Автор: Павленко Олеся Петровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №148 "Ручеёк" г.о. Мариуполь" ДНР
Населённый пункт: г.Мариуполь, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Индивидуальные и подгрупповые занятия: плюсы и минусы"
Раздел: дошкольное образование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ:
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Автор: Павленко Олеся Петровна, учитель-логопед,
ГКДОУ «Детский сад №148 «Ручеёк» г.о. Мариуполь», ДНР
г. Мариуполь, Донецкой Народной Республики
Индивидуальные и групповые занятия играют ключевую роль в коррекционной работе
с дошкольниками с ОВЗ. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки,
которые могут в значительной степени влиять на эффективность
обучения и коррекционной работы с детьми.
Вот более детальный обзор плюсов и минусов индивидуальных и групповых занятий:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Плюсы:
1. Персонализированный подход: Занятия могут быть точно адаптированы к потребностям,
способностям и интересам конкретного ребенка, что обеспечивает более глубокую проработку
трудных тем и навыков.
2. Повышенное внимание и поддержка: Педагог может сосредоточиться на конкретных
проблемах и нуждах одного ребенка, обеспечивая больше внимания, поддержки и обратной связи.
3. Гибкость учебного плана: Индивидуальные занятия позволяют менять темп и содержание
обучения в зависимости от состояния и прогресса ребенка.
Уроки можно проводить в любое время,
что удобно для ребенка и его семьи, учитывая индивидуальные предпочтения.
4. Безопасная атмосфера: В отсутствии других детей ребенок может чувствовать себя более
комфортно и открыто выражать свои мысли и чувства, что способствует лучшему обучению.
5. Целенаправленное решение проблем: Уроки могут сосредоточиться на конкретных навыках или
проблемах, что способствует более глубокому их освоению.
6. Скорость обучения: Индивидуальные занятия позволяют двигаться в темпе, который подходит
ребенку, что может ускорить процесс усвоения материала.
Минусы:
1. Ограниченные социальные взаимодействия: Меньше возможностей для развития социальных
и коммуникационных навыков, так как ребенок не взаимодействует с другими детьми, что может
быть важно для его всестороннего развития.
2. Требования к педагогам: Ведущий занятия должен быть высококвалифицированным и
способным удерживать внимание ребенка, поддерживать мотивацию и интерес у ребенка в течение
всего занятия.
3. Ограниченье ресурсов: Индивидуальные занятия могут использовать меньше учебных
материалов и разнообразных методов, чем групповые.
4. Меньше мотивации: Некоторые дети могут терять интерес к занятиям без конкуренции и
взаимодействия с другими.
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Плюсы:
1. Социальные навыки: Дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, работать в
команде, что помогает развивать компетенции в общении и сотрудничестве.
2. Обогащение опыта: Возможность обмена идеями и опытом между детьми может привести к
более глубокому пониманию темы.
3. Мотивация через соревнование: Наличие сверстников может побуждать детей проявлять
активность и стараться лучше выполнять задания.
4. Разнообразие методов обучения: Группы могут использовать различные активные формы
работы, что делает занятия более интересными.
5. Поддержка сверстников: Дети могут получать поддержку и одобрение от своих товарищей, что
способствует повышению уверенности.
6. Эффективное использование ресурсов: В группе могут использоваться разнообразные методы и
материалы, что делает занятия более интересными и разнообразными.
7. Развитие командной работы: Групповые занятия помогают развивать навыки работы в
команде, что является важным в любых социальных взаимодействиях.
Минусы:
1. Не всегда индивидуальный подход: В групповых занятиях сложно уделить равное внимание
каждому ребенку, что может привести к недостаточному освоению материалов.
2. Разные уровни подготовки: Образовательные потребности детей могут сильно отличаться, и не
каждый получит необходимое внимание.
3. Сложности в управлении: Педагог может столкнуться с трудностями в поддержании
дисциплины и концентрации в группе.
4. Отвлекающие факторы: В группе может быть больше раздражителей, что затрудняет
внимание и сосредоточенность.
5. Конфликты между детьми: Неизбежны ситуации соперничества или конфликтов, которые
могут негативно влиять на атмосферу в группе.
Выбор между индивидуальными и групповыми занятиями зависит от многих факторов,
включая цели образовательного процесса, характеристики групп и индивидуальные
потребности детей. Индивидуальные и групповые занятия в коррекционной работе с
дошкольниками являются двумя важными компонентами, которые дополняют друг друга
и создают целостный подход к развитию детей с ОВЗ. Важно использовать оба метода
для достижения максимального эффекта в обучении и коррекции. Именно комбинация
обоих методов позволяет использовать преимущества каждого и минимизировать
недостатки, помогает каждому ребенку развиваться в своем темпе, реализовывая свой
потенциал и готовясь к дальнейшему общему образованию, учитывать возможность
социального взаимодействия, обеспечивая всестороннее развитие и обучение,
а также создавать более эффективную образовательную среду.