Автор: Суков Сергей Дмитриевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ СОШ№5 Лесозаводского городского округа
Населённый пункт: город Лесозаводск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Контрольно- измерительные тесты технической подготовки учащихся 5-9 классов, раздел программы волейбол
Раздел: среднее образование
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
«Средняя образовательная школа №5
Лесозаводского муниципального округа»
Контрольно-измерительные тесты технической подготовки учащихся 5-
9 классов, раздел программы волейбол
составитель: Суков С.Д.
учитель Физической культуры
МБОУ СОШ 5 ЛМО
Лесозаводск, 2025 год
Контрольные испытания (тесты) технической подготовки учащихся в разделе
волейбол.
Важной
особенностью
образовательного
процесса
физического
воспитания
является оценивание учащихся, а именно: уровни физического развития, функциональных
возможностей, технической, теоретической подготовленности.
Оценивание (тестирование) предусмотрено по окончании совершенствования
изученного действия. В авторских программах физического воспитания А.П. Матвеева
«Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М., Просвещение,
2012., В.И. Ляха, А.А. Зданевича «Комплексная программа физического воспитания
учащихся для 1-11классов» Волгоград: Учитель, 2013., В.И. Лях «Физическая культура.
Тестовый
контроль.
5-9
классы»
М.,
Просвещение,
2014.В
данных
источниках
контрольные испытания представлены разных видов и типов. Практически все они
направлены
на
оценку
физического
развития,
функционального
состояния,
морфологических изменений.
В ходе практической деятельности учителя физической культуры часто оценивают
только технику выполнения данного двигательного действия, но при переходе к игре
учащиеся не могут играть. Возникла проблема учащиеся правильно выполняют передачи
сверху, снизу, а играть не могут? В чем проблема? Никакой проблемы нет нужно научить
детей правильно выходить под мяч в зависимости от ситуации. И тут вступает в силу
закон количество переходит в качество. Помимо оценки индивидуальных действий я
применяю и оцениваю групповое выполнение упражнений в движении, так называемые
«технички». Такие, как тройки со смещением, с разными заданиями передачи сверху,
снизу, два касания снизу и другие. После применения специально подобранных
упражнений, соответствующих данному возрасту, учащиеся легко начинают играть в
волейбол. Учащихся оцениваю по следующим критериям а) техника выполнения
упражнений ,б) количество выполненных передач на определённую оценку. Освоенность
техники определяется по показателям стабильности и устойчивости.
Данная
методика
дает
ученику
объективную
информацию
о
собственной
технической подготовленности и физическом развитии. Это позволяет видеть как
изменяется (прогрессирует) его уровень. Тем самым тестирование имеет для ученика
мотивационное, стимулирующее значение. В этом смысле, хотелось бы ещё раз заострить
внимание учителя на том, что за результат тестирования отвечает «он» - учитель (объясни,
покажи, научи – требуй
В методической разработке «контрольные испытания по технической подготовке
учащихся по разделу волейбол» приводится ряд упражнений для 5-9 классов. Учащиеся
должны освоить (выполнять) технику движений на оценку «5», «4», «3», отрицательные
оценки исключены. Критерии оценивания: «отлично» ученик получает тогда, когда
двигательное действие выполнено правильно (точно и адекватно), уверенно и легко
выполняя предложенное количество раз; «хорошо» - когда движение и количество
движений выполнено в целом правильно, но допущено не более двух незначительных
ошибок, которые ведут к неточному выполнению упражнения и некоторой скованности
движений; «удовлетворительно» - когда он совершает одну грубую ошибку, ведущую к
искажению техники движений, или три незначительные ошибки, которые приводят к
неточному выполнению данного движения; «неудовлетворительно» - двигательное
действие выполнено неправильно и неуверенно при существенном искажении техники
движения.
Данная
оценка
не
выставляется,
чтобы
не
формировать
у
ученика
отрицательного отношения к тестированию в частности, и к игре в волейбол в целом.
Таким образом, действует принцип: «Не ставь низкие или отрицательные оценки, это
снижает уровень мотивации и может привести к развитию комплекса неполноценности.
Упражнения, входящие в состав тестов, соответствуют пройденному материалу и при
последовательном обучении и правильно подобранных подводящих упражнениях
достаточно легко, выполняются.
Контрольные испытания технической подготовки
учащихся по разделу волейбол
1.
Передачи волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками над собой,
учитывается количество технических действий.
2.
Передачи волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками с отскоком от
стены, учитывается количество технических действий.
3.
Комбинированные упражнения 3 передачи мяча сверху+3 передачи с низу.
4.
Передачи мяча двумя руками снизу в стену, передал присел коснулся
руками пола и так далее.
5.
Передачи волейбольного мяча в парах.
6.
Передачи мяча в тройках со сменой мест. Можно применять
различные варианты передач сверху снизу, только сверху, только снизу, два
касания с низу затем смена мест.
7.
Приём волейбольного мяча после подачи партнёра.
8.
Нижняя прямая подача мяча, верхняя прямая подача
9.
Верхняя прямая подача в стену в мишень.
Контрольные нормативы по волейболу,
основы технической подготовки учащихся 5-9 классов.
Тест
класс
5
4
3
мальчики
девочки
мальчик
и
девочки
мальчик
и
девочки
Верхняя передача над
собой
V
8
8
6
6
4
4
VI
10
10
8
8
6
6
VII
12
12
10
10
8
8
VIII
14
14
12
12
10
10
IX
15
15
13
13
11
11
Нижняя передача над
собой
V
VI
10
10
8
8
6
6
VII
12
12
10
10
8
8
VIII
14
14
12
12
10
10
IX
16
16
14
14
12
12
Верхняя передача в
стену
V
9
9
7
7
5
5
VI
11
11
9
9
7
7
VII
13
13
11
11
9
9
VIII
14
14
12
12
11
11
IX
15
15
13
13
12
12
Нижняя передача в
стену, передал присел
V
6
6
4
4
3
3
VI
7
7
5
5
3
3
VII
9
9
7
7
5
5
VIII
10
10
8
8
6
6
IX
12
12
10
10
8
8
Передачи мяча, в
тройках со сменой мест
V
7
7
6
6
5
5
VI
8
8
7
7
6
6
VII
9
9
8
8
7
7
VIII
11
11
9
9
8
8
IX
12
12
10
10
9
9
Прием мяча
V
3
3
2
2
1
1
VI
3
3
2
2
1
1
VII
4
4
3
3
2
2
VIII
4
4
3
3
2
2
IX
4
4
3
3
2
2
Нижняя
прямая подача
V
3
3
2
2
1
1
VI
3
3
2
2
1
1
VII
4
4
3
3
2
2
VIII
4
4
3
3
2
2
Верхняя прямая
подача
VII
3
3
2
2
1
1
VIII
3
3
2
2
1
1
IX
4
4
2
2
1
1