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает
им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они
защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Берегите свою Родину, растите честными, мужественными, смелыми.
2. Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Подвижная игра «Поезд».
Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу;
приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны».
Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети
переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд
останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу
дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
Подвижная игра «Самолёты».
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и
начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как
«летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками
перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья
у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Физкультминутки:
Самолеты.
Самолёты загудели, (Вращение перед грудью
согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные
наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, "летим" по кругу).
На параде.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас. (Маршируют на месте)
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей! (Хлопки в ладоши)
Застучали наши ножки
Громче, громче, и быстрей! (Ходьба на месте.)
3.Рисование «Праздничный салют»
Задачи. Вызвать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с
разными материалами. Освоение способа «принт» (печать) и рисование с помощью штампа. Учить рисовать нетрадиционными
способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном, пробкой и звездочкой, сделанной из моркови; ориентироваться
на листе бумаги. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в
изодеятельности доступными изобразительно-выразительными средствами.
Предварительная работа. Рассматривание изображений салюта. Игры с разноцветными мячами. Освоение способа «принт»
(печать).
Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции – лист бумаги большого формата, краски
гуашевые, материалы для экспериментирования с отпечатками – ватные диски, тампоны, тряпочки, пробки, печатки, звездочки
из моркови.
Содержание.
Воспитатель читает детям стихотворение О. Выготской «Салют»:
Вокруг все было тихо,
И вдруг – салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Над площадью,
Над крышами,
Над праздничной Москвой
Взвивается все выше
Огней фонтан живой!
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат: «Ура!»
Любуются
На праздничный салют!
Педагог выкладывает на стол основу для коллективной композиции – лист бумаги темно-голубого или синего цвета. Говорит:
«Это небо! А где салют?» Берет поочередно разные материалы, приготовленные для экспериментирования, и начинает ставить
отпечатки, приговаривая: «Беру пробку, окунаю в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – получился огонек! Беру звездочку,
окуну в краску и …шлеп (ставит отпечаток) – вот какой огонек!
Вовлекает детей в экспериментирование с разными материалами. Помогает приемом «рука в руке», жестом, словом. Дети по
своему желанию выбирают материалы для рисования.
В конце можно прочитать отрывок:
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
4. Чтение художественной литературы.
Чтение стихов А. Барто «Флажок», «Самолет», «Кораблик».
5. Рассматривание иллюстраций на военную тему.
6. Прослушивание музыкальной композиции: «День Победы».
Приложение №2
Работа с педагогами.
Презентация проекта.
Приложение №3
Работа с родителями:
Изготовление открыток: «Подарок ветерану».
Консультация: «Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Консультация для родителей:
«Как рассказать ребенку о подвиге народа в годы ВОВ».
Для чего это нужно
Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно,
не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка.
При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить
героизм предков, их подвиги.
Зачем детям рассказывать о войне
Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет
сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны –
заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою
страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на
несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне?
Следует учитывать возрастные особенности детей при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать
небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для
наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит
понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
Как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Как не напугать ребенка ужасами войны?
Рассказывая об Отечественной войне, следует объяснить, что фашистская Германия напала на Советский Союз. Коварный
замысел врага заключался в том, чтобы максимально быстро уничтожить спящий, ни о чем не подозревающий народ.
В беседе с ребенком нужно обязательно указать, что вся страна объединилась против захватчиков. Происходили бои не только
в специально отведенных местах – на ратных полях. Военные действия возникали везде, где появлялись враги. В каждом
городе или деревне жители отстаивали свою свободу, не желая подчиняться оккупантам.
Так появились партизаны. Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они
прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику. Солдаты, которые уходили на фронт, воевали
целыми отрядами, дивизиями. Это были самые обычные граждане, которые хотели помочь своей стране.
Как грамотно рассказать детям о войне 1941–1945 годов? С какого их возраста следует начинать вести беседы?
К 3 годам ребенок уже понимает, кто такие враги и друзья. В этом возрасте не стоит вдаваться в подробности. Достаточно
поведать о том, что наша страна победила в этой войне. 9 мая граждане празднуют свой триумф. В День Победы ветераны
надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют.
Почему началась война? Как им объяснить, почему она началась?
Такие вопросы волнуют родителей. Перед Днем Победы в дошкольных учреждениях проводятся беседы о героях войны,
разучиваются стихи и песни.
Следует объяснить детям, что межгосударственные конфликты могут происходить по разным причинам. Например,
руководители стран поссорились, или врагу захотелось захватить богатую и процветающую область. Война с нацистской
Германией имела совсем другие причины. Правитель-фашист решил убивать людей, исходя из их национальности. Только
арийская раса имела право жить и господствовать на планете. Все остальные национальности (русские, поляки, французы,
армяне, евреи) должны были быть уничтожены или полностью подчиниться фашистскому режиму.
В связи с этим следует пояснить, что и в Германии проживали люди разных национальностей. Эта страна первой же и
пострадала от нацистов. Чтобы не стать рабами фашистов, русские люди решили победить врага.
Как рассказать ребенку о войне? Как объяснить ее название? Отечество – это родная сторона, в которой находится дом, семья.
Солдаты воевали за свою страну, детей, жен, родителей. Поэтому Отечественная война и получила такое название.
Военная техника и военные профессии.
Можно вспомнить о том, что каждый человек имеет свою профессию. Есть врачи, рабочие, учителя, продавцы. И существуют
военные профессии. Люди специально обучаются основам тактики и стратегии. Даже в мирное время идет разработка боевой
техники – самолетов, оружия, танков, ракетных установок.
Во время войны люди военных профессий становятся командующими. Это генералы, маршалы, которые по карте определяют,
куда пойдет враг, где лучше его поймать и обезвредить.