Автор: Кириллова Тамара Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
Населённый пункт: г. Данков Липецкой обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект работы по взаимодействию с родителями «Мы вместе: педагоги, воспитанники группы и их семьи» в разновозрастной компенсирующей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкой области
Проект работы по взаимодействию с родителями
«Мы вместе: педагоги, воспитанники группы и их семьи»
в разновозрастной компенсирующей группе
Разработчик:
Кириллова Тамара Николаевна
воспитатель первой квалификационной категории
2025 г
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский.
Описание проекта:
Данный проект по вовлечению родителей в образовательную
деятельность ДОУ является продуктом активного взаимодействия двух
важных институтов социализации детей - семьи и дошкольного учреждения.
Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
личности ребенка необходимо их сотрудничество, партнёрство. Проект по
организации взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную
современную модель работы по привлечению родителей к активному
участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует
укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями
воспитанников.
Актуальность.
Сегодня взаимодействие ДОУ и родителей является важной составной
частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании
дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании
педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
В современном мире родителей можно разделить на несколько
категорий: часть родителей требуют и открыто заявляют, что воспитанием и
обучением детей должен заниматься детский сад, но при этом хотят видеть
результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребенка; другие пассивно
наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в
воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени; и
только небольшая часть семей активно сотрудничают с детским садом.
На мероприятия информационного характера родители ходят без
особого желания, тогда как на мероприятиях развлекательного характера
посещение родителей бывает достаточно высоким.
В наше время, когда каждый родитель знает, что такое рейтинг
образовательной организации, когда любую информацию можно вычерпнуть
из средств массовой информации, и любой родитель может все, чем он
недоволен, выложить для всеобщего обозрения в сети интернет (причем, чаще
пишут недовольства), очень важно, чтобы довольных, удовлетворенных
качеством предоставляемых образовательных и воспитательных услуг
дошкольным образовательным учреждением, было больше. И, как следствие,
будет больше родителей, желающих привести своего ребенка в данный
детский сад.
Одной из задач современного дошкольного образования является
взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Именно поэтому и актуален данный проект работы с родителями: детский сад
должен быть открыт для семьи, родитель должен знать, что происходит в
детском саду, необходимо каждому родителю обеспечить возможность знать и
видеть, чем живет и как развивается его ребенок.
Проблема.
Многие современные родители являются постоянными участниками
виртуальных сайтов, групп, в которых идет бурное обсуждение вопросов
организации работы детских садов. Обсуждению, как правило, подлежат
вопросы не очень лестного содержания; и эта информация, воспринимаемая
из разных источников, не помогает им получить достоверной картины по
следующей причине: они слишком общие, не касаются лично их ребенка. Это
приводит к тому, что родители начинают видеть только негативную сторону
работы своего детского сада.
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно
изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе
уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей
является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким
образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации
работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и
семей воспитанников.
Помочь
родителям
стать
активным
участником
воспитания
собственного
ребенка
призван
психолого-педагогический
проект
по
повышению конкурентоспособности детского сада «Мы вместе: детский сад
и семья».
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный.
Участники проекта: педагоги, воспитанники разновозрастной
компенсирующей группы и их родители.
Срок реализации проекта: январь 2025 г - май 2025г.
Место реализации: МДОУ № 3.
Идея проекта:
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно
создать коллектив (дети + педагоги + родители) как единое целое, как
большую семью, в рамках организации совместной деятельности педагогов,
родителей, детей. Это способствует включению родителей в деятельность
дошкольного учреждения. Необходимо реализовывать активные формы
взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного
сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный
процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.
Тема: «Мы вместе: педагоги, воспитанники группы и их семьи».
Цель: повышение удовлетворенности качеством предоставляемых
образовательных и воспитательных услуг ДОУ родителями через активное
информирование и взаимодействие
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей
дошкольников.
Предмет проекта - содержание и формы педагогического
просвещения.
Роль родителей в реализации проекта: участники
Условия реализации проекта: наличие теоретических знаний и
практических умений и навыков у педагогов, активное сотрудничество
педагогов, детей и родителей в разных видах деятельности, регулярность и
систематичность работы.
