Автор: Рипун Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: Свердловская область, ЗАТО СВободный
Наименование материала: эссе
Тема: Эссе "Я педагог"
Раздел: дошкольное образование
Рипун Дарья Сергеевна,
воспитатель, МБДОУ№ 17
Эссе «Я педагог».
В последнее время я часто задумываюсь над вопросом, является ли
профессия педагога просто профессией или все-таки призванием. И прихожу
к неоднозначным выводам…
Наверное, в жизни каждого из нас есть или был, человек, которого мы
можем назвать своим Учителем. Возможно, это не был школьный учитель
или преподаватель в институте, хотя это наиболее распространенный вари-
ант; просто это человек, который смог научить нас чему-то действительно
важному, необходимому для жизни, для дальнейшего развития. Для кого-то
учителем может стать старший друг, для кого-то – родители. Для меня таким
учителем стала одна из моих преподавательниц на этапе получения профес-
сионального образования. Она настолько заинтересована своей профессией,
что заражала этим интересом всех окружающих. Хотелось тянуться до ее
уровня, соответствовать в чем-то. Очень подкупала в ней любовь к детям,
она с большим восторгом рассказывала о дошкольниках, восхищалась их не-
засоренным взглядом на мир, умением удивляться, казалось бы, самым про-
стым вещам. Но, как выяснилось, можно заинтересовать своим предметом,
привить любовь к нему, а вот любовь к детям невозможно передать от препо-
давателя студенту или от одного педагога – другому. Эта любовь или есть,
или ее нет.
Казалось бы, уже надоевшая фраза о том, что педагог – это призвание
(равно как и врач). Врач лечит человеческое тело, спасая жизнь, педагог фор-
мирует душу ребенка. Вот это формирование и невозможно без любви воспи-
тателя к своему воспитаннику. Как писала Л. Улицкая в романе «Казус Ку-
коцкого», «…без любовного прикосновения все живое страдает, болеет, хи-
реет…как без какого-то специального неведомого витамина».
Считаю, как ни банально это звучит, что любовь к детям – первое усло-
вие, которое необходимо педагогу для того, чтобы по-настоящему состояться
в профессии. Так же, как ни банально это звучит, дети очень хорошо чувству-
ют, как к ним относятся – любят искренне или только терпят по необходимо-
сти. И если они чувствуют от педагога искреннюю заинтересованность и лю-
бовь – сами раскрываются навстречу, рассказывают о своих маленьких
тайнах и произошедших событиях, делятся чем-то радостным, важным или,
наоборот, грустным. Чувствуя любовь и поддержку педагога, дети активно
общаются с ним на занятиях, без страха высказывают свое мнение, задают
вопросы и отвечают на них. И смотрят таким чистыми глазами, внутри кото-
рых – целый мир, еще не отравленный взрослой жизнью, ее проблемами, тре-
вогами и страхами.
Я люблю детей в том числе и именно за то, что они позитивны. Груст-
ные моменты и события в их жизни, конечно, случаются, но они не умеют
расстраиваться долго, эти маленькие волшебники полны оптимизма и уве-
ренности в том, что все плохое скоро закончится, а дальше все и всегда обя-
зательно будет хорошо!
Я люблю детей и называю их волшебниками еще и потому, что они
обожают перевоплощаться. При этом процесс перевоплощения занимает до-
ли секунды: сейчас это девочка – а через минуту шипящая кошка или ти-
грёнок, ну или принцесса, конечно… Их умение перевоплощаться как будто
снова погружает тебя в детство. Ты снова становишься ребенком и снова ле-
тишь, без каких либо границ, которые появляются в голове каждого челове-
ка, когда он взрослеет. Поэтому, наверное, можно сказать, что каждому ис-
тинному педагогу необходимо быть немного (в хорошем смысле слова) Пи-
тером Пэном – мальчиком, который не желал взрослеть, который умел удив-
ляться каждому новому дню и видеть прекрасное и необычное в обыденном.
К сожалению, в детский сад идут не только по велению сердца, но и по
иным причинам (профильное образование, устройство ребенка в детский сад,
даже близость к дому). Добавим к этому синдром профессионального выго-
рания, который характерен для профессии педагога – и получим картину, да-
лекую от идеала. Но, на мой взгляд, все-таки в педагогике детства не бывает
и не может быть случайных людей, что подтверждается примерами из соб-
ственной практики: по происшествии определенного времени практической
работы с детьми дошкольниками «случайные» люди отсеиваются: кто-то на-
ходит работу в иной или смежной отрасли, кто-то уходит из педагогической
деятельности насовсем, поняв, что это «не его». Таким образом, с течением
времени все стает на свои места, и с детьми остаются искренне любящие их и
свое дело педагоги, к которым я также отношу себя.