Напоминание

Яркие краски на детских ладошках(техника нетрадиционного рисования)


Автор: Ольховская Валентина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЦССВ "Центральный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Яркие краски на детских ладошках(техника нетрадиционного рисования)
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЯРКИЕ КРАСКИ НА ДЕТСКИХ ЛАДОШКАХ (ТЕХНИКА

НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ)

Введение

Современная

педагогика

активно

развивает

методы

художественно-эстетического воспитания детей, среди которых особое

место

занимают

нетрадиционные

техники

рисования.

Одним

из

наиболее эффективных и доступных способов развития творческих

способностей

у

дошкольников

и

младших

школьников

является

рисование

ладошками.

Данная

методика

не

только

стимулирует

сенсорное восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики,

воображения и эмоциональной сферы ребенка.

В

статье

рассматриваются

психолого-педагогические

аспекты

применения техники рисования ладошками, ее влияние на когнитивное

и эмоциональное развитие детей, а также практические рекомендации

по внедрению этого метода в образовательный процесс.

Теоретические основы нетрадиционного рисования

Нетрадиционные

техники

рисования

представляют

собой

альтернативные способы создания изображений, выходящие за рамки

классического использования кистей и карандашей. К ним относятся:

рисование пальцами;

печать природными материалами;

монотипия;

кляксография;

рисование ладошками.

Эти

методы

позволяют

детям

экспериментировать

с

материалами, формами и цветами, что способствует раскрепощению

творческого мышления.

С

точки

зрения

психологии,

нетрадиционное

рисование

активизирует

правое

полушарие

мозга,

отвечающее

за

образное

восприятие, фантазию и эмоции. В отличие от стандартных техник, где

важна точность линий, рисование ладошками снимает страх ошибки,

позволяя ребенку свободно выражать свои чувства через цвет и форму.

Рисование ладошками: методика и особенности

1. Психолого-педагогическое обоснование

Техника

рисования

ладошками

базируется

на

следующих

принципах:

Тактильная стимуляция – контакт с краской развивает сенсорные

ощущения, что особенно важно для детей раннего возраста.

Спонтанность и свобода творчества – отсутствие жестких правил

снижает тревожность и повышает мотивацию к деятельности.

Развитие мелкой моторики – движения пальцами и ладонями

укрепляют мышцы руки, подготавливая ребенка к письму.

Формирование цветовосприятия – смешивание красок помогает

освоить основные и дополнительные цвета.

2. Возрастные особенности применения техники

Методика может использоваться с раннего дошкольного возраста,

но

ее

применение

варьируется

в

зависимости

от

этапа

развития

ребенка:

1,5–3

года

простые

отпечатки

ладошек

с

минимальной

детализацией.

3–5 лет – комбинирование отпечатков для создания образов

(птицы, деревья, цветы).

5–7

лет

усложнение

композиции,

добавление

элементов

кистевой росписи.

Для младших школьников техника может быть интегрирована в

более сложные проекты, например, создание коллективных панно или

иллюстраций к сказкам.

Практическое применение методики

1. Материалы и подготовка

Для работы потребуются:

гуашевые

или

пальчиковые

краски

(нетоксичные,

легко

смываемые);

плотная бумага или картон;

влажные салфетки для быстрой очистки рук;

дополнительные инструменты (кисти для прорисовки деталей).

Перед

началом

занятия

важно

объяснить

ребенку

последовательность действий и правила работы с красками (например,

не размазывать их по одежде).

2. Основные приемы рисования ладошками

А. Простые отпечатки

Ребенок опускает ладонь в краску и оставляет отпечаток на

бумаге. Этот прием используется для создания:

листьев деревьев;

лепестков цветов;

животных

(например,

отпечаток

с

растопыренными

пальцами

может стать павлином).

Б. Комбинированные композиции

Несколько отпечатков объединяются в единый образ:

ладошка, повернутая пальцами вниз, превращается в медузу;

два симметричных отпечатка – в крылья бабочки.

В. Дорисовка деталей

После

высыхания

краски

ребенок

может

добавить

элементы

кистью:

глаза и рот животным;

стебли цветам;

фон (небо, траву).

3. Примеры тематических занятий

Занятие 1. «Дерево дружбы» (коллективная работа)

Каждый

ребенок оставляет отпечаток своей

ладошки в

виде

листьев на общем дереве, что способствует сплочению группы.

Занятие 2. «Морские обитатели»

С помощью отпечатков создаются рыбки, осьминоги, водоросли,

развивается тематическое воображение.

Занятие 3. «Времена года»

Используя

разные

цвета,

дети

изображают

осенние

листья,

снежинки

или

весенние

цветы,

закрепляя

знания

о

природных

явлениях.

Влияние техники на развитие ребенка

1. Когнитивное развитие

Пространственное

мышление

ребенок

учится

располагать

элементы на листе.

Логика

понимание

последовательности

действий

(сначала

отпечаток, потом дорисовка).

Цветовосприятие – эксперименты с смешиванием оттенков.

2. Эмоционально-волевая сфера

Снижение тревожности за счет отсутствия жестких критериев

оценки.

Развитие усидчивости и концентрации внимания.

Формирование положительной самооценки через создание ярких,

выразительных работ.

3. Социальные навыки

Взаимодействие в групповых проектах.

Умение презентовать свою работу.

Заключение

Техника

рисования

ладошками

является

эффективным

инструментом

художественно-эстетического

развития

детей.

Ее

преимущества

заключаются

в

доступности,

вариативности

и

комплексном

воздействии

на

познавательные

и

эмоциональные

процессы. Включение данной методики в образовательную программу

позволяет создать условия для раскрытия творческого потенциала

каждого ребенка, формируя не только художественные навыки, но и

основы гармоничного развития личности.

Практическое

применение

техники

требует

минимальных

ресурсов, что делает ее особенно ценной для педагогов и родителей.

Дальнейшие

исследования

могут

быть

направлены

на

изучение

долгосрочного

влияния

нетрадиционного

рисования

на

креативное

мышление детей в более старшем возрасте.



В раздел образования