Задачи для детей:
1. Укреплять отношения между родителями и детьми.
2. Воспитывать уважение к труду взрослых.
3. Вызывать положительные эмоции, знакомить с профессиями
взрослых.
Задачи для воспитателей:
1. Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения
с ее членами с целью выстраивания плана взаимодействия.
2. Разработать план мероприятий по активизации деятельности
родителей в жизни ребёнка в ДОУ.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления
активных позиций, положительных сторон семьи, активизировать ее
творческий потенциал через внедрение наиболее эффективных форм работы.
4. Обеспечить родителей литературой, дидактическими играми и
пособиями, презентациями для занятий с детьми в домашних условиях.
Задачи для родителей:
1. Преодолеть барьер недоверия к ДОУ.
2. Познакомить родителей с ФГОС.
3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
4. Вызвать желание принять участие в создании единого
образовательного пространства.
5. Создание эмоционального контакта между родителями и детьми и
укрепление семейных отношений.
Новизна:
Формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи,
характеризующаяся личностно-ориентированным подходом к родителям и
помогающие влиять на социальную позицию семьи.
Социальная значимость:
Проект содействует развитию у семьи активной социальной позиции по
взаимодействию с дошкольным учреждением, а участие в совместных
мероприятиях открывают детям любящих, заинтересованных, творческих,
активных родителей, что в дальнейшем благотворно повлияет на становление
нравственных, семейных ценностей и социализацию в обществе.
Предполагаемые результаты:
1.Использование разнообразных форм работы даст определённые
результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников
встреч и помощников воспитателя, будет создана атмосфера
взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.
2.Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и
групповых консультаций специалистов и будут участниками различных
мероприятий.
3.Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи
4.Совместная работа педагогов с семьёй будет способствовать
созданию единого образовательного пространства для детей.
5.Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их
вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного
ребенка.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей.
Единство в понимании педагогами и родителями понимания целей,
задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника.
Взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов.
Доброжелательный стиль общения.
Индивидуальный подход к ребенку и семье на основах учета их
индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
Тематические консультации.
Тематические выставки.
Консультации специалистов.
Беседы, памятки, рекомендации;
Почтовый ящик.
Создание стенгазет, выставка рисунков.
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями,
детьми и педагогами,
2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной
творческой деятельности, появление общих интересов, увлечений.
3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности
родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных
мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и
форм работы с родителями.
Этапы работы:
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка к взаимодействию всех участников
проекта.
Педагогическая деятельность:
Изучение психолого-педагогической литературы, методической и
методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их
образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их
педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их
деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми:
Изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее
мониторинга
Наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический.
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе
совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность:
Проведение ряда запланированных мероприятий.
Организация встреч с участниками данного проекта.
Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями:
Тематические консультации для родителей.
Практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми:
Проведение совместных мероприятий с родителями.
План совместной деятельности.
Консультация «Права и обязанности родителей»
Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка»
Выставка рисунков «Моя семья».
Консультация на тему «Взаимоотношения родителей и детей»
Тематическая консультация «Игры зимой совместно с родителями».
Беседа «Рука развивает мозг»
Изготовление стенгазет «Моя папа – лучший!» и «Мамочка любимая
моя!»
Участие в детсадовских конкурсах: детско - родительского творчества
«Оригинальная открытка для папы» ,«Лучший уголок театрализованной
деятельности», « Лучший огород на окне».
Наглядная агитация «Можно, нельзя, надо»
Беседа «Правила этикета».
Подведение итогов, создание презентации.
III этап Заключительный.
Цель: выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий.
согласованность действий родителей и педагогов;
соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Продукты проектной деятельности:
Семейные стенгазеты.
Детские рисунки.
Папки «Консультации для родителей».
Вывод:
Таким образом, можно смело утверждать, что использование
разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало
положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагогов с
родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и
незаменимыми помощниками воспитателей.
Используемая литература:
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
2. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. //Дошкольное воспитание:
ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
3. Башлакова - Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество
детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы.
Методические рекомендации. — Мн., 2001.
4. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского
сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
5. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—
48; № 2. — С. 44-49.
6. Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и
доп. — М.: Просвещение, 1986.