Автор: Мельник Наталья Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: пгт Промышленная
Наименование материала: статья
Тема: "Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении".
Раздел: дошкольное образование
Поликультурное
воспитание
–
это
комплексный
разносторонний
процесс
социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и
норм.
Основываясь на принципах природосообразности, систематичности,
последовательности и культуросообразности можно представить процесс
интеграции личности в культуру следующими этапами (по Бим-Баду Б.М.):
изучение, развитие культуры своего народа;
интериоризация (усвоение) культуры;
сравнение своей культуры с культурой других народов;
развитие культуры межнационального общения;
интеграция в мировую и национальную культуру.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и
социокультурными особенностями должна быть более определенной:
иметь общий план работы,
четко выстроенную методику,
содержать познавательный региональный материал,
конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных
группах,
включать разные формы работы
Был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам.
1.
Народная песня: “Русская народная песня”, “Молдавская народная песня”,
“Украинская народная песня”.
2.
Фольклор от самой колыбели: “Русские колыбельные песни”, “Молдавские
колыбельные песни”, “Украинские колыбельные песни”.
3.
Эх, топни, нога!: “Русская частушка”, “Молдавская частушка”, “Украинская
частушка”.
4.
История народных музыкальных инструментов: “Русские народные
инструменты”, “Молдавские народные инструменты”, “Украинские народные
инструменты”.
5.
Народный танец: “Русский народный танец”, “Молдавский народный танец”,
“Украинский народный танец”.
6.
Во что играли прабабушки и прадедушки: “Народные русские игры”,
“Народные молдавские игры”, “Народные украинские игры”.
7.
Играем в свадьбу: “Играем в русскую свадьбу”, “Играем в молдавскую
свадьбу”, “Играем в украинскую свадьбу”.
Были разработаны и опробованы на практике дидактические игры поликультурного
воспитания дошкольников:
дидактическая игра “Народы, как одна семья, хотя язык их разный”;
дидактическая игра “Путешествие” (карта-путешествие по территории
Молдовы, Украины, России и Приднестровья).
Была разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского
сада в кружке краеведения “Родная сторонушка”, где в комплексной форме
решались задачи краеведо-туристической деятельности дошкольников.
Как промежуточный итог работы были проведены серии праздников и развлечений
для детей:
народный праздник “Святки”;
развлечение “В низенькой светелке”;
этическая беседа “Светец. Что такое именины?”;
народный праздник “Мэрцишор дарит счастье” (дается в приложении 3).
Также были запланированы серии праздников и развлечений:
“Капустинская вечорка” (осенние утренники);
“Наша хата потехами богата” (День рождения детского сада);
“Рождественская вечеринка”;
“Завалинка” (фольклорное развлечение по изодеятельности);
“Там, на неведомых дорожках…” (День защитников Отечества);
“Мэрцишор дарит счастье” (развлечение);
“На кого Весна пошлет” (весенние утренники);
“Пасха – праздник праздников” (развлечение);
“Праздник Ивана Купала”.
Рис. 1. Примерный тематический план и методы реализации Программы
поликультурного воспитания в учреждениях дошкольного и общего
образования.
Тематика
Дошкольное Образование
Возраст
3-5лет
5-7 лет
«Я и другие»
«Имена», «Хороший - плохой
поступок»,
День именинника
«Дружба», «Честность»,
«Добро и зло»
«Мой дом, моя семья»
семья в фотоальбоме, разучивание
песен, стихов
совместные с
родителями праздники
«Мир вокруг»
предметы быта, нужные вещи
мир профессий, что
могут взрослые
«Почитайка»
«Грамматика общения»,
«Основы
конструктивного
взаимодействия»
обсуждение хороших поступков,
беседы
«Почему так нельзя?»
опыт психологических
упражнений на общение
Все разные – все равны»
«Похожие и непохожие»,
разучивание песен, стихов
сказки и мифы края,
России
«Человек и природа»
живая и неживая природа
рассказы о природе,
«Мои младшие друзья»,
как заботиться о
животных, «Я и
растения»
«Человек и общество»
кто и где работает, кто и что
делает полезного
Российская символика с
элементами игрового
досуга
«Человек и история»
что было раньше, что было давно,
как это было, сказки и мифы
беседы с применением
элементов кросс-
культурной психологии
«Человек и мир»
транспорт, улица, город (село),
люди, овощи, фрукты, «Чего ты
боишься»
«Россия – россияне»,
«Земля – земляне»
Дополнительное образование может быть представлено следующими
направлениями:
изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное);
народные промыслы;
хореография (национальные танцы);
народные песни;
музыка (национальные музыкальные инструменты);
национальные виды спорта;
дни национальных культур;
фестивали народных искусств;
конкурсы;
выставки и др.
По каждому из указанных направлений должны быть разработаны
воспитательные программы.
В процессе осуществления нравственного воспитания реализуется задача
превращения общечеловеческих принципов морали, обогащенных
нравственным опытом своего этноса, знанием и пониманием этических
ценностей других народов, в личные нравственные качества.
