Автор: Москаленко Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Кристаллик"
Населённый пункт: г.Салехард ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: «Детское экспериментирование в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Кристаллик»
Консультация для родителей
«Детское экспериментирование в домашних условиях
Автор: Москаленко Н.В.
«Умейте открыть перед ребенком в
окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,
что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Детское
экспериментирование
-
это
один
из
ведущих
видов
деятельности
дошкольника.
Очевидно,
что
нет
более
пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок
получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность
(почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым,
исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-
наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет
ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Толчком к
началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство,
выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Вот
несколько
советов
для
вас
по
развитию
поисково-
исследовательской
активности детей:
Поощряйте детскую любознательность и всегда находите время для
ответов на детское «почему?».
Предоставляйте ребёнку условия для действия с разными вещами,
предметами, материалами.
*Побуждайте ребёнка к самостоятельному эксперименту при помощи
мотива.
В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия
детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
Поощряйте ребёнка за проявленную самостоятельность и способность
к исследованию.
Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребёнка не пропало
желание к экспериментированию.
Учите наблюдать и делать предположения, выводы.
Создайте ситуацию успешности.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много
интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например:
Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт,
кусочки мыла и т.п.
Кухня -это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,
когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить
соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько
одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного
размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети
положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды.
Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно
ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке
полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только,
чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного
(научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.
«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог
своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте
молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый
кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими
хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу
сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3часа У вас получился
прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин.
Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут
отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.
Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему
попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет
действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него
ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб
и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте
чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла
и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это
позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Не упускайте возможности для развития исследовательских навыков у
ребенка. Превращайте обыденные ситуации в увлекательные эксперименты.
Используйте прогулки, домашние дела, купание – все, что окружает ребенка.
Предлагайте детям простые опыты. Наблюдайте за их действиями.
Поддерживайте интерес к познанию. Не бойтесь, если ребенок задает много
вопросов. Ищите ответы вместе, используйте книги и энциклопедии.
Помните, что ваша роль - не только объяснять, но и вдохновлять.
Создавайте ситуации, где ребенок чувствует себя успешным. Поощряйте
самостоятельность и любознательность.
Развитие исследовательских навыков - это вклад в будущее ребенка.
Это умение мыслить, анализировать, делать выводы. Это умение учиться и
открывать новое.
Поддерживайте интерес ребенка к науке и исследованиям. Вместе
открывайте мир. Позвольте ребенку почувствовать себя настоящим ученым.