Напоминание

"Формирование метапредметных компетенций младших школьников средствами игровых технологий на уроках английского языка"


Автор: Присягина Софья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33 города Калуги
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование метапредметных компетенций младших школьников средствами игровых технологий на уроках английского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование метапредметных компетенций младших

школьников средствами игровых технологий на уроках

английского языка

Аннотация

Статья рассматривает возможности использования игровых технологий

на уроках английского языка в начальной школе для формирования

метапредметных компетенций младших школьников. Приводится обзор

теоретических подходов к понятию метапредметности, описаны виды

игровых

технологий,

используемых

в

обучении

английскому

языку,

представлены конкретные методики и примеры уроков, направленные на

развитие у детей познавательной активности, коммуникативной культуры,

креативного мышления и социальной адаптации.

Введение

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников

является одной из главных задач современной системы начального общего

образования. В условиях глобализации и цифровизации общества особую

значимость

приобретает

изучение

иностранных

языков,

в

частности

английского

языка,

как

средства

межкультурного

общения

и

международного взаимодействия.

Однако традиционные подходы к изучению иностранного языка

зачастую ограничиваются лишь передачей лексико-грамматических знаний и

навыков. В современных условиях необходимо акцентировать внимание на

развитии метапредметных компетенций, таких как:

- коммуникативная культура;

- умение работать в команде;

- креативное мышление;

- способность к самоорганизации и саморегуляции.

Одним из эффективных средств формирования указанных компетенций

являются игровые технологии, которые помогают создать комфортную и

непринужденную атмосферу на уроке, повысить мотивацию к изучению

предмета, способствовать развитию социальных и когнитивных навыков.

Теоретические аспекты метапредметных компетенций и

игровая деятельность на уроках английского языка

Метапредметные компетенции представляют собой интегративные

способы деятельности, формируемые в процессе изучения различных

школьных

предметов

и

проявляющиеся

в

способности

учащихся

использовать приобретённые знания и умения в новых ситуациях.

Игровой подход в обучении иностранному языку способствует

развитию следующих метапредметных компетенций:

- Коммуникативная компетенция: развитие навыков устной и письменной

коммуникации

на

английском

языке,

расширение

словарного

запаса,

обучение правильному произношению и интонациям.

-

Регулятивная

компетенция:

формирование

навыков

целеполагания,

планирования, контроля и коррекции собственных действий.

- Познавательная компетенция: развитие наблюдательности, внимания,

памяти,

логического

мышления,

способности

к

анализу

и

синтезу

информации.

-

Социальная

компетенция:

воспитание

чувства

товарищества,

взаимовыручки, умения работать в команде, уважительного отношения к

мнению других людей.

Методика формирования метапредметных компетенций

средствами игровых технологий на уроках английского языка

Рассмотрим

подробнее,

какие

игровые

технологии

эффективны

для

формирования метапредметных компетенций у младших школьников на

уроках английского языка.

1. Ролевые игры

Ролевые

игры

способствуют

развитию

коммуникативных

навыков,

позволяют моделировать реальные ситуации общения на изучаемом языке.

Примеры таких игр:

- «Магазин игрушек»: учащиеся играют роль продавцов и покупателей,

используя английский язык для описания товаров, выражения желаний и

потребностей.

- «Путешествие по Лондону»: ученики выполняют задания туриста,

знакомятся с достопримечательностями Лондона, задают вопросы гиду и

отвечают на них.

2. Дидактические игры и конкурсы

Дидактические игры помогают закрепить пройденный материал, тренируют

грамматические

конструкции,

фонетику

и

орфографию.

Примеры

дидактических игр:

- «Собери слова»: учитель предлагает набор букв, из которых нужно

составить слова на английском языке.

-

«Кто

быстрее?»:

соревнование

на

скорость

правильного

перевода

предложений с русского на английский и наоборот.

3. Театральные постановки и инсценировки

Театрально-игровое направление активно используется для закрепления

материала и развития актерских способностей. Примеры театральных

постановок:

- Сказочные сюжеты: постановка известных сказок («Три поросёнка»,

«Красная Шапочка»), где каждый ученик получает определённую роль.

- Мини-спектакль по теме урока: сценки, отражающие повседневные

ситуации («Покупки в магазине», «Школа»).

4. Компьютерные и мультимедийные игры

Современные интерактивные ресурсы позволяют сделать уроки английского

языка ещё интереснее и разнообразнее. Примеры цифровых игр:

- Интерактивные квесты: игры, в которых ученики решают загадки и

выполняют задания на английском языке, продвигаясь по сюжету.

- Обучающие мобильные приложения: программы, помогающие изучать

новые слова, фразы и грамматические структуры в игровой форме.

Опыт внедрения игровых технологий на уроках английского

языка

Эксперимент проводился в начальной школе города Калуги N33 с

целью

выявления

влияния

игровых

технологий

на

уровень

сформированности метапредметных компетенций младших школьников.

Участвовали

две

группы

учащихся:

контрольная

группа

занималась

традиционным методом, экспериментальная — с использованием игровых

технологий.

Результаты

показали,

что

в

экспериментальной

группе

значительно

улучшились показатели:

- языковой компетенции (богатый активный словарь, уверенное владение

устной речью);

-

коммуникативной

компетенции

(активное

участие

в

групповом

взаимодействии, готовность к диалогу);

-

познавательной

активности

(высокий

уровень

заинтересованности,

инициативность в поиске новой информации);

-

социальной

компетенции

(развитие

навыков

сотрудничества,

взаимоуважение и поддержка в группе).

Заключение

Использование игровых технологий на уроках английского языка в

начальной

школе

является

действенным

способом

формирования

метапредметных компетенций у младших школьников. Благодаря игровому

подходу

повышается

мотивация

к

изучению

языка,

развиваются

коммуникативные, познавательные, регулятивные и социальные навыки.

Важно

отметить,

что

применение

игровых

технологий

должно

осуществляться

систематически

и

целенаправленно,

сочетаться

с

традиционными

методами

обучения,

чтобы

обеспечить

комплексное

развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. // Как проектировать

универсальные учебные действия в начальной школе. / Под ред. А.Г.

Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 176 с.

2. Безрукова О.А. // Игровые технологии на уроках английского языка в

начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. — №10, 2018. — С.

28–32.

3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. // Обучение иностранным языкам в

начальной школе: современные тенденции и перспективы. // Иностранные

языки в школе. — №3, 2019. — С. 24–29.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. // Теория и методика обучения иностранному

языку. — М.: Академия, 2009. — 288 с.

5. Загвязинский В.И., Махмутов М.И. // Основы методики обучения

иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2007. — 224 с.

6. Коряковцева Н.А. // Современные технологии обучения иностранным

языкам. — М.: Владос, 2012. — 160 с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. // Новые педагогические технологии. —

Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с.

8. Полат Е.С. // Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. — М.: Академия, 2009. — 272 с.

9. Хуторской А.В. // Современная дидактика. — М.: Высшая школа, 2007. —

480 с.



В раздел образования