Программа поликультурного воспитания в системе общего образования
должна быть реализована с учетом закономерностей формирования личности,
уже определенных в психологии и педагогике. Приоритетным направлением в
системе воспитания является формирование мировоззрения, основанного на
знании и понимании самобытности культур разных народов, умении бережно
относиться к национальным ценностям, этническим особенностям, осознании
необходимости сохранения культуры мира.
При организации воспитательного процесса необходимо исходить из этих
объективных процессов, которые и сегодня составляют сердцевину нацио-
нальных отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных
обществ. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального)
образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования
российской гражданской идентичности.
Для этого особое внимание должно уделяется использованию интерактивных
воспитательных технологий.
Технология помощи семье в поликультурном воспитании.
В решении поставленных задач большое значение имеют установки
родителей, их позиция в этом вопросе. Программа поликультурного
воспитания предусматривает разработку и реализацию комплекса
мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном
воспитании своих детей. Родителей необходимо привлечь в союзники
педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником
традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он
учится общаться, осваивать приемы коммуникации, учится слушать и уважать
мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении
опыта конструктивного общения большое значение имеет личный пример
родителей и родственников.
Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей
этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы,
общественно-социальные установки через комплекс этико-нравственных
понятий, составляющих в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и
установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из
поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется
связь времён, «спиралевидное восхождение человеческой духовности,
наследование социально-генетического кода, социальной памяти народа»
(Гершунский Б.С.).
В рамках родительского всеобуча по поликультурному воспитанию можно
порекомендовать пакет примерных программ, разработанный научным
коллективом под руководством О.И.Волжиной содержит описание подходов к
организации обучения родителей основам семейного воспитания, авторские
позиции в этом вопросе, описание роли педагога по организации
родительского просвещения и примерные программы родительского
всеобуча
5
.
Примерная тематика занятий и бесед с родителями:
Роль общения в жизни ребенка.
Причины возникновения конфликтов у детей
Как учить детей общаться?
Как научить ребенка понимать других людей?
Воспитание у детей чуткости и внимательности.
Этика семейного общения у детей.
Воспитание терпимого отношения к людям
других наций и вероисповедания.
Примерные вопросы для дискуссий (возможно совместное участие родителей и
детей при взаимном согласии):
Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?
Есть ли грань терпимости? В чем (где) они?
Нужно ли быть самим собой?
Нужно ли властвовать собой?
Возможно ли жить без конфликтов?
Возможные ситуации для обсуждения:
1.
Вы присутствуете в компании. Ваши соседи ведут разговор на непонятном
вам языке. Ваше отношение к этому. Ваши действия.
2.
В классе обучается новый ученик из другой республики, плохо говорит по-
русски. Ваш ребенок пренебрежительно (оскорбительно) высказался в его
адрес. Ваши действия.
3.
Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он
захочет. Что вы ответите?
4.
Ваш ребенок ударил одноклассника, который а) обидно его обозвал; б)
унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками,
которые его слабее и т. п. Ваши действия.
Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не
указывая имени.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и
родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю
целесообразно проводить следующую работу.
1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим
родителям:
организация поздравлений с праздникам днем рождения (подготовка
подарков, сюрпризов для родителей);
атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них («Как
помогают родителям?», «Чем помочь родителям? «Чем порадуем, как
порадуем родителей?», «Куда пригласим?» и т. п.);
проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих
близких, семье («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя
родословная» и др.);
творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии,
увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
организация выставок результатов труда родителей.
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:
знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье
(проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу,
поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение
обязанностей между родителями и детьми);
пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье,
одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для
ребенка в семье.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей:
организация семейных конкурсов в гимназии и классе — «Спортивная семья»,
«Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных газет и др.;
представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ
об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок
творческих семейных работ);
проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление
кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);
выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий
(оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.).
Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном
учреждении.
Следует отметить, что идея поликультурности стала предметом научного
исследования в начале 20 века. Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шанпельман Г. в это
понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию
общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не
допускающем унификации культур. Поликультурность, по их убеждению,
связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может
глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и
взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей.
Понятие поликультурного воспитания, получившее широкое распространение в
мировой педагогике с 1960-х годов, в связи с реакцией западной части
европейского
континента
на
наплыв
черных
и
цветных
эмигрантов,
определялось
как
«воспитание,
включающее
организацию
и
содержание
педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры,
отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому
признаку».
При характеристике поликультурного воспитания используют и
другие термины: «мультирассовое», «мультиэтническое», «мультикультурное»,
«интеркультурное» образование. В отечественной педагогике это понятие вошло
в научный оборот в 1990-х г.г. и наиболее близкие к нему по значению следует
признать
«межнациональные
отношения»,
«межкультурные
контакты».
В какой то степени поликультурное воспитание является отражением сущности
и
подходов
интернационального
воспитания.
В
то
же
время
между
поликультурным
и
интернациональным
воспитанием
есть
определенные
различия: учет национальных особенностей здесь является более важным, нежели
в
интернациональном
воспитании.
