Напоминание

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников


Автор: Морозова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО Заречный "СОШ №3"
Населённый пункт: город Заречный Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании

младших школьников

Современная

система

образования

все

больше

смещается

в

сторону

индивидуального подхода к каждому ученику. Личностно-ориентированное обучение и

воспитание младших школьников позволяет учитывать их индивидуальные особенности,

интересы и способности, создавая благоприятные условия для развития личности. В

данной статье рассмотрены основные принципы, методы и преимущества этого подхода в

начальной школе, а также представлен детальный анализ педагогических технологий,

способствующих его эффективной реализации.

Личностно-ориентированный подход – это педагогическая стратегия, направленная

на развитие индивидуальности ребенка, его познавательной активности и эмоционально-

волевой сферы. В отличие от традиционного подхода, где главная роль отводится

усвоению знаний, личностно-ориентированное обучение ставит в центр самого ученика,

его потребности и возможности.

Ключевые принципы:

1.

Учет индивидуальных особенностей – темп обучения, уровень подготовки, тип

мышления (визуалы, аудиалы, кинестетики), особенности характера.

2.

Развитие самостоятельности – поощрение инициативы, критического мышления,

саморефлексии, умения ставить учебные цели.

3.

Создание комфортной психологической среды – эмоциональная поддержка,

доверительные отношения между учителем и учеником, минимизация стрессовых

факторов.

4.

Гибкость методов обучения – использование разнообразных форм работы

(проекты, игры, групповые и индивидуальные задания), адаптация учебного

материала.

5.

Ориентация на практическую значимость знаний – связь изучаемого материала с

реальной жизнью, формирование функциональной грамотности.

Для успешной реализации данного подхода в начальной школе применяются

современные педагогические технологии, которые можно условно разделить на несколько

групп.

1. Дифференцированное обучение

Суть метода заключается в адаптации учебного процесса к разным уровням подготовки и

способностям учащихся.

Внутренняя дифференциация – задания разной сложности в рамках одного класса

(например, многоуровневые карточки).

Групповая работа – деление на группы по интересам или уровню знаний

(например, "сильные" помогают "слабым")

Индивидуальные образовательные маршруты – персональные планы обучения для

детей с особыми потребностями (одаренных или, наоборот, отстающих).

2. Проектная деятельность

Развивает исследовательские навыки, умение работать в команде и применять знания на

практике.

Творческие проекты (рисунки, поделки, мини-спектакли).

Исследовательские проекты (простые эксперименты, наблюдения за природой).

Социальные проекты (помощь животным, экологические акции).

3. Игровые технологии

Игра – естественная форма познания для младших школьников.

Дидактические игры (лото, викторины, кроссворды).

Ролевые игры (например, "Магазин" для обучения счету, "Редакция газеты" для

развития речи).

Сюжетно-ролевые игры (моделирование жизненных ситуаций).

Компьютерные обучающие игры (интерактивные тренажеры, образовательные

приложения).

4. Портфолио ученика

Система накопления и анализа достижений ребенка.

Дневник успехов (грамоты, лучшие работы).

Рефлексивные записи (самооценка: "Чему я научился?", "Что было сложным?").

Творческие работы (рисунки, сочинения, фотографии проектов).

5. Проблемное обучение

Стимулирует познавательную активность через решение нестандартных задач.

Учебные дискуссии (обсуждение спорных вопросов) учат думать, а не зубрить, делая

обучение осмысленным.

Открытые

задачи (не

имеющие

единственного

правильного

ответа)

развивают гибкость ума и уверенность в своих идеях.

6. Технология сотрудничества

Формирует навыки взаимодействия и взаимопомощи.

Работа в парах и малых группах.

Взаимообучение (дети объясняют материал друг другу).

Коллективные творческие дела (совместные праздники, выставки).

7. Рефлексивные методы

Помогают ребенку осознать свои успехи и трудности.

"Лестница успеха" (отметка своего прогресса).

"Солнышко и тучка" (эмоциональная оценка урока).

Мини-сочинения ("Что я узнал сегодня?").

Преимущества личностно-ориентированного подхода:

Повышение мотивации – обучение становится интересным и осмысленным.

Развитие критического и творческого мышления – дети учатся анализировать, а не

просто запоминать.

Формирование уверенности в себе – учет индивидуального темпа снижает стресс.

Гибкость образовательного процесса – возможность адаптации под разные

потребности.

Улучшение

психологического

климата –

снижение

конфликтов,

повышение

доверия к учителю.

Личностно-ориентированный

подход

в

обучении

и

воспитании

младших

школьников – это не просто модная тенденция, а необходимость современного

образования. Он позволяет каждому ребенку чувствовать себя успешным, развивает не

только знания, но и личностные качества. Однако его реализация требует от педагога

высокого

профессионализма,

творческого

подхода

и

готовности

к

постоянному

саморазвитию. Только в этом случае можно достичь главной цели – воспитать

думающего, самостоятельного и мотивированного ученика, готового обучению в течение

всей жизни.



В раздел образования