Авторы: Сагова Татьяна Сулеймановна, Козлова Анжелика Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ №99
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка литературной игры
Тема: "Литературная командная игра по первой части книги В. П. Астафьева «Последний поклон» среди обучающихся 6-7 классов"
Раздел: среднее образование
Литературная командная игра
по первой части книги В. П. Астафьева «Последний поклон»
среди обучающихся 6-7 классов
Целью проведения литературной командной игры является повышение качества
работы
с
подростками
по
использованию
произведений
В.
П.
Астафьева
в
их
познавательно-речевом, художественно-эстетическом развитии.
Основными задачами литературной командной игры являются:
•
пропаганда литературных знаний и развитие у обучающихся интереса к чтению
художественных произведений;
•
популяризация творчества В. П. Астафьева;
•
выявление у обучающихся знаний по творчеству В. П. Астафьева;
•
создание
условий
для
познавательно-речевого,
художественно-эстетического
развития детей;
•
формирование у подростков коммуникативных способностей, сотрудничества в
команде;
•
организация содержательного досуга подростков.
Задания, которые необходимо выполнить для участия в игре:
Прочитать биографию В.П. Астафьева и запомнить даты, которые связаны с жизнью
писателя и его творчеством, ключевые события.
Познакомиться с рассказами В. П. Астафьева из книги «Последний поклон» (первая
часть).
Иллюстративный
материал,
используемый
для
разработки
игры,
заимствован
из
общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов
и каких-либо ограничений для их заимствования.
Содержание литературной командной игры
Игра состоит из тематических станций, пройдя которые команда набирает баллы, по их
количеству определяется победитель.
1. Станция «Биографическая»
Ответьте на вопросы:
1. Когда и где родился В. П. Астафьев?
2. Перед вами фотография, на которой изображён Витя Астафьев. Что вы
можете рассказать о его родителях?
3. Какой период жизни писателя лег в основу сборника «Последний
поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с
розовой гривой»?
4. Кто становится наставниками В. П. Астафьева в Игарском детском доме, люди,
которые оказали значительное влияние на формирование его личности?
5. В 1942 году Виктор Астафьев отправляется на фронт. Что вы знаете об этом периоде
жизни писателя?
6. Назовите произведение, которое стало визитной карточкой писателя и прославило его
на весь мир?
9. Какие театральные постановки созданы по произведениям В.П. Астафьева?
10. Перед вами скульптурные сооружения. Где они уставлены, чему посвящены?
2. Станция «За праздничным столом»
В рассказе В. П. Астафьева «Бабушкин праздник» повествуется о том, как в доме
Екатерины Петровны собирается вся
семья,
чтобы
«праздновать день
бабушкиного
рождения». Мы читаем: «Столы накрыты по сибирскому закону: все, что есть в печи, в
погребе, в кладовке, все, что скоплено за долгий срок, теперь должно оказаться на столе.
И чем больше, тем лучше. Поэтому все на столах крупно, нарядно, все ядрено, все
зажарено и запечено с красотою, большим старанием и умением». Чем угощала бабушка
своих гостей?
Задание. Из данных блюд составьте меню праздничного стола бабушки В.П.
Астафьева.
3. Станция «По страницам рассказов В. П. Астафьева»
Установите соответствие между отрывками из рассказов В. П. Астафьева и их
названиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца
1
«Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого
присмотра и стосковавшаяся по родителям,
решила податься на пашню к матери. У мужчин
такого возраста колебаний, как известно, не
бывает, и коли они что замыслили, то уж
непременно и осуществят».
А
«Ангел-хранитель»
2
«Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною,
выдумывала разные штуковины, но много лет
спустя, у писателя Александра Яшина, прочел о
том же: рябина от угара — первое средство.
Б
«Бабушкин праздник»
Народные приметы не знают границ и
расстояний».
3
«Наша семья, ведомая бабушкой, изворотливой
в хозяйстве, предприимчивой в делах, не раз
голодавшей й бедовавшей за свою жизнь, мало-
мало перебивалась. Бабушка усохла. Кость на
ней выступила, характер ее, крутой и шумный,
заметно смягчился».
В
«Мальчик в белой рубахе»
4
«И в самом деле, вечером, когда мы, ребятишки,
катались на санках, с другой стороны реки
послышались тревожные крики. Можно было
подумать, что там кто-то долго, настойчиво и
нестройно наигрывал на пионерском горне».
Г
«Деревья растут для всех»
5
«Мне тоже хотелось к речке, тоже бы
побрызгаться, но я не решался уйти с увала,
потому что еще не набрал полную посудину».
Д
«Фотография, на которой
меня нет»
6
«И я понял, что это вовсе не дерево. Саженец
мой, по заключению бабушки, оказался дикой
гречкой. Обидно мне сделалось. Я даже ходить
за сеновал бросил, да и болезнь моя шла на
убыль, и меня уже отпускали бегать и играть на
улицу с ребятами соседа нашего — дяди
Левонтия».
Е
«Гуси в полынье»
7
«Старые и малые — все опять вместе, в тишине,
в единстве и согласии — «там, где нет ни
болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь
бесконечная»…
Ж
«Конь с розовой гривой»
4. Станция «Генерал в юбке»
Бабушка Катерина Петровна – центральный персонаж повести «Последний поклон»,
оказавшая огромное влияние на формирование личности главного героя. Она стала для
осиротевшего внука не просто любящей родственницей, но и мудрым наставником,
хранительницей духовных ценностей.
Катерина Петровна – женщина трудолюбивая, хозяйственная, уважаемая на селе.
Она приучала Витю к труду, учила его ценить хлеб, любить и понимать природу. Бабушка
обладала богатым жизненным опытом и народной мудростью, которыми щедро делилась
с внуком.
Перед вами жизненные мудрости бабушки В. П. Астафьева. Высказывания разбиты
в таблице на основе принадлежности слов соответствующим частям речи. Соберите слова
в предложения.
в
луг
встречает
любом
всех
а
деле
обижат
ужасная
чья-то
от
голова
ест
сильного
всему
не
руки
оповещает
любом
кто
ни
слово
избавит
вечных
того
плода
бог
мук
5. Станция «Луговые просторы Красноярского края»
Читая
рассказы
В.
П.
Астафьева,
мы
окунаемся в
красоту
русской
природы:
величественную реку Енисей, прекрасные цветы, ягоды, деревья. Сегодня мы предлагаем
прогуляться по лугу и вспомнить названия луговых сибирских растений.
6. Станция «Бюро находок»
Перед вами предметы, о которых говорится в рассказах В. П. Астафьева, укажите из
каких они произведений?
Маршрутный лист
Название команды ___________________
Баллы
Станция «Биографическая»
Станция «За праздничным столом»
Станция «По страницам рассказов В. П. Астафьева»
Станция «Генерал в юбке»
Станция «Луговые просторы Красноярского края»
Станция «Бюро находок»
(Команды должны перемещаться одна за другой)