Будучи
близким
идеи
гуманного
межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергает
консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным
цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной
стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой
стороны, содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия
и
пересечения
нескольких
культур.
Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании
специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в
историческом
и
современном
контекстах.
Так,
цель
поликультурного
образования
обозначается
как
формирование
творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности
в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и
уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других
национальностей.
Задачами поликультурного образования являются следующие:
полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие
интеграции в другие культуры;
формирование многосторонних представлений о многообразии культур в
регионе, стране, мире в целом;
воспитание
положительного
отношения
к
культурным
различиям,
способствующим прогрессу человечества;
создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие
этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными
достижениями;
формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с
представителями других культур;
воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной
Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г. N 909, отмечается необходимым
«обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию
культуры
межнационального
общения,
ознакомления
детей,
молодежи,
населения с духовным богатством народов России и их в систему дошкольного
воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров».
Одной из таких программ является проводимая работа «Новые формы работы с
родителями
по
формированию
у
детей
дошкольного
возраста
этики
межнационального общения».
Взаимодействие
ДОУ
с
семьей
в
условиях
поликультурной
образовательной среды
Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости
индивидуальных нужд, личных интересов по сравнению общественными. В
провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и
справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному
отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью,
корыстью, жаждой легкой наживы. Наиболее ярким проявлением «массовой
культуры» считают «кич» («дурной товар» - нем.), «дешевка», «халтура». Он
уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитет против разлагающего
воздействия на человека массовой культуры вырабатывает только национальная,
подлинно народная культура, которую получают учащиеся через образование и
воспитание.
На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур
происходит
обогащение
и
развитие
общечеловеческой
культуры.
Состояние
современной
культуры
обуславливает
особую
значимость
интегрированного
подхода
в
воспитательно-образовательном
процессе.
Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре
молодого
поколения
предполагает
адекватные
этой
культуре
методы
междисциплинарного
освоения
материала.
Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать
знаниями,
которые можно представить
в виде следующих информационных
блоков:
историко-этнографического,
социально-политического,
культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не
только
определенных
знаний,
но
и
умений.
1.
«Историко-этнографический
блок»
включает
в
себя
знания
истории,
географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа
и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования
знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования
этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по
традициям
и
обычаям
и
т.д.
2. «
Социально-политический блок»
включает в себя знание государственного
устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов
(образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и
социальной
защиты.
Для
его
реализации
необходимы
накопление
и
систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение
ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники,
производства
для
осуществления
социокультурного
общения.
3.
«
Культурологический блок
»
включает в себя знание культуры, речи,
литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также
спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в
продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение
соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре,
умение
вести
себя
в
соответствии
с
этикетом
страны.
4.
«
Лингвистический блок
»
включает в себя знание языка, его строение
(фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты
языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в
обществе.
В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды,
которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации
представителя
любой
культуры
и
национальности.
Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между
всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в
соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное
или
опосредованное
воздействие
на
формирование
личности
детей.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ
находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте
дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия
для
обучения
ребенка
в
процессе
его
самостоятельной
деятельности.
В дошкольном
образовательном
процессе
можно
выделить
примерные
требования
к
поликультурной
среде
ребенка,
формирующие
у
детей
представления
о
человеке
в
истории
и
культуре:
1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей,
культурой,
трудом
и
бытом
разных
народов.
2.
Имеется
уголок
краеведения
(«изба»,
комната
быта
и
прочее).
3.
Имеются
образцы
народного
быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов Поволжья).
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально
созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда,
которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда
этническая.
Необходимо
целенаправленно
использовать
возможности
естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-
пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным
представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами –
миром
взрослого
и
ребенка.
Доброжелательная
атмосфера
дошкольного
учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться
между
собой,
воспитателями,
другими
детьми.
Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает
личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой
совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места
проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях,
обрядах.
Любая
образовательная
среда
России
является
педагогической
средой
полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе
друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства
эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально
и в наши дни.
Целенаправленное
использование
полиэтнической
среды
в
работе
с
родителями
поможет
обеспечить
ребенку
адекватное
восприятие
своей
национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям
других
национальностей,
развить
межкультурную
компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие
формирование:
личности человека как носителя своей национальной культуры;
человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного
усваивать традиционную культуру, язык других наций.
Компоненты
поликультурной
среды
Личность и общество
Личность и семья
Религия
Этнос
Родной
язык
Средства
массовой
информации
Средства
народной
педагогики
Методы народной педагогики
Родители
Семейные
обычаи
Обычаи
Традиции
Сказки,
детский
фольклор
Пример, совет, укор
Личность
и
общество
сверстников
Личность и значимые взрослые
Инициация
Взаимоотношения
со
сверстниками
Правила поведения детей
Наставник
Воспитатель
Семья, воспитатель
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребенка
необходимо
их
взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он
получает образование, приобретает навыки общения
с другими детьми и
взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько
эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения
семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без
